Духовные запахи
Духовные запахи – явление, при котором человек ощущает запахи источником которых не может быть физический объект, или находящиеся рядом физические объекты в этот момент испускают другие запахи.
ЗАПАХ - ОРУЖИЕ САМООБОРОНЫ
Из письма Донна Дрегера полученного Джоном Гилби в 1953 году:
«Жак представил меня Анри Пугарду - человеку, способному убивать дыханием. Я попросил его продемонстрировать свои возможности и он согласился.
Он широко открыл три окна и включил вентилятор. Затем на его лице появилось сосредоточенное выражение и, казалось, он концентрировался секунд 30. Затем через весь обеденный стол - с расстояния около 1,8 м - он дохнул на меня.
Я внимательно следил за ним, мои чувства были в напряжении, подумал: «Какой большой рот!». Когда этот рот открылся, запах, нет, вонь - ударили в меня. Гниющий мусор, вытапливаемое сало, сыромятня - это все не идет в сравнение. Но анализировать было уже некогда. Я попытался вдохнуть, но не смог, попытался еще раз - и потерял сознание.
Я пришел в себя под дружеское подшучивание Анри, он дал мне стакан вина, который я выпил. Я признал, что он «убил» меня.»
ЗАПАХ СТРАДАНИЙ
Греческий старец Паисий Святогорец (Арсений Эзнепидис) (1924 – 1994) в своем 6-ом письме описывает случай распространения Духовного запаха в Физическом мире:
«Однажды два друга побывали в храме. Услышанная проповедь так сильно подействовала на одного из них, что он решился стать монахом, а друг его по прежнему оставался в миру. Но к несчастью его вскорости постигла смерть. И оставшийся его друг-монах стал усиленно в молитвах просить бога открыть ему загробную участь его умершего друга.
И вот однажды во сне монаху является его умерший друг.
- Ну, что, брат, как тебе, хорошо ли? - спросил его монах обрадованный видением.
- Ты хочешь знать это? - со стоном отвечал мертвец. - Горе мне бедному! Червь неусыпный точит меня и не дает мне покоя через целую вечность.
- Что ж это за мучение? - продолжал вопрошать монах.
- Это мучение не выносимое! - воскликнул умерший. - Но, делать нечего, нет возможности избежать гнева Божьего. Мне теперь дана свобода, ради твоих молитв, и если хочешь, я тебе покажу мое мучение; только совершенно ли ты хочешь видеть и чувствовать то или отчасти? Вполне всего мучения ты не можешь вынести; итак, некоторую часть я тебе покажу.
При этих словах мертвец приподнял подол своего платья по колено, и ужас, и невыносимый смрад так поразил все чувства спящего монаха, что он в то же мгновение проснулся.
Вся нога, которую открыл ему его друг, была покрыта страшным червем, и от ран выходил такой зловонный смрад, что нет возможности выразить того. Этот адский смрад так наполнил келию монаха, что он едва мог выскочить из нее, не успев даже затворить дверь за собою, отчего смрад разлился на весь монастырь; все кельи переполнились им, и встревоженные иноки не понимали, что это значит. В течение долгого времени этот адский воздух не исчезал, и братия поневоле должна была оставить монастырь и в другом месте икать себе приют; а друг покойника не могничем избавиться от раз вдохнутого зловония, ни отмыть рук адского запаха, ни заглушить его никакими ароматами.»
ПРИСУТСТВИЕ УМЕШЕГО ДЕДА
Тэд Эндрюс в своей книге «Как встретить духовных проводников и работать с ними» пишет:
«Когда ко мне приходит дух моего деда, я всегда ощущаю сильный запах крепкого табака. Этот запах был частью его, он витал в комнате деда в том доме, где я вырос. Когда я чувствую этот особый аромат, то всегда знаю, что он где-то рядом.»
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ НАТАЛИИ БЕХТЕРЕВОЙ
Сын Алик, доктор, красивый, умный, бесконечно любимый, трудный, позвонил ночью, сказал, что покончит с собою и хочет попрощаться перед смертью с отцом. Муж попросил меня поехать к нему. Мы уже один раз выхаживали Алика после тяжелейшего заражения крови, вытащили буквально чудом с того света. Чтобы не терять ни секунды, я сразу вызвала реанимацию и бросилась к сыну.
Перед закрытой дверью его квартиры застала растерянных врачей — на звонки изнутри никто не отзывался, и вдруг мне одной почудился сильный, как в анатомичке, трупный запах, которого не было и ни по каким логическим причинам быть не могло, и я поняла — все.
Сына больше нет. Когда принесли ключи и открыли дверь, Алик мертвый лежал на диване, с петлей на шее. Одно движение — и он мог спастись сам. Возможно, он затянул петлю, только когда услышал нашу возню за дверью. Может быть, рассчитывал и надеялся, что мы войдем и успеем его спасти. Его сердце остановилось всего несколько минут назад. Я взяла телефонную трубку и обо всем, как автомат, сообщила мужу.
Мы с моей близкой подругой Р.В. вернулись домой. И вновь, только я одна, у порога почувствовала все тот же леденящий душу трупный запах. Несколько секунд — и ощущение исчезло. Открыл муж, внешне — спокойный, выслушал, принес нам нарезанный арбуз, сказал, что идет спать. Под утро у него произошло кровоизлияние в мозг, и спасти его не удалось.
ЗАПАХ РАЯ
В Южной Америке есть заповедный парк Серрания-де-Неблина. В этот парк отправилась группа парфюмеров фирмы «Yves Rocher» для того, чтобы создать новый запах. Не какой-нибудь, а запах, аналогов которому в этом мире не существует.
Они поехали туда, чтобы создать запах рая. Именно так – райский запах, благоухание ангелов.
Причём на месте эксперимента они использовали уникальное оборудование, созданное специально для этой экспедиции, так как по закону в заповеднике у подножия знаменитой горы запрещается даже срывать цветы.
Как же они вышли из положения?
Они окружали цветочек мудреным аппаратом со стеклянный колпаком, выкачивали оттуда воздух, и, создавая разряжённую атмосферу, забирали цветочный запах в специальный геометрически закупоренный сосуд.
Почти 5 лет ушло на создание этих уникальных духов. Люди, вдыхавшие их, рассказывали, что аромат сильно напоминал запах дорогого природного ладана. Он вызывал ассоциации необыкновенной чистоты, нежности, удивления. Делясь своими впечатлениями, участники эксперимента утверждали, что аромат полученных духов, вызывает чувства милосердия, смирения, радости, готовность быть искренними и открытыми.
Один из парфюмеров фирмы «Yves Rocher», Давид Бертранд, принимавший участие в создании этого райского запаха, утверждал, что этот запах синего цвета.
ЦВЕТ ЗАПАХА
Хронический насморк резко снизил у меня обонятельную чувствительность. Я конечно чувствовал запахи, но очень резкие и сильные. Различать оттенки запахов я не мог, поэтому большинство духов и одеколонов были для меня с одним запахом, который я отличал от запаха жаренной курицы, не более.
Но в какой-то момент у меня стали проявляться экстрасенсорные способности и я стал ощущать необычные для себя запахи.
Так однажды гуляя по улице в своем спальном районе, я неожиданно ощутил запах, который ни когда раньше не слышал, но почему-то мне показалось, что так должен пахнуть моченный лен: запах обладал кислостью, прелостью и ещё какими-то ароматами, которые ни с чем не ассоциировались. Это было настолько неожиданно, что я стал крутить головой в поисках источника этого запаха. Но… запах исчезал, как только я поворачивал голову в ту или иную сторону, и возвращался, когда я вновь смотрел пред собой. Это было очень странно, я никогда раньше с подобным не сталкивался. Обычный запах окружает человека со всех сторон и определить его источник бывает порой очень трудно, как правило лишь по его особой интенсивности со стороны источника. Но в моем случае запах исчезал полностью, его как будто то включали, то выключали.
Примерно в это же время я стал ощущать запах случайных людей. Я думаю, что эмоции которые я при этом испытывал, можно сравнить с эмоциями человека который до этого видел лишь контуры окружающих его предметов, и вдруг увидел их в «качестве высокого разрешения». Поскольку опыта осознания такой огромной гаммы запахов, которая стала мне доступна у меня не было, то эти запахи я разделял по ассоциативным цветам.
Самые приятные запахи исходили от молодых, здоровых людей. Этот запах напоминал аромат свежести. В последнее время этот аромат встречается в дорогом парфюме. Этот запах для себя я определял как голубой или зеленоватый, светлых оттенков.
Более тяжелый, но не отталкивающий запах исходил от людей 40 – 50 лет. Я его определял как коричневый. Аналогов ему я не знал.
И третья категория запахов принадлежала пожилым и больным людям. Запах этот был тяжелым, сродни запаху сероводорода. Для меня он ассоциировался с цветом от темно-серого, до черного.
Чуть позже я стал ощущать запах смерти.
В моей комнате совершенно неожиданно и без какой-либо причины появлялся этот тяжелый запах сероводорода. Понять от куда он взялся было совершенно невозможно. Я пытался заглушить его распылением дезодорантов, но это не помогало. Дней через десять я узнавал о смерти того или иного человека, и этот тяжелый запах исчезал. Причем это были не только мои родственники, но и просто знакомые мне люди, в основном соседи.
Когда так произошло несколько раз подряд, я уже стал ассоциировать этот запах со смертью. Но самое странное было в том, что не всегда я мог связать его с известным мне человеком. Т.е. очевидно я чувствовал наступление смерти людей, с которыми так или иначе был связан в жизни, но связь с которыми со временем утерял.
НЕКТАРИЙ ЭГИНСКИЙ
Из жития митрополита Нектария Эгинского ( 1846 - 1920):
«Сохранились многочисленные воспоминания о его святой жизни там, о необычайных чудотворениях, когда он, подобно древним подвижникам мог низводить дождь в засуху, или изгонять саранчу, или исцелять тяжелых больных, даже слепых. Многие еще при жизни обращали внимание на удивительное благоухание шедшее от тела и одежд митрополита Нектария, на что он сам совершенно не обращал внимания. Сразу после кончины тело святого начало благоухать и мироточить.»
СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
В своих воспоминаниях о вскрытии богоборцами святых мощей Сергия Радонежского в 1919 г. П.А. Флоренский пишет:
«Я вошел в Троицкий собор уже позднею ночью, значительно позже, после того, как было произведено вскрытие. В соборе стоял едкий дым от магниевых вспышек, при которых производилась фотографическая съемка. Но, несмотря на этот сильно пахнущий воздух, порою какими-то дуновениями приносило от раки на несколько саженей расстояния волны неизъяснимо приятного благоухания, которое перебивало все прочие запахи.
Это благоухание охватывало величественной радостью, в которой невозможно было провести границу между собственно духовным удовлетворением и чувством приятного. Прикладываясь к мощам, я убедился, что благоухание исходило именно из раки, и было тут несравненно сильнее, чем в стороне.
С чем сравнить его затрудняюсь, так оно тонко и своеобразно. Могу только сказать, что в нем совершенно отсутствовали элементы слащавости или липкости, более или менее свойственные всякому запаху земного происхождения»
АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ
Из воспоминаний П.А. Флоренского:
«Другой рассказ слышал я в августе 1905 года в Оптиной пустыни. Он касался кончины старца Амвросия (1812 – 1891).
Как известно, вопреки ожиданиям его почитателей, тело Амвросия обнаружило следы разложения и когда один из монахов, желая освятить прикосновением к почившему старцу чистый платок, отнял его от тела, то, к своему смущению, увидел его запачканным гноем. Тогда он сунул его в карман и перестал о нем думать.
Но прошло некоторое время, и в келье его стало распространяться явное благоухание. Когда были произведены розыски его источника, то оказалось, что благоухает один из подрясников, и именно тот, который одевался на погребение старца, и что первоисточник благоухания - лежащий в кармане его платок. Запах продолжал сохраняться на платке и год спустя».
СЕРАФИМ САРОВСКИЙ
Из воспоминаний П.А. Флоренского:
«Когда мощи преподобного Серафима Саровского (1754 – 1833) были вынуты из гроба (17 декабря 1920), то их разложили сперва на листы белой бумаги; благоухание было так сильно, что эта бумага в самое короткое время сильно пропахла и продолжала пахнуть год спустя после прославления преподобного.
Один такой кусок имелся в семье протоиерея Звездинского, участво-вавшего в открытии мощей и взявшего себе часть этой бумаги; как мне рассказывал лет через шесть после прославления сын его, ныне епископ Серафим, а тогда мой младший товарищ по Академии, бумага продолжала благоухать.»
БЛАГОУХАНИЕ МОЩЕЙ
По материалам Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря.
Святой Феофил Мироточивый (ум. 1548 г.) жил во время святого патриарха Нифонта (ум. 1508 г.). Именно он в 1498 году был послан им и Священным Синодом в Египет, чтобы засвидетельствовать произошедшее там невиданное чудо, а именно – перемещение горы под названием Дур-Таг.
Несмотря на все свои церковные должности, в том числе назначение на должность нотария, он оставил все и пришел на Святую Гору. Сначала преподобный подвизался в монастырях Ватопед и Ивирон, затем перешел в ватопедскую келию Святителя Василия Великого.
Прежде своей кончины он заповедал ученику не погребать его, а бросить в лесу, что и было исполнено. В течение сорока дней его святые останки оставались нетронутыми плотоядными птицами и зверями. От них истекало благоуханнейшее миро, которое и сегодня ощущается теми, кто с благоговением прикладывается к его святым мощам.
***
В1948 году почил новоявленный преподобный, отец наш Савва Агиоаннит. Он некоторое время вел отшельническую жизнь на Святой Земле, затем поселился на острове Калимнос и основал там женский монастырь Всех Святых. Он был учеником святого и богоносного отца нашего Нектария Эгинского Чудотворца. Через десять лет после смерти преподобного Саввы, когда состоялось обретение его честных мощей, они оказались нетленными, благоухающими и источали чудеса.
***
По кончине святого Симеона (Стефан Немани, 1114 – 1200), отца святого Саввы Сербского (1169 – 1236), в монастыре Хиландар совершалось в его память бдение.
Во время великого славословия от его гроба начало исходить неизреченное благоухание, наполнившее весь монастырь.
***
Великим в добродетелях, и в подвигах, и в вере был святой Афанасий Есфигменский (1230 - 1310), достигший совершенства киновиате (монастырское общежитие) и служитель братской трапезы, который за свое великое смирение удостоился стать патриархом Константинопольским.
Его гроб и святые мощи, как говорит святитель Григорий Палама (1296 – 1359), стали источником чудес и неизреченного благоухания.
***
В 1840 году монахи Ватопедского монастыря решили перенести кости почивших отцов в новую костницу.
Когда они разрушили до основания одну из стен старой костницы, то внезапно ощутили неописуемое благоухание и неземной аромат. Продолжив работу, они обнаружили, что благоухание исходило от мощей какого-то святого, причем у него сохранился весь скелет и кожа. С великим благоговением и умилением священники, облаченные в священные одежды, положили святые мощи в особую раку и со свечами перенесли в собор монастыря. Однако никто не знал, как зовут святого, которому принадлежали мощи. По общему согласию было решено называть его Евдокимом, под каковым именем он и празднуется ежегодно 5 октября.
Положение его нетленного тела свидетельствует о том, что этот неведомый святой, названный Евдокимом, почувствовав приближение своей кончины, пришел в костницу, укрылся среди костей и, приготовившись и скрестив на груди руки, уснул сном праведных, никому не ведомый и никем не замеченный, чтобы избежать человеческой похвалы и разрушительной славы мира сего.
***
Монах Савва из келии Святителя Николая, ранее относившейся к небольшой обители Равдуш (одна из древних обителей, вошедшая в состав Пантократора), а теперь к монастырю Пантократор, отличался любовью к церковным службам, великим благоговением, а также неутомимостью в те-лесных подвигах. Одно время он жил в монастыре Есфигмен, но когда по-чувствовал приближение смерти, вернулся в монастырь своего покаяния, в котором он принял постриг.
Через три года после его кончины, когда извлекали останки, его глава оказалась благоухающей, о чем скоро узнали повсюду. Один из послушников братства, маловерный и сомневающийся, решив, что ее помазали благовонием, тайно взял главу и поместил ее в цистерну с водой. С большой скорбью отцы искали честную главу, а через двенадцать дней послушник открыл им о своем проступке. Когда снова обрели главу, она по-прежнему благоухала.
***
«Вспоминаю свои первые годы на Святой Горе, – рассказывал один старый монах монастыря. – Когда я заходил в усыпальницу и костницу скита, где хранятся кости почивших отцов, я часто ощущал некое неописуемое благоухание и надолго задерживался там, чтобы им насладиться».
Когда восьмидесятидевятилетний старец говорил об этом, на его лице отражалось заметное волнение.
«Но прошло два года, и я потерял этот дар Божий. Это небесное благоухание уже не ощущалось. Господь лишил меня его, не знаю, по какой причине. Возможно, за мои грехи, а может быть, Он дал тогда мне этот Божественный дар для укрепления в начале моего монашеского пути».
***
В каливе (хижина) «Верхнее Сретение», расположенной в верхней части скита Святой Анны, жил благоговейный монах старец Дионисий. Этот старец решил однажды поправить старые каменные стены, образующие уровни сада, и когда разобрал одну из них, обнаружил нетленные мощи неизвестного аскета или отшельника.
Удивленный и взволнованный своей находкой, от которой источалось дивное благоухание, старец Дионисий встал на молитву и просил неведомого святого открыть ему свое имя. Ему пришло на ум спуститься в собор скита и ударить в колокол, чтобы об этом узнали скитские отцы. Они взяли бы с честью святые мощи, перенесли бы их с каждением в центральный храм Святой Анны, чтобы им поклонилась и помолилась вся братия, может, тогда открылось бы, какому святому принадлежат эти благословенные мощи.
В то время как старец Дионисий имел такие мысли, ему явился в видении этот благословенный подвижник и с очень строгим видом велел тотчас снова скрыть его мощи и до конца своих дней никому не открывать того, что Бог сподобил его увидеть. Поэтому незадолго до своей смерти старец Дионисий поведал об этом братии, но не открыл точного места захоронения. Таким образом он исполнил повеление святого подвижника, который даже после смерти избегал человеческой славы.
***
Приснопамятный старец Павел Лавриот, врач, в письме к монахам монастыря от 6 июля 1971 года писал:
«В разговоре со старцем Геронтием Данилеем я упомянул о некоем духовнике папа-Леонтии из Муталаски Кесарийской, который был мне знаком. Я читал некоторые места из его сочинения «Проповедь Православия» на турецком языке. Этот важнейший для караманлидской литературы труд находится в нашей библиотеке. Отец Геронтий мне ответил, что папа-Леонтий почил в Фессалониках и что его останки при их поднятии оказались благоухающими и источающими миро».
***
Приснопамятный старец Лазарь, среди своих многочисленных повествований об отцах и братиях Дионисиата, рассказывал и о блаженной кончине иеромонаха Марка, бывшего игуменом (1926–1931) и всю свою жизнь со смирением и радостью совмещавшего три-четыре послушания. При этом вкушал пищу он только один раз в день.
Когда отец Марк отошел ко Господу, отец Лазарь имел послушание больничного брата. В момент смерти старца все помещение больницы наполнилось дивным благоуханием, сохранившимся в продолжение двадцати минут. Его ощутил и приснопамятный игумен Гавриил, пришедший прочесть над умирающим молитву на разлучение души от тела.
***
В 1980 году Лавра Святого Афанасия перешла с идиоритмического на общежительный устав, а игуменом стал приснопамятный папа-Афанасий. Кажется, что ктитор и небесный покровитель обители святой Афанасий, общего жития начальник, был очень рад такой перемене, и это знаменовалось тем, что во время всенощного бдения 5 июля, когда монастырь отмечает свой главный престольный праздник, от гроба святого исходило неизреченное благоухание. Это благоухание было столь сильным, что из храма оно распространилось по двору и по всему монастырю.
БЛАГОУХАЮЩИЕ МОЩИ АНДРЕЯ СМОЛЕНСКОГО
В 1540 году в царствование Ивана Грозного был в Москве преподобный старец Даниил, устроитель Данилова монастыря в Переславле. Преподобный Даниил просил дозволить ему с местным духовенством осмотреть гроб святого князя Андрея (Андрей Смоленский (?—1390) - переславский князь). Царь и первосвятитель дозволили ему это сделать.
После молебна разобрали надгробный памятник и начали копать могилу. Наконец откопали святые мощи целыми и нетленными, положенные не в гробу, но обвитые берестовыми скалами и издававшие благоухание.
Свидетельство о публикации №215100601650