О себе - Любимом

 О себе - «любимом».
          Как  Вам нравится этот «кадр» - уличный «пан  спортсмен»? С его  пронзительным, всеохватным внутри  желанием обойти других, вознестись на недосягаемую высоту, обязательно взойти на некий   пьедестал почёта?
          Что касается меня,  сегодняшнего  пенсионера,  уже стоящего у порога в «иной» мир, то этот эпизод вызвал  стремление проникнуть в тайну моей сущности, разобраться с внутренними  побудительными импульсами, что в конечном итоге  и определили  всю  мою  жизненную  стезю.
          При прочтении этой книги вы, уважаемый мной читатель, неоднократно натыкались на слово «амбиции». Не зря оно столь часто «втулено» в текст. На самолюбии, амбициозных страстях формировался мой внутренний стержень. И именно он проявлял себя постоянно. Но особенно - в какие-то узловые моменты развития.
         Сейчас  пытаюсь  понять, какую роль в моей судьбе на всех  этапах жизни сыграли присущие мне подобные  свойства, такого рода особенности души и тела?  Их перечень многообразен. Я назову  сейчас некоторые из них, наиболее характерные на мой взгляд.
          Прежде всего, это  хлещущие из меня устремления быть впереди,  ставить перед собой  значимые, часто труднодостижимые, запредельные  цели  и ради этого работать с собой и над собой при необходимости  годами и десятилетиями (порой до изнеможения!),  верить в свои творческие силы, никогда не падать духом,  высоко ценить себя, свои способности.  И эти качества  проявлять  в деятельности  дома  и  на службе,  в отношениях с другими людьми. Словом, проявлять амбиции  как в своих умонастроениях, задумках,  планах,  так  и  в  повседневной работе (при том – и в больших и малых делах, и в мельчайших эпизодах!).
          Разве не некая «железобетонность» во взглядах и действиях, не наличие ли этих  внутренних  «бесов», певших фимиам моему «Я», помогли добиться  многого в жизни  как в личном плане, так и на путях общественно значимых дел? И не благодаря ли осознанию своей значимости, стремлению найти и «оседлать» свою нишу в общественном разделении труда, твёрдой, непоколебимой уверенности в своих знаниях и силах  я смог реализовать свои способности,  длительное время создавая  высококачественный продукт, востребованный людьми?
          Они, эти внутренние «закидоны» и наружные «устремлялки»,  были непомерными? Я кому-то перекрывал дыхалку? Тянул на себя одеяло?  Неужели  подобные  движения,  действия  своей направленностью, заточенностью на успех, тяготением к лидерству превращали  Плескача  в эгоиста?
          Чего я к себе пристал? Да потому, что хоть и редко, но  сталкивался с  подобными оценками меня. Вот почему теперь я спрашиваю себя, так это  или не так? В каком цвете, с каким знаком шла моя жизнь  и наносила ли она вред другим людям?
          Сейчас, на старческом  досуге  ломаю  голову. Ищу истину.
          Задать бы себе что-нибудь полегче. А такие вопросы – что гвозди!  Острые - и в лоб!
          Вытаскиваю себя на лобное место. Отвечай, друг!
          И начал я перебирать свою жизнь, считайте, день за днём, пытаясь найти эти знаковые моменты, проявления обозначенной сущности. Оказалось таких ситуаций  было, как говорят, море - бесчисленное количество .  По крайней  мере, думаю, их число вряд ли ограничивается десятками.
          Для чего я стал их искать?  Чтобы  найдя,  попытаться  выявить в них «криминал».  Точнее - «эго», т.е. вредоносность  моих действий, поступков для близких, друзей, коллег, общества  в целом.
          Ну что же, давайте посмотрим на некоторые  из них, наиболее существенные для рассмотрения. Начнём  «срання» - ещё с первых лет жизни, аж  с довоенной поры.
          Вспомните эпизод в детсадике, когда я растопыренными пальцами ткнул в глаза  девочке за то, что она попыталась прочитать   «нотацию»  за какие-то мои действия.  Это мне-то? Да кто ты такая, чтобы делать какой-то там выговор?  Мою тогдашнюю реакцию можно выразить языком взрослого человека – «Да пошла ты …».
          Ещё грудное молоко на губах не обсохло, а уже меня стало «заносить»! Вот так и пошёл я по жизни.
          Когда я анализирую всю совокупность  такого рода вспоминаемых  мгновений или длительных интервалов времени, когда срабатывали  амбиции, то обнаруживаю  самое  разное их влияние на меня и окружающих людей: от крайне негативного до  безусловно  положительного.
          Оказалось, что  в годы взросления, т.е. в  период с детства и до получения диплома инженера, мои выплёскивающиеся устремления к первенству, лидерству и вообще, я бы сказал, к внешнему утверждению своей самости  приводили  к результатам  как со знаком  плюс, так и минус. 
          Навскидку  несколько  примеров.
          Вот их первый ряд.  В третьем классе – вызов школьным устоям: попытка отвергнуть обучение немецкому языку. А через три года – акт безмерного хулиганства в пионерской комнате школы. Удивляет также попытка организовать групповой налёт пацанов на собственный сад (где же ещё такая нелепость видана?).  В студенческие годы были свои «выбрики».  Напомню о моих  «чемпионских» гонках при уборке  кукурузных полей на Николаевщине  и последующие  неожиданности  на премиальном «подиуме». А как я «мучил»  Федю  Овенко  в его кровати – это уже на 4-м курсе  в общежитии  № 3?
          Что было – то было. Куда деться от этого перечня  явного негатива?
          Но вот совсем иного плана действия. Иные  и  результаты.  В 9-10 лет началось  на волне победоносных действий СССР в Отечественной войне увлечение международными делами.  Годом  же позже я уже удивлял сверсников и пацанов постарше, да и не только их поразительными знаниями деталей  политической  обстановки в различных странах. Своеобразный   «фонтанчик»  амбициозных проявлений. Думаю, согласитесь  со  мной, что они, однако, позитивного плана.      
          Достаточно необычный  для этого возраста  поворот любознательности  к  серьёзным процессам в мире  продолжился  в  институтский  период.   В итоге  я стал среди студентов своеобразным  «авторитетом»  по  международной проблематике.  Что также  стало причиной, по крайней мере одним из оснований,  моего  членства  в Комитете комсомола  Политеха.
          А благодаря этим моим весьма серьёзным  увлечениям  начались  благоприятные  перемены в жизни сорванца Плескача, приведшие  его в  конечном итоге (через десятилетия!)  к вполне благотворным общественно значимым делам.
          Удивительна  динамика  «хороших» (назову их условно так) амбиций. Начавшись  в подростковый период, они постепенно усиливались, оттесняя, а в последующем – и заменяя собой «плохие»: скандальные, нелепые, несуразные, антиобщественные.            
          В ряду таких приемлемых, хотя порой и «зашкаливающих» необычностей, что формировали  и далее мою амбициозную суть, отмечу  ранневозрастной  «прорыв» (вопреки уставу, обходя его!)  в школьную  комсомольскую среду.  Ещё более убедителен в этом ключе  выход  десятиклассника  Плескача (от имени всей школы!)  на районную трибуну в день Первого Мая.
          Не могу не вспомнить заметную веху в проявлении моей новой, зарождающейся  сущности  в  концовке  уже  школьной поры.  Помните, как меня  «шарахнула» в 10-м классе  катастрофическая  ситуация с успеваемостью за 1-ю четверть? И как моё «Я»,  самим мной столь  «высочтимое»  («эгоистически»  любимое!?),  «восстало» , взбунтовалось?  Благодаря  чему  я  в последующие месяцы весьма  преуспел,  достойно завершив школу.
          Спортивные устремления Шурки в школьный период такого же содержания, т.е. столь же амбициозны. Особенно заметна здесь моя шахматная карьера. А ведь исходным импульсом, поднявшим меня на «дыбы»,  стал … проигрыш Пете Болсуну. Моя гордость, высокая самооценка капитально меня «завели». И обеспечили прорыв в этой игре. Меня радует  сегодня,  что то стремление к победе без всякой «натяжки»  благозвучно  и позитивно действенно своим  влиянием на последующее  формирование во мне очень нужных  деловых качеств в различных областях жизнедеятельности.
          Вот так меня вели в этот период амбиции. С течением времени усиливаясь внутри  и пробиваясь наружу, они становятся  всё более приемлемыми, «порядочными». Значимыми, действенными.
          Такова реальность  тех лет.
          В последующей, уже во взрослой  жизни они многое предопределили. Без них я бы так и не стал  в массовой общественной среде  востребованным  лектором-международником.  Никогда бы не было  масштабного многолетнего  «обслуживания»  мной  партийногосударственных кадров  и населения Луганщины по вопросам  всеобщего мира и внешней политики СССР. Профессионального.
          В третьей книге цикла «Четыре жизни в одной» я приведу массу положительных оценок этого моего труда, немалая часть которых просто, как мне казалось  тогда, до «неприличия» зашкаливает. В том числе, кстати, подобное восприятие моих выступлений  исходило и со стороны  «экспертного», компетентного  в этих делах сообщества.
          Далее.  Без внутренней уверенности в себе,  в  своих  многообразных  способностях, без явного стремления к высокому результату  не удалось бы  столь предметно, грамотно  провести социологические исследования среди всего занятого населения Луганской области.  Пришлось преодолеть невероятные трудности и преграды. Но зато полученный материал был чрезвычайно высоко оценён и в научной среде Украины и Союза, и в  самом-самом властном органе в СССР. И как доброкачественный, адекватный реальности, хорошо выверенный и политически значимый рекомендован для повседневного использования руководством области в работе с населением.
          Но партийным «штабистам» это было ни к чему. Им было до «фени» настоящая  работа, её подлинная эффективность. Они «творили» видимость результата. А перед Киевом и Москвой отчитывались забюрократизированной информацией и запудривающей мозги статистикой, далёкой от реальности.
          Для точности скажу, что это была служебная игра властных низов с её верхними этажами. Но и наоборот: верхов с низами. Всё было схвачено карьерными инстинктами, личными связями. Поэтому по всей вертикали  успешно играли на «понял – понял».
          Так вот, нужных действий по широкомасштабному использованию названных социологических материалов  не последовало.  Невзирая на их качество  и востребованность.  Но это уже другая история.  Местные партийные «конъюнктурщики» по своим эгоистическим соображениям   заблокировали  использование  столь значимых результатов исследования. А «товарищи» из ЦК КПСС  уклонились от своей руководящей функции. Не стали подправлять своё областное звено.
          Ну а сейчас, «поцарапавшись с уклонистами», продолжим «смотр» моих «эгоистических» дел далее.  Картина будет неполной без анализа меня уже в стариковском возрасте.  Скажем,  в эти годы  без такой  моей  основополагающей амбициозности (кому-то, быть может, она кажется чрезвычайной)  я не смог бы проводить  на протяжении ряда лет капитально оздоровившие меня мероприятия. Это и продолжительные целебные  голодания, и забеги на марафонские дистанции и значимое другое.  Что позволило вопреки  пережитым многим  трудным, а порой просто жизнеопасным, роковым  обстоятельствам  десятилетиями  психологически  и, как ни странно, физически комфортно чувствовать себя и увлечённо жить и действовать.
           Вникая в своё нынешнее житьё-бытьё, я имею полное  основание  быть удовлетворённым своим состоянием. Моя нынешняя жизнь фонтанирует флюидами  жизнелюбия, радостью  бытия. Это повседневно  чувствую  я  сам. Но  так, как я вижу, воспринимают  моё «нутро» и другие люди, с кем меня сталкивает судьба (это тестирует мой жизненный опыт).
          Замечу при этом, что без сильно выраженного достоинства,  самоуважения, чувства удовлетворённости  прошедшей жизнью, основой которой  всеохватнее становились  растущие  амбиции,  достичь подобного самочувствия было бы невозможно.  Как и  следствия  его - «разлива», биопереброса  внутренней благодати на других людей.
          Вот такое конечное  резюме по вопросу этого «бесовского» стержня в моей натуре.
          Ну, а сейчас  пора вернуться назад, к первоисточнику этого психологического раздевания. Случай у речной пристани  интересен ещё с одной  стороны. 
          Сейчас поясню.
          Фрагмент с силомером отражает состояние моего физического здоровья. Он убедительно  фиксирует его впечатляющий уровень. И тут  интересно  проследить, как оно в динамике проявлялось на протяжении ряда лет.
          Возьмём мои восьмой-девятый  классы. Тогда я в домашних условиях «соревновался»  с крепышом-соседом, моим одногодком, в поднятии 16 – килограммовой гири. И как уже писал – нет-нет да выигрывал у него. Достаточно наглядное свидетельство неплохой тогда моей физической  формы.
          А на первом-втором курсах  института  ходил  как  «былинка». Помните (об этом  я писал)  мою попытку пойти в секцию спортивной гимнастики? И как  там «погорел» из-за своей  «хилости»? В это состояние меня ввергли, как это представляется,  безденежье и неумение распоряжаться их приходящим  минимумом.
          А на старших курсах – несуразные  «выбрики»  уже  от избытка энергии. Пару из них я описал (как тягался силой с Федей Овенко, соседом по комнате в общежитии  №3, на четвёртом и пятом курсах).
          И вот Плескач закончил Политехнический.  Как раз  в  те самые 22 годочка,  когда обычно по научным представлениям и анатомической статистике завершается формирование человеческого тела - его скелета и плоти. Триумф на ударном силомере  стал  демонстрацией  моих заметно окрепших  физических  возможностей.
          «Мальчик» Шурка уже вырос. Сформировался. Окреп.

 

Стал Александром Ивановичем Плескачевским.
Вполне по праву. Ведь к физической зрелости  добавились и профессиональные данные,  и  офицерское  звание. И к тому же имел «вечный двигатель» - амбиции,  что безостановочно  и безотказно толкали его вперёд и ввысь – в полёт за «золотым руно»!
          С каким воодушевлением, ощущая полноценность  всего того, что было во мне и со мной, я тогда покидал институт, Киев! 
          Со всей этой «начинкой» не грех было ехать в Большой мир. Себя показать и его познать.


Рецензии