Экономика Донбасса в условиях мира


Прошедшие полтора года Народные Республики Донбасса провели в сложнейших условиях гражданской войны и сумели формировать свою государственность и обеспечивать жизнь трех миллионов жителей территорий ЛНР-ДНР. Жизнь идет своим чередом, и прошедшее время с начала гражданской войны на Донбассе уже сейчас дает возможность оценить направления развития, избранные Киевом и Донбассом, сравнить их эффективность. И с каждым днем контраст между двумя неравными частями некогда «единой» Украины усиливается.

Процессы на Донбассе еще слишком далеки от завершения, многие из них были вынужденными, начавшимися не по своей воле и спровоцированы нынешней киевской властью – это необходимость восстановления инфраструктуры, предприятий разрушенных войной и обеспечение населения самым необходимым.

С окончанием боевых действий и установлением перемирия (об устойчивом мире все же говорить пока еще рано) возникают новые задачи, вызванные блокадой ЛНР-ДНР со стороны Украины. Необходим запуск предприятий, простаивающих из-за неопределенности в вопросах собственности, налаживание их мирного функционирования, в том числе – организация уплаты налогов, сохранение (смена) рынков сбыта и поставщиков, и пр. Здесь проявляется одно из важнейших различий между Украиной и ЛНР-ДНР. Украина умышленно ликвидирует свои кооперационные связи с Россией, добровольно уходит с российского рынка, так и не получая взамен реального доступа к рынкам ЕС. Такая политика приводит к утрате целых отраслей, в первую очередь высокотехнологичных: авиации, ракетостроения.

В свою очередь, предприятия Донбасса и в довоенные времена были в значительной степени ориентированы на Российскую Федерацию, в нынешних условиях оказались в более выгодном положении, чем киевская Украина. Против них не действуют российские встречные санкции, и на них политика импортозамещения РФ не распространяется. На Россию приходится 71% объемов внешней торговли ЛНР-ДНР.

Военным способом Киеву при поддержке Запада подавить Донбасс не удалось. Экономически задушить также не получается, хоть и сделано в этом направлении было немало.

Еще летом 2014 года в ДНР и ЛНР остановили работу государственные и частные банки Украины. Из-за резкого изменения условий ведения предпринимательской деятельности, значительная часть представителей мелкого, среднего бизнеса покинули ДНР-ЛНР.

У банковского сектора не было возможности избежать глубочайшего кризиса из-за смены государственной власти в стране и развязанной войны на Донбассе. Украина, практически одновременно с началом боевых действий, закрыла в Донбассе свою Налоговую службу, Казначейство, филиалы Пенсионного фонда и социальных служб. Основные полномочия по управлению городами взяли на себя местные формирующиеся структуры власти, в лице военных комендатур.

Как известно – «деньги – кровь экономики», и Киев пытался обескровить Республики, добровольно отказавшись исполнять обязанности эмиссионного центра для ЛНР-ДНР. Во второй половине марта 2015 года руководством ДНР и ЛНР было объявлено о переходе республик в формально мультивалютную зону, а фактически – в рублевую.

С 1 сентября 2015 года Донецкая и Луганская Народные Республики перешли на российский рубль. Теперь всем субъектам хозяйствования  предписано указывать цены на товары и тарифы на услуги в российских рублях (к слову, Совет Министров ЛНР в начале сентября своим постановлением утвердил Перечень социально значимых продовольственных товаров, на которые устанавливается фиксированная цена – в рублях).

Министр финансов ДНР Екатерина Матющенко в начале сентября заявила: «Рубль будет являться единственной обязательной валютой, по которой произведен перерасчет цен, тарифов, а также бюджетных выплат… Доля рубля в бюджете ДНР в настоящий момент составляет 92%, а гривны – 8%».

Переход на российские рубли ЛНР-ДНР активно стимулировала Украина, в декабре 2014 запретив ввоз гривны на неподконтрольные ей территории. Но, в то же время, Киев не высказывал никаких возражений против уплаты налогов в свою казну, предприятиями Донбасса зарегистрированными в Украине. За 2014 год поступления в бюджет Украины из Донецкой и Луганской областей сократились на 71%, тем не менее составили не малую сумму в 13,2 млрд гривен. Значительные поступления в украинский бюджет объясняются не только тем, что часть областей остается под контролем Киева, но и с тем, что многие предприятия ЛНР-ДНР продолжали платить налоги Украине. По словам бывшего мэра Донецка Александра Лукьянченко, за первое полугодие 2015 года бизнес, находящийся на территории ДНР, уплатил в бюджет Украины почти 3,5 млрд. гривен – 6,8 млрд гривен поступило в госбюджет Украины из Донецкой области, 52% из которых с территорий неподконтрольных Киеву. Окончательная переориентация предприятий на уплату налогов в бюджеты Народных Республик значительно увеличит доходы республиканского бюджета.

В октябре 2014 года в ДНР вступило в силу «Временное положение о налоговой системе Донецкой Народной Республики». Была создана более-менее четкая система налогообложения: юридические лица платят налог от прибыли в размере 20%; физические лица – 13% подоходного налога, если доход меньше 10 тысяч гривен, и 20%, если доход превышает 10 тыс. гривен.

Из-за недостаточной централизации власти на первоначальных этапах независимости в разных районах ЛНР налогообложение осуществлялось по разным правилам. В конце декабря 2014 года в ЛНР утвердили Закон «О системе налогообложения в Луганской Народной Республике». В связи с объективными  обстоятельствами, налог на добавленную стоимость решено было не вводить. Был введен налог с оборота по основной ставке – 3%, для отдельных видов деятельности установлены дифференцированные ставки, призванные создать максимально благоприятные условия для стратегически важных отраслей Республики. В частности, для угледобывающих, углеперерабатывающих, сельскохозяйственных и предприятий машиностроения предусмотрена ставка 2%. А при реализации ими товаров на экспорт предусмотрена ставка в 3%. Ставка налога на доходы физических лиц снижена с 15% и 17%, действовавших на Украине, до 13%, для шахтеров, работников шахтостроительных предприятий, занятых на подземных работах, а также работников государственных военизированных аварийно-спасательных служб ставка налога на доходы физических лиц – 10%.

Однако были бы те, кто способен платить налоги. Многие предприятия были разрушены, некоторые были эвакуированы из-за войны. Часть предприятий простаивает и требуют определенности в их судьбе.

В июне 2015 года глава ЛНР поставил задачу всем министерствам, в том числе и Госкомитету по налогам и сборам, начинать работу с угольными предприятиями, находящимися на территории республики: «Либо эти предприятия начинают работать в ЛНР с прежними хозяевами и платить налоги в ЛНР – в нашем правовом поле, либо мы объявляем, что эти предприятия бесхозные, и берем их под государственное управление». Министр финансов ЛНР Мануйлов заявил, что во втором случае власти ЛНР будут вынуждены ввести временные администрации на этих предприятиях и запустить их в работу на нужды ЛНР.

В ДНР пытаются находить компромисс с крупным капиталом. Предприятия Рината Ахметова продолжают работать по обе стороны линии разграничения – и в Мариуполе, и в ДНР. С одной стороны, существование предприятий, находящихся в собственности крупного олигарха, противоречит идеологии Республик (в Декларации о Независимости ДНР сказано, что «Республика обеспечивает условия для свободного развития и защиты конституционно признанных форм собственности, которые исключают присвоение результатов чужого труда, при приоритетном значении коллективных форм»), с другой стороны, Ахметов после безуспешных попыток выступить против властей ДНР, проводит более аккуратную политику, выступая в определенном смыслом посредником между Киевом и Донецком. И даже оказывает существенную гуманитарную помощь жителям Донбасса (в сентябре по обе стороны линии соприкосновения было отправлено 3940 тонн продуктов в 13 автоколоннах), его предприятия регулярно выплачивают зарплату сотрудникам. Пока Минские соглашения формально выполняются, и соблюдается перемирие, национализация может не коснуться предприятий Ахметова, расположенных на территории Республик. Будущее собственности Ахметова на Донбассе зависит от многих факторов. Его попытки «усидеть на двух стульях», сохраняя статус украинских компаний своим предприятиям, находящимся на территории Республик, не встречает понимания и у киевских властей. Невзирая на то, что предприятия отчисляют налоги в бюджет Украины, Киеву этого мало. В сентябре с.г. СБУ остановила возмещение налога на добавленную стоимость ПАО «Харцызский трубный завод», ОАО «Енакиевский металлургический завод» и ООО «Метинвест-Украина». В результате, первые два в настоящее время простаивают. Также по разным причинам простаивают Донецкгормаш, Алчевский меткомбинат, шахта «Комсомолец Донбасса», однако возобновить их работу не будет проблемой. Заработали компании ДТЭК – «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит»: благодаря перемирию, первые 150 вагонов антрацита (20 тысяч тонн угля) 24 сентября были отгружены на ДТЭК Приднепровская ТЭС в Днепропетровской области.

Не определено пока что будущее некоторых крупных предприятий других олигархов. Принадлежащие Дмитрию Фираташу горловский «Стирол» и Северодонецкий «Азот» не работают, в отличие от его предприятий, находящихся на территории Украины. После достижения мирового соглашения между «Нафтогазом» и химическим концерном Ostchem Дмитрия Фирташа возобновляют работу Черкасский «Азот» и «Ровноазот». Возможно, горловский «Стирол» и Северодонецкий «Азот» – кандидаты на национализацию. Властями ДНР запланировано восстановление работы «Стирола», а также Горловского машиностроительного завода им.Кирова и ГП «Артемуголь».

С восстановлением промышленности, наведением порядка в системе налогообложения на территории Республик, постепенно входит в стабильный ритм и выплата пенсий. Как сообщил в конце сентября директор ГП «Почта Донбасса» Е.Ковнацкий, в сентябре было выплачено 99,6% пенсий жителям ДНР. Сумма выплат составила около 1,2 млрд рублей.

Министр труда и социальной политики ЛНР Светлана Малахова заявила, о том, что в полном объеме профинансированы пенсии за сентябрь, они были выплачены 411 тыс. пенсионерам и 38 тыс. человек в ЛНР получили социальные пособия за сентябрь.

Нужно напомнить, что еще с середины лета 2014 года Киев прекратил выплаты пенсий и других социальных пособий, что было закреплено Постановлением Кабмина № 595 от 7 ноября 2014 года «Некоторые вопросы финансирования бюджетных учреждений, осуществление социальных выплат населению и предоставление финансовой поддержки отдельным предприятиям и организациям Донецкой и Луганской областей». С апреля 2015 власти ДНР и ЛНР начали самостоятельно выплачивать пенсии жителям, а с июля – пособия по временной утрате трудоспособности на производстве.

Невзирая на то, что постепенно жизнь на Донбассе входит в мирное русло, и экономика залечивает раны, пока еще рано говорить о том, что Республики могут отказаться от гуманитарной помощи России. Гумконвои были спасением для тысяч жителей Донбасса, и 30 сентября была отправлена уже 40-я по счету автоколонна из более, чем 100 автомобилей с гуманитарной помощью – это 1,2 тыс. тонн продуктов питания и медикаментов. Возможно, в 2016 году потребности в них уже не будет. Основное условие для этого – продолжение перемирия.

Невзирая на все проблемы в осуществлении внешнеэкономической деятельности, связанные со статусом «непризнанных» республик, ЛНР-ДНР активно развивают внешнюю торговлю. В первую очередь, это экономические связи с Абхазией и Южной Осетией – «коллегами по несчастью», такими же «непризнанными республиками», имеющими опыт выживания в сложных международных условиях. Уже открыты корреспондентские расчетные счета между ЛНР-ДНР и Республикой Южная Осетия (РЮО). Между ними установлены дипломатические отношения. По словам президента РЮО Леонида Тибилова: «народ Южной Осетии прошёл по тому же пути, что и население Донбасса. Мы своими глазами видели ужасы войны и не могли не поддержать людей, которые к нам обратились за помощью и признанием».

В мае с.г. глава Государственного таможенного комитета ЛНР Андрей Карпак сообщал, что «представители бизнеса из прибалтийских стран прорабатывают возможность заключения контрактов на поставку в ЛНР рыбной продукции». Кроме того, «помимо стран СНГ и Балтии, с ЛНР уже работают импортеры из Турции, Польши и Болгарии».

Спустя полтора года после начала войны на Донбассе, Украина и Народные Республики, благодаря стараниям Киева, оказались слишком далеко друг от друга. Выполнить Минские соглашения Киев не в состоянии. Украина продолжает разрушать связи с Россией на всевозможных уровнях и направлениях, без которых экономика ЛНР-ДНР, впрочем, как и экономика Украины выжить не в состоянии. Украина при нынешнем Кабмине достигла невиданных высот государственного долга. Что нужно предложить Донбассу, чтобы он согласился принять на себя часть ответственности за все то, что успела совершить украинская власть за время, прошедшее после победы майдана? К чему Донбассу участвовать в выплате долгов, образовавшихся вследствие безумной политики Киева?

То, что на Украине к территориям Донецкой и Луганской областей, даже подконтрольных Киеву, относятся, фактически, как к чужим территориям, видно из макроэкономических показателей, предоставляемых Государственной службой статистики Украины, Главными управлениями статистики Донецкой и Луганской областей. Даже на фоне негативных показателей Украины в целом, статистика по территориям Донецкой и Луганской областей, относящихся к «единой Украины» выглядит катастрофически. И это, в свою очередь создает предпосылки для установления границ ЛНР-ДНР в пределах административных границ Луганской и Донецкой областей.

На территории Донецкой области (здесь и далее – речь о территориях, подконтрольных Киеву), выпуск промышленной продукции за январь-август 2015 года снизился в сравнении с аналогичным периодом 2014 года на 45%. В Луганской – показатели января-июля 2015 на 84% меньше аналогичного периода 2014 года. В целом по Украине за январь-август «всего лишь» снижение на 18%.

Добыча каменного угля в Донецкой области, на территории подконтрольной Киеву упала в 2,5 раза. Объемы сельскохозяйственного производства уменьшились на 37%, в Луганской – 30,6%, в целом по Украине – 5,8%.

Индекс капитальных инвестиций в жилищное строительство в Донецкой области в январе-августе 2015 года – всего 4,8% от периода январь-август 2014 года.

Объем строительной продукции в Донецкой области снизился в 3,3 раза, по луганской области индекс строительной продукции составил 17,9% за январь-июль 2015 по отношению к аналогичному периоду 2014 года. По Украине аналогичный индекс за январь-август составил 75,4%.

Экспорт товаров из Донецкой области уменьшился в 3.3 раза, из Луганской составил всего 4,3% от аналогичного периода январь-июль 2014 года, по Украине – экспорт уменьшился на 34,8%.

Валютная выручка от экспорта черных металлов из Донецкой области составила 76,2% от экспорта всех товаров, при этом уменьшилась в 2,5 раза, в Луганской области – 0,4% в сравнении с январем-июлем 2014 года. Экспорт продукции химической промышленности Донецкой области сократился в 6,4 раза, в Луганской составил 10,9% от объемов 2014 года, а в целом по Украине падение на 32%. Готовых пищевых продуктов – уменьшилось в 11,7 раза по Донецкой области и в 3,2 раза по Луганской, в целом по Украине падение на 26,5%.

Оборот розничной торговли в Донецкой области сократился в 3,3 раза, в Луганской в 5,8 раза, по Украине в целом снизился на 23,1%.

Кстати, судя по цифрам, Киев понимает, что важнейший фронт 2016 года – внутренний: бюджет МВД Украины на следующий год – 22,6 млрд гривен, бюджет Минобороны – 16 млрд.

Разница в политике по отношению к Украине со стороны Запада и к ЛНР-ДНР со стороны России, принципиальная: Западу нужна территория с минимальным по количеству и дешевым населением – нужна дешевая рабочая сила. Евразийскому экономическому пространству нужны рабочие руки и головы с достойным образованием на территории, интегрированной в ЕАЭС и с высоким уровнем доходов – для создания самодостаточного, емкого внутреннего рынка, способного существовать в экстремальных условиях ограниченного взаимодействия с Западом. В таком случае никакие санкции Запада не будут страшны ни России, ни членам ЕАЭС, в том числе и ЛНР-ДНР, даже если они не будут официальными членами ЕАЭС.

В связи с вышесказанным, возвращение ЛНР-ДНР в состав Украины на довоенных условиях не имеет никаких перспектив. В то же время перспективы стабильного развития ЛНР-ДНР и повышение уровня жизни своего населения гораздо выше, чем у Украины, невзирая на значительные потери и разрушения, произошедшие в ходе гражданской войны.


Рецензии
Убедительно. Нет основного- кто и на какие деньги будет восстанавливать разрушенное в ДНР-ЛНР? Думаю , ни Фирташ, ни Ахметов в одиночку не потянут это.

Вячеслав Семёнов   07.10.2015 05:52     Заявить о нарушении
Многие предприятия нуждаются не столько в восстановлении, сколько в незначительных инвестициях для возобновления работы. Инвестировать в нынешних условиях ни Запад, ни Украине не будут. Возможность есть только у РФ. Но пока нужно соблюсти все условности с оформлением необходимых полномочий для ЛНР-ДНР. До февраля Киев продемонстрирует неспособность решить проблему Донбасса, а после этого Республики обретут достаточный уровень суверенитета для полноценной внешнеэкономической деятельности. Впрочем, и сейчас многое решается через РЮО.

Александр Дудчак   07.10.2015 14:57   Заявить о нарушении
Я вас поддерживаю. До выборов , до определения фактического статуса Донбасса Россия ничего толкового сделать не сможет. Только гуманитарка.

Вячеслав Семёнов   09.10.2015 13:08   Заявить о нарушении