чтобы помнили- Лидия Клемент

75 лет со дня рождения великой неизвестной певицы, даже годы рождения и смерти которой разнятся в немногих статьях о ней в интернете.Два года всего было отпущкно её творчеству, промелькнувшая метеором в 27(28?) лет...

Узнал сам случайно- пару часов тому по "Рэке"(изр.-русск-е радио)

Прослушайте песню в её исполнении "На кургане"(и немногие др., что сохранило время...)

http://zv.fm/song/1523499
(скопировать- поиск,
вирусов нет, во всяком случае прослушал- и всё в норме)


пппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппппп

ИЗ_ ИНТЕРНЕТА

http://lidia-klement.ru/bio.html

 Лидия Клемент
Биография 



В Интернете можно встретить обрывочные сведения о Лидии Клемент.
Многие версии её биографии грешат, мягко говоря, неточностями.
С помощью родственников Лидии Ричардовны и людей, знавших певицу лично,
нам удалось установить наиболее полную и точную информацию.




Лидия Ричардовна Клемент родилась 8 июля 1937 года в Ленинграде на улице Подольской, 26.

Отец – Ричард Германович Клемент, инженер из Эстонии скончался еще до войны, и маленькая Лида провела всю блокаду в Ленинграде с мамой – Марией Гордеевной Голубевой.

В 1944 году Лида пошла в школу, а вскоре проявилась её артистическая натура: девочка стала посещать школу музыкальную, где обучалась игре на фортепьяно и пела в хоре.

Когда пришла пора выбирать профессию, Лидия не сомневалась в том, что свяжет свою жизнь с музыкой. Однако мама, вышедшая на пенсию, была категорически против. Она искренне желала добра дочери и считала, что обеспечить жизнь способна лишь «настоящая» профессия. На этом же настаивал и отчим Лидии: он был архитектором, а после войны строительные специальности оказались востребованы, и девушке пришлось уступить: в 1955-м году она поступила в Ленинградский Инженерно-Строительный Институт.

В середине 50-х жизнь в стране начала меняться. Качественно новое развитие получила самодеятельность, в первую очередь студенческая. В ЛИСИ существовал первоклассный оркестр, руководил которым пианист Наум Тёмкин, и Лидия стала активной участницей этого коллектива. Оркестр регулярно выступал не только на институтских вечерах, но и был частым гостем в Домах Культуры Ленинграда, особенно в «ДК им. Орджоникидзе» на Васильевском острове. В этот же период молодую певицу пригласил в свой ансамбль руководитель оркестра «Дома Народного Творчества» Владимир Фёдоров.

Еще, будучи студенткой, Лидия познакомилась с музыкантом Борисом Шафрановым, который серьёзно увлекался джазом. Они поженились.

Студенчество закончилось. В 1960-м Лидию распределили на работу в Ленпроект, но проработала она там недолго: ушла в декретный отпуск, из которого к инженерной деятельности уже не вернулась. И вообще мысли девушки были далеки от кульманов и ватманов. Она продолжала искать пути творческой реализации, и начала петь в ансамбле «ДК имени Ленсовета» (тогда – только что переименованного «ДК Промкооперации»).

В 1961-м у Лидии и Бориса родилась дочь Наташа, и работу на эстраде Лидия Ричардовна делила с обязанностями молодой мамы. Весной 62-го она стала участницей квартета п/у Румянцева, который работал с композитором Василием Соловьёвым-Седым, и выехала в свою первую и единственную зарубежную гастрольную поездку – в Венгрию.

О молодой певице заговорили. Музыкальный редактор Ленинградского ТВ – дирижёр и композитор Анатолий Бадхен познакомил Лидию с композитором Андреем Петровым, которого она буквально очаровала. Специально для Лидии Клемент Петров написал песню «Звёзды в кондукторской сумке». Имя автора уже тогда было достаточно весомым для того, чтобы обойти препоны худсоветов, и голос Лидии зазвучал по радио. А сама Лида была ангажирована петь в кафе «Север» на Невском проспекте, где работали музыканты довоенной джазовой школы. Именно туда в июле 1962-го всё тот же Анатолий Бадхен привёл режиссёра Льва Цуцульковского, который подбирал участников программы «На огонёк». Третий выпуск этого проекта, ставшего впоследствии «Голубым огоньком», снимался в Ленинграде. В нём Лидия исполнила песню Андрея Петрова «Здравствуй». Город был покорён молодой талантливой певицей. А ленинградское отделение Союза композиторов выстроилось в очередь к молодой Звезде с предложениями новых песен.

Впрочем, звёздности в молодой очаровательной девушке не было никакой. Она покоряла своей скромностью и внутренней культурой.

В сентябре 62-го Лидия Клемент стала солисткой оркестра Анатолия Бадхена в Театре Эстрады, где и проработала до конца. Всесоюзную известность принесли ей песни «Карелия» Александра Колкера на стихи Михаила Гиндина, Генриха Рябкина и Кима Рыжова; и «Дождь на Неве» Вадима Шеповалова на стихи Бориса Гершта и Константина Григорьева. Лидия стала частой гостьей телевизионных программ, её песни регулярно звучали по Всесоюзному радио, в нескольких кинофильмах. Казалось, впереди долгая успешная творческая жизнь. Но страшная болезнь уже жила в ней…

Травма родинки, которой Лидия не придала значения, обернулась онкологическим заболеванием, не оставляющим шансов молодой, красивой, талантливой женщине.

Лидия продолжала работать в буквальном смысле до последних дней, и мало кто подозревал о том, чего ей это стоит. Последней ее съемкой на Ленинградском телевидении была песня Андрея Петрова «Я шагаю по Москве», за две недели до 16 июня 1964 года – того дня, когда ее не стало.

Прощание с Певицей проходило в Ленинградском театре Эстрады, где собралось огромное количество ее поклонников. Похоронена Лидия Клемент на Богословском кладбище в Ленинграде.

Она не успела увидеть свою первую и единственную большую пластинку, которая вышла практически сразу после смерти Певицы...

Многие из песен своего репертуара Лидия Клемент не успела записать, киноплёнки «Карелия» и «Дождь на Неве» оказались утрачены…

Её жизнь на сцене длилась менее 2-х лет, но оставила след в сердцах людей, которым так не хватает искренности и доброты. И сегодня, спустя полвека после ее смерти, песни Лидии трогают души тех, кто родился совсем в другое время.
   
 



 
ИЗ ИНТЕРНЕТА

http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=198

Клемент Лидия Ричардовна

Лидия Клемент родилась 8 июля 1938 года в Ленинграде.

Музыкой и пением она занималась с детских лет — сначала в музыкальной школе, обучаясь игре на фортепиано и участвуя в школьном хоре. Затем, поступив в Ленинградский инженерно-строительный институт, пела в студенческом джазе.

Окончив институт, работала проектировщицей. Около двух лет пела с эстрадным оркестром ДК имени Орджоникидзе под управлением пианиста Наума Темкина. Особой любовью слушателей пользовалась в ее исполнении песня «Невский туман».


Your browser does not support the video/audio tag.


В 1958 году музыкальный руководитель Ленинградского театра комедии В.Федоров создал ансамбль, куда Клемент привел композитор Александр Колкер. Лидия около года выступала с ансамблем, и ее «Песенка почтальона» пользовалась большой популярностью.


Your browser does not support the video/audio tag.


Девушку быстро запомнили. У нее были красивые голубые глаза, прелестная улыбка и ямочки на щеках. Ее никогда не видели хмурой, взвинченной или рассерженной. У Клемент небольшой по диапазону голос, но она хорошо понимала, о чем поет, старалась не заигрывать с публикой, и держалась с большим достоинством. Она была по-настоящему увлечена песней, и этим и заражала слушателей. В ее проникновенном исполнении обрели популярность песни Андрея Петрова «Звезды в кондукторской сумке», «Осень», а также произведения Г.Портнова и Ю.Саульского.


Your browser does not support the video/audio tag.


Красивая внешность, обаяние, артистизм в соединении с мягким лирическим сопрано привлекли к девушке особое внимание ленинградских композиторов. Специально для нее Андрей Петров написал песню «Здравствуй» на стихи С.Фогельсона, и эта песня была исполнена Лидией Клемент в 1962 году на телевидении в «Голубом огоньке».


Your browser does not support the video/audio tag.


Клемент стала настоящей любимицей публики. В телевизионную программу «Тысяча почему» ее пригласили Г.Орлов и В.Нечаев. Программа вышла в эфир в декабре 1963 года.



В репертуаре Клемент была и другая песня Андрея Петрова - «На кургане». И песня Александра Колкера - «Если б не было в мире влюбленных».


Your browser does not support the video/audio tag.


Всесоюзную известность принесли Клемент песни «Карелия» А.Колкера на стихи К.Рыжова, «Дождь на Фонтанке» В.Шаповалова на стихи Б.Гершта и К.Григорьева, «Неужели это мне одной?» Г.Портнова на стихи Ю.Принцева. «Карелия» перешагнула рубежи страны. Ее пели разные исполнители в Финляндии, Швеции и Канаде.


Your browser does not support the video/audio tag.


Лидия Клемент много выступала на ТВ, радио, в 1964 году вышла пластинка с записью 9 песен певицы. Она была замужем за Борисом Шафрановым, впоследствии эмигрировавшем в Англию, а затем в США.



На Ленинградской студии телевидения кинорежиссер Н.Курихин снял фильм, куда вошла «Карелия» в исполнении Лидии Клемент. Режиссер застелил пол студии стеклом, и лучи света, преломленные им, казались игрой солнечных бликов на воде. Певица исполняла песню на большом валуне около импровизированной озерной глади. В финале она поднималась, и шла прямо на камеру, на зрителя, а ее второе изображение, напротив, уходило в глубину кадра. Простой прием рождал поэтическую мысль: часть души остается здесь навсегда, растворяется в карельском пейзаже. Этот фрагмент с «Карелией» часто показывали по телевидению. Но пленка была позже уничтожена.

Скончалась Лидия Клемент 16 июня 1965 года после скоротечной и тяжёлой болезни - саркомы. Поклонники творчества певицы вспоминали: «Был очень жаркий день. Наши ребята-архитекторы под ее большим портретом некролог написали. В Театре Эстрады было не протолкнуться, пуговицы отрывались, так много людей пришло проститься. Лидочкина мама была в крайне тяжелом состоянии… Девочка маленькая осталась. Раньше Лида с малышкой приходила в нашу мастерскую и вот, такое горе... Её взяла на воспитание Ольга – Лидочкина старшая сестра. Мне кажется, что она была сводной сестрой по отцу… Все боялись, что у дочки тоже какое-то родимое пятно на спине. Говорили, что девочка, когда выросла, эмигрировала. Наверно, к отцу уехала. Точно не помню всех подробностей, но я сама слышала, как наш артист Герман Орлов, выступая в какой-то передаче, Лидочку вспоминал и горевал, что её дочка, как уехала, так - ни слуху, ни духу. А сколько неприятностей было с Лидиным мужем… А она была очень скромной, порядочной, хорошо воспитанной… Лидочка должна была ехать в Венгрию с программой. Необычайная поездка в то время. Когда наметился страшный диагноз, сестра Ольга пошла к лечащему врачу: как быть, ведь Лида больна, лечиться надо... А врач сказал: «Пускай едет, куда хочет…» Все тогда знали, чем заканчивается саркома. Не помню, как сложилось с поездкой. Она лежала в Куйбышевке... Андрей Петров ее навещал… и она даже еще пела…».


Your browser does not support the video/audio tag.


Композитор Александр Колкер вспоминал: «Лидия Клемент… Мы жили вместе на даче в Кириловском. По дороге не Выборг. У Лиды с мамой там был свой домик, а мы снимали комнату, чтобы вывозить на лето дочку. Загорали вместе, на озере. Как-то я заметил, что Лида заклеивает пластырем родимое пятно на ноге… Она умерла в двадцать четыре года. Лида была красивой и талантливой. Умирала она под звуки «Карелии». В тот скорбный день Центральное радио передавало эту уже очень популярную песню двенадцатый раз».



Лидия Клемент похоронена на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Памятник на её могиле придумал архитектор Юрий Лобанов - диск, напоминающий музыкальную пластинку, а над ним горизонтально повисший брусок-тонарм.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.kpnemo.ws





8 июля 1938 года – 16 июня 1965 года   


Рецензии