Regnum aqua

Теофраст Парацельс достаточно подробно описывает население четырех стихий (земли, воды, воздуха, огня), их деятельность, место обитания, род занятия, внешность. Подробно остановимся на водном царстве и его жителях. Нимфы, как прозвал их человек, живут в воде. И каждое существо сотворено в своей стихии, чтобы могло свободно передвигаться в ней. Для нимф, вода – среда обитания, точно такая же, как для нас воздух, в котором мы живем и питаемся. Они не стесняются являть себя человеку, напротив, ищут с ним встречи и жаждут его. Нимфы являются для того, чтобы заключить брак с людьми. У первых нет души. И единственный способ обрести вечность (душу) – брак с земным мужчиной. Нимфы, или по-другому ундины, рождают детей, живут и умирают с нами. Если же муж обидит жену – она уплывет. В таком случае брак не считается расторгнутым. Он не имеет права брать другую женщину в жены, иначе поплатится собственной жизнью. Нимфа вернется и принесёт смерть. Пока длится жизнь – брак не будет расторгнут. Известна история о фон Штауфенберге и нимфе, которую обещал взять в жены, но нарушил данное им слово. В день венчания с другой женщиной, нимфа прокляла его и спустя три дня несчастный скончался. Такое описание женитьбы дает нам Парацельс.
Теперь обратимся к истории.

Миф о рождение королей от воды.
Основатель династии Меровингов, первых королей Франкского государства был рожден от отца Хладиона и его супруги, которой в море овладел морской зверь Нептун, после чего она родила сына Меровея.
Так же Иисус Христос имеет водное происхождение. Его символом стала именно рыба. ;;;;; – рыб, акроним имени Христа состоящий из начальных букв слов: ;;;;;; ;;;;;;; ;;o; ;;;;; ;;;;; (Иисус Христос Божий Сын Спаситель). Первые его ученики были названы рыбаками. Рыба – жительница воды. Вод священных.

В Иранской мифологии богиня вод – Ардви (один из переводов «Влага»), могучая и стройная, блестящая, золотом расшитом наряде высокая юная дева. К ней приходят сильные и смелые мужчины с просьбами об удачи в военных делах, умножение богатств и ума. А взамен, на поклон, несут ей «Сто жеребцов и тысячу коров и мириад овец». Богиня Ардви воздает за преданность и верность силой и добром, тому, кто верен ей. А вот калекам, хромым и косым, говорит Ардви Сура, приношения не нужно совершать. Также как и не должны совершать их женщины.

Мифы о жителях воды отражены в сказках очень многих народов мира. Известны они с древности.
Один из таких сюжетов красочно описан Фридрихом Фуке в его произведение Ундина.
Главный герой – рыцарь, преодолевает опасный путь через заколдованный лес. Пройдя это испытание, он оказывается на косе (окруженной водой, когда лесной ручей выходит из берегов, то коса превращается в остров) и видит перед собой дом, в котором живет дед рыбак и бабка. Рыцарь останавливается у них и знакомится с приемной дочкой – Ундиной, водной принцессой. (Её родной отец Посейдон отправил её к людям, чтобы она вышла замуж, получила душу и стала бессмертной). Вскоре они венчаются и возвращаются обратно через лес в королевство. Но после долгих испытаний, его труды (проход через заколдованный лес) рушатся. Причиной этому является дочь короля и королевы (позже выясняется, что она и есть настоящая дочь того рыбака и старухи, которые живут на косе у моря за лесом). Отважный рыцарь, его жена Ундина и принцесса отправляются жить в родовой замок героя втроем. За время совместного проживания любовь принца Хульдбранда охладевает к жене. Необычные качества Ундины пугают его (легкое управление с водной стихией, а так же родственники, которые навещают её). Теперь рыцарь больше заглядывается на бывшую принцессу – Бертальду. Во время водной прогулки происходит трагедия. Хульдбранд гневается на Ундину, что строго запрещается делать, все точь-в-точь, как написано у Парацельса. О чем собственно и предупреждает его Ундина. «Не гневайся на меня возле воды» -
говорит она. Но данные предосторожности нарушены, и Ундина уходит туда, откуда пришла, в воду. В конце он нарушает еще одно предупреждение, о котором предупреждает Ундина. Берет себе другую в жены. Но брак с первой не расторгнут. Ундина возвращается и губит Хульдбранда. Заканчивается сказка похоронной процессией.
Рыцарь отождествляет душу. Точнее только часть, она еще не целая. Заколдованный лес – опасный путь для сознания, но это только первый шаг. Проходя сквозь чащу ему мерещится нечисть, словно он сошел с ума. Рыцарь проходит и оказывается у рыбака (на берегу моря), где и встречает свою «половинку». Брак с «водой», со своей женой – путь к воссоединению целого. Это его андрагинат. Находясь рядом с земной женщиной (ложное эго), Хульдбранд забывает про душу и откланяется от неё, предает её. За что и был наказан в конце. «Быть» против «иметь». Быть с Ундиной – вечность, полноценность. «Иметь» – с земной женщиной значит временность и смерть.
У братьев Гримм и Пушкина встречается тот же мотив и смысл, в сказках «о рыбаке и его жене» и «о рыбаке и рыбке». А в сборнике А. Н. Афанасьева «Народные русские сказки» этот сюжет написан под названием «Жадная старуха». Лишь с той разницей, что вместо золотой рыбки желания выполняет волшебное дерево. Славяне, жившие в лесостепи, нагрузили героев и места своим социологическим измерением. Действие сказки, происходящие возле берега, показывает место проживание этносов, а именно возле морей. Смысл сказок остается прежним.

Молись ей, о Спитама…
Молюсь ей ради счастья.

Иллюстрация сказки Ундина: Артур Рэкхэм.


Рецензии