Звонок из детства

(Документальный рассказ)
День 30 сентября 1993 года выдался для меня тяжелым: постоянно приходили посетители, не переставая, звонили телефоны. Причин такой активности моих очных и заочных собеседников было две. Первая причина была в том, что незадолго до этого я на базе типографии, директором которой я тогда был, создал первое в Подольске издательство. Писатели, журналисты, графоманы разных мастей не могли поверить своему счастью, узнав, что можно издавать книги здесь, в Подольске,  и без всякой цензуры. Другая причина была, образно говоря, «одноразовая», но существенная: накануне в газете «Подольский рабочий», на первой полосе, была напечатана статья Людмилы Исаевой о моем 60-летнем юбилее. Материал журналисту явно удался, и многие друзья, знакомые и совсем незнакомые люди звонили мне, поздравляли с юбилеем и заодно – с интересной публикацией.
Было много срочных дел, а эти бесконечные звонки мешали работать. Поэтому я попросил секретаря в этот день больше ни с кем не соединять. Но буквально через полчаса она вошла ко мне в кабинет и виноватым голосом доложила:
–Вам звонит женщина, говорит, что она Ваша школьная подруга из Телави. Соединить? – Сообщение было более чем любопытным.
– Соедини.
– Вы Гриша Саамов из Телави?
– Да. А кто говорит?
–Гриша, мы с тобой в Телави вместе учились в школе, в 6-ом и 7-ом классах, сидели даже за одной партой. А потом папу перевели в другой город и мы уехали. Я Люда Гайдученко, помнишь?
–Люда! Помню, конечно! Ты откуда звонишь? Как меня нашла?
–Гриша, я тоже давно живу в Подольске. Иногда читала в «Подольском рабочем» публикации за подписью «Григорий Саамов». Но я даже предположить не могла, что это ты. Думала случайное совпадение. А по вчерашней статье всё поняла.
Так мы, бывшие одноклассники, нашли друг друга в подмосковном Подольске уже пожилыми людьми, расставшись детьми в грузинском городе Телави сорок с лишним лет тому назад.
Заботы у нас сегодня совсем другие. Мы говорим уже не о школьных уроках, а об уроках жизни за эти долгие десятилетия-лихолетия, о детях и внуках. 
Я сегодня хочу рассказать о жизненном пути Людмилы Степановны Гайдученко, в замужестве Тютиной, о её семье, о её замечательных сыновьях и внучках…
Случилось так, что недавно по двум телеканалам, почти одновременно шли фильмы «Баязет» (канал «Россия») и «Сны художника Петрова-Водкина» («Культура»). В первом фильме одну из главных ролей – роль русского офицера Ефрема Штоквица – исполнял старший сын Людмилы Степановны Александр, а второй фильм – это режиссёрская и актёрская работа младшего её сына Сергея. И вообще фамилия Тютин стала в последнее время очень известной и, образно говоря, кинематографической.
Но обо всём по порядку.
Родилась Людмила Степановна в Гатчине Ленинградской области. Детство у неё было достаточно сложное, так как её отец Степан Сильверстович  Гайдученко был военным, и его часто переводили с места на место. Поэтому Людмиле то и дело приходилось менять школу, друзей. К нам в Телави она приехала из Румынии. Потом отца перевели на Сахалин (об этом я узнал только сейчас), и она также неожиданно уехала, как и появилась у нас. Проучились мы вместе всего полтора года в шестом и седьмом классах. Люда  была примерной ученицей, красиво одевалась – носила, говоря современным языком, мини-юбки. Однажды учительница по русскому языку и литературе, послушав её ответ, поставила «5», но добавила: «Скажи маме, чтобы шила тебе платья подлиннее, а то неудобно пред мальчиками». «На Западе все так носят» – спокойно ответила Люда. И вообще она умела за себя постоять. А однажды классная руководительница посадила её за одной партой со мной с целью унять мой неуёмный нрав, так как считался первым хулиганом в школе. Присутствие девочки на самом деле положительно повлияло на моё поведение. Но продолжалось это недолго: через две недели Люда не пришла в школу. Соседка по военному городку сообщила, что её отца перевели в другой город, и они уехали.
 Так и прошли эти годы. И если бы не юбилейная публикация, я бы никогда не узнал, что актёры и режиссёры Александр и Сергей Тютины, которые часто стали радовать зрителей своими работами, – дети моей школьной подруги Люды Гайдученко.
А мама Александра и Сергея Тютиных Людмила Степановна, объездив в детстве полстраны, поменяв 9 школ в самых разных концах Советского Союза и зарубежья, окончила среднюю школу на Сахалине. Поступила в Ленинградский технологический институт имени Ленсовета и после его окончания была распределена на Подольский аккумуляторный завод. Здесь Людмила Степановна работала старшим мастером, начальником участка литейно-формировочного цеха, была технологом, начальником бюро стандартизации. И так она проработала на одном заводе до самой пенсии. К великому сожалению, муж Людмилы Степановны Виктор Осипович Тютин, многие годы проработавший на Подольском электромеханическом заводе, в 1985 году ушёл из жизни, и ей одной пришлось воспитывать ребят.
 Кем бы ни работала Людмила Степановна, всегда занимала принципиальную, активную позицию. Даже сегодня, будучи на пенсии, она является председателем Совета ветеранов этого прославленного завода. Она знает всех ветеранов, помогает им, все знают её. Её трудовая и общественная деятельность настолько ярко вписалась в историю Подольского аккумуляторного завода, что в книге «Энергия старта» директор завода С.В. Зубковский и писатель Г.М. Карпунин посвятили ей целую главу.
В заключение я бы хотел сказать: я рад, я счастлив тем, что мои дети и внуки,  дети и внуки моих друзей растут достойными гражданами Отечества. Семья Тютиных – яркое этому подтверждение.
PS: Этот материал написан давно – в 1993 году. Даю с сокращениями.
К сожалению, в декабре 2013 года Людмилы Степановны не стало…


Рецензии
Очень приятно узнать о судьбах своих друзей. Хороший рассказ. Все гениальное просто. Желаю творческих успехов. Спасибо!

Александр Акилов   29.01.2017 19:06     Заявить о нарушении
Благодарю!

Григорий Саамов   29.01.2017 19:11   Заявить о нарушении