Спорт

         Мне нечем здесь  особенно похвалиться. На первом курсе двинул было я в секцию спортивной гимнастики. Да уже на первом занятии  чуть  не сломал кисть руки, прыгая через «коня».
          Дело в том, что в этот период моей студенческой жизни у меня сложился полуголодный  образ  жизни. Причина? Всё элементарно просто. Малая стипендия (это-то повышенная для нашей группы!), неумение распоряжаться деньгами - какие-то  «зряшные» покупки и мероприятия (книги, билеты в кино, на другие зрелища). В первой половине месяца ещё как-то крутился, а потом, до очередной стипендии – зубы на полку. И так из месяца в месяц.
          Ходил «былинкой». Шатался по ветру.
          И вот в такой ситуации надумал ходить в секцию. Оказалось, без сил можно сломать себе голову. По очевидности этого факта бросил  заниматься самоистязанием.
          В последующие годы я научился вести свой бюджет. Да и стипендия постепенно от курса к курсу заметно росла. А после 4-го, который я окончил с отличием, она вообще стала «роскошной». Сашка  физически «похорошел»,  окреп, недаром выбрасывал в «старшекурсии»  вышеозначенные «коники».
          Но в спортивные секции уже не пошёл. Видимо, отбил охоту  на «том», первом курсе.
          Кстати, мои комнатные  партнёры по общежитиям  № 4 (мой второй курс) и № 3 (третий-пятый курсы) не занимались в секциях также. Все до единого  соседа  по койкам, как говорится, пассовали.  В таком окружении жил.  Это себе в утешение, так сказать.
          Но был всё же каким-никаким спортивным мальчиком. Занимался любительским спортом на около общежитских спортплощадках.  Играл в  волейбол, футбол. И вообще в повседневности проявлял себя этаким «живчиком».
          Всякие «бесинки» достаточно часто меня посещали, и я выкидывал некие спортивно-мышечные «фортели». Конечно, «кураж» был всеобщим – нравилось нам это!  Навскидку   несколько таких «фигур».       

      
ВСЕОБЩИЙ  КУРАЖ!

 

 Я – справа

 

Слева направо: К.Гирка, Т.Шабелян, я и Т. Арутин.

 
               
«Развлекуха»  на Днепре

 

Там же – я, Мартынюк, Арутин, Заболотный

 
               
Колхозный «десант» на Николаевщине.
Минута отдыха

 
    
«Голубчик» попался!

           Но главное моё увлечение все эти годы – шахматы. В последние три года бессменный чемпион группы ИУ-10  (выявляли такового в ходе колхозных «десантов») и комнаты. Фанатов шахматной игры хватало. И они на меня всё время «наползали». Основной противник здесь был дефицит времени у меня. Оппоненты особого сопротивления мне оказать не могли – и в комнате, и в группе , и на этаже. Я многим из них давал ту или иную фору (не выставлял на шахматную доску с самого начала игры какую-либо свою фигуру). И, как правило, всё равно выигрывал.
          Как говорится, был на голову сильнее своих соперников.
          И однако …  шахматная сила партнёров росла. Вот и пришлось со многими из них перестать «чудить», давая им фору. А потом время от времени стал в отдельных партиях проигрывать. Должен сказать меня это задевало!
          Особые успехи сделал в этом плане Толя Шабелян - сосед по койкам, студент нашей группы ИУ-10 (мы были единственные, кто представлял её в комнате).
          Он более всех остальных ярых приверженцев шахмат досаждал меня отдельными  победами. Доля их в совокупности сыгранных партий стала заметной. «Общественность» возликовала. Наши схватки стали становиться для окружающих  достойным зрелищем. В мой адрес нарастал вал всяких комментариев, порой ехидненьких, бравших меня за «живое».
          И вот где-то за пару месяцев до окончания института я не выдержал и публично провозгласил желание сыграть с Толем матч из 24 партий (столько же тогда игралось на первенство мира). При этом я хвастливо заявил, что не просто выиграю состязание, а стану победителем  не менее чем  в  трёх четвертях этих схваток.
          Легче что-либо «брякнуть», чем выполнить обязательство. «Бои» разворачивались яростные. Вокруг кипел котёл страстей. Естественно все болели против меня. Безжалостно подкалывали. Тем более, что я давал им шансы: мне никак не удавалось добиться  «прокукареканного»  мной соотношения выигранных и проигранных партий.
          Атмосфера была настолько накалена, а публика стремилась положить меня на лопатки (и продлить это зрелище с моим избиением), что мы продолжили борьбу за пределами намеченного регламента.  Было сыграно до защиты диплома почти 40 партий. Да, общая победа была за мной, но в соотношении их лишь примерно, две с половиной выигранных на полторы проигранных.
          Я не выполнил  публично  взятых обязательств.  Раздрай!  Мои амбиции были основательно задеты.
          «Хвастунишка!» - издевался  над собой. «Страсти  страстями, но где твоя холодная  голова, логика, учёт  возможного, хотя и нежелательного исхода?».
          Делай вывод,  говорил  себе – нельзя поддаваться безмерным эмоциям, тем более инспирируемым внешним ажиотажем  добавочно к  уже объективным  факторам. 
          Это был хороший урок  для Плескача, удар  по самоуверенности молодого человека, вступающего во взрослую жизнь.
          У  читателей может возникнуть вопрос : если я так был увлечён шахматами, то почему не пошёл в шахматную секцию института? Или хотя бы занялся самообразованием на основе обширной литературы, которой  богател  Киев?
          Не так всё было просто, как кажется.
          Есть две причины и обе основательные. Во-первых, я ещё в школе понял, что успех в этом деле требует больших жертв: невероятной усидчивости и колоссального времени. Если бы я был однолюбом …! Тогда бы, возможно,  и двинулся по этой стезе.
          Но пожертвовать значительно более сильной страстью ради шахмат я не смог.
          О чём это я? Да о том, о чём уже немало написал  в этой первой книге воспоминаний. Словом, имею в виду своё неукротимое, всё более и более разгорающееся  увлечение международной проблематикой.
         А что во-вторых?
          Возникло тогда в моей жизни одно, очень не «доброе»  обстоятельство, ставшее на пути многих моих  действий в институтский период, да и в немалой степени в последующие времена.
          К раскрытию этого вопроса я и приступаю. Тогда и обозначится более полно картина моей вполне очевидной пассивности по многим направлениям моей жизни в те годы, в том числе, и в шахматных делах.


Рецензии