16. Глава 16. Воспоминание в глубоком сне без снов

«Там,  где  мы  видим  героизм,  самоотверженность,  подвиг,  отвагу,  бесстрашие  и  т.п.,  как  правило,  имеет  место  частное  решение  полового  вопроса... .  Как  и,  скорее,  в  большинстве  воинских  добродетелей»
(О. Форель. «Половой вопрос»).

«Смерть,  Болезнь,  Утрата,  Паралич,  Горе,  Проклятие,  Тюрьма  и  Печаль,  -  все  это  «дети»  Онана».
 ( «Le  seminaire  de  Jacques  Lacan». Livre 3. P. 136. Paris 1976).

«Ради  любви  женщина  согласно  на  все,  даже  на  секс.  Ради  секса  мужчина  согласен  на  все,  даже  на  любовь».

     Сегодня ночью, в глубоком сне без сновидений, я вдруг вспомнил, что Иван Борисович Галант несколько раз мне говорил, удивленно разводя руками, с недоумением,  выраженными на его лице и во взгляде: «Женечка! Ты представь только себе: великий психоаналитик, гуманист, Зигмунд Фрейд имел своим кумиром Тамерлана!..» Я, долго на эти неоднократно повторяющиеся всплески удивления Ивана Борисовича никак не реагировал. Может быть потому, что мне очень нравился фильм «Тимур и его команда», а реальный  Тимур (Тамерлан) меня совсем не интересовал… . Но, однажды, я все же не выдержал этих персеверирующих восклицаний своего дорого учителя и будущего зятя, и спросил его: «Иван Борисыч! Вы мне уже изрядно… .А, Вы Фрейда спрашивали о Тимуре?» «Нет, Женечка, я не спрашивал… .» «Это потому, что ли: «Никакому идолу не поклоняйся, не чьей веры не оскорбляй?» «Женечка! Ты меня радуешь! Ты почти молодец! Наверное, именно поэтому!»..
   … Я вспомнил, только, что Тамерлан был кумиром Фрейда, и сразу провалился в небытие, без всяких сновидений и воспоминаний. Но, проснувшись, сразу вспомнил все, что связано с Тимуром, Фрейдом и Галантом, о чем написал выше. А я написал все…
     Сейчас, собираясь лечь спать, в 5 часов 18 минут, да в 5, а не в 17, я спонтанно решил написать эту главу… .
«От  мира  этого  моя  держава:
Тюремщики,  застенки и  клинки –
Непревзойденный  строй.  Любое  слово
Мое,  как  сталь.  Незримые  сердца
Бесчисленных народов,  не  слышавших
В  своих  далеких  землях  обо  мне,  - 
Мое  неотвратимое  орудье.
Я,  пастухом  бродивший  по  степям, 
Крепил  мой  стяг над  персепольским  валом
И  подводил  напиться  скакунов
К  теченью  то  ли Окса,  то  ли  Ганги.
В  час  моего рожденья  с  высоты
Упал  клинок  с  пророческой  насечкой;
Я  был  и  вечно  буду  тем  клинком.
Я  не  щадил  ни  египтян,  ни  греков,
Губил  неутомимые  пространства
Руси  набегами  моих  татар,
Я  громоздил из  черепов  курганы,
Я  впряг  в  свою  повозку  четырех
Царей,  не  павших  в  прах  передо  мною.
Я  бросил  в  пламя  посреди Алеппо
Божественный  Коран,  ту  Книгу  Книг,
Предвестье всех  ночей  и  дней  на  свете.
Я,  рыжий  Тамерлан,  сжимал  своими
Руками  молодую  Зенократу,
Безгрешную  как  горные  снега.
Я  помню  медленные  караваны
И  тучи  пыли  над  грядой  песков,
Но  помню  закопченные  столицы
И  прядки  газа  в  темных  кабаках.
Я  знаю  все  и  все  могу.  В  чудесной,
Еще  грядущей  книге  мне  давно
Открыто,  что  умру,  как  все  другие,
Но  и  в  бескровных  корчах  повелю
Своим  стрелкам  во  вражеское  небо
Пустить  лавину  закаленных  стрел
И  небосклон  завесить  черным  платом,
Чтоб  знал  любой  живущий  на  земле:
И  боги  смертны.  Я  -  все  боги  мира.
Пускай  другие  ищут  гороскоп,
Буссоль  и  астролябию  в  надежде
Найти  себя.  Я  сам  все  звезды  неба.
С  зарей  я  удивляюсь,  почему
Не  покидаю  этого  застенка,
Не  снисхожу  к  призывам  и  мольбам
Гремучего  Востока.  В  снах  я  вижу
Рабов  и  чужаков:  они  Тимура
Касаются  бестрепетной  рукой
И  уговаривают  спать  и  на  ночь
Отведать  заколдованных лепешек
Успокоения  и  тишины.
Ищу  клинок,  но  рядом  нет  его.
Ищу  лицо,  но  в  зеркале  -  чужое.
Теперь  оно  в  осколках,  я  привязан.
Но  почему-то  я  не  вижу  плах
И  шей  под  вскинутыми  топорами.
Все  это  мучит,  но  какой  же  прок
Мне,  Тамерлану,  им  сопротивляться?
И  Он,  должно  быть,  вынужден  терпеть.
Я  -  Тамерлан,  царящий  над  закатом
И  золотым  восходом,  но,  однако...»
( Jorge  Luis  Borges.  “El  Oro  de  los  Tigres” )
    
О  могущественном  Тимуре  еще  при  его  жизни  слагались   не  только  легенды,  но  и  анекдоты,  в  том  числе  скабрезные.  Вот  один  из  них.
Покидало  войско  Тимура  Индию,  оставив  за  собой  пирамиды  из  человеческих  голов,  и  повстречался  на  его  пути  йог.  Он  встал,  перегородив  собой  дорогу  коню  Тимура.  Человек  без  возраста,  кожа  да  кости,  кусок  грязной  ткани  едва  покрывал  его  чресла.  Кажется,  что  держится  он  на  ногах  еле-еле.  Но,  тем  не  менее,  уступать  дорогу  Тимуру  не  собирался.  Мудрый  Тимур  остановил  коня  перед  йогом  и  спрашивает: «Как  ты  осмелился  встать  на  моем  пути?»  Йог   молчал  долго,  глядя  перед  собой  в  пространство  сквозь  тьму  тимурова  войска.  Тимур  тоже  мог  держать  паузу.  Наконец,  йог  тихо  сказал:  «Потому,  что  я  -  сильнее  тебя!»  Могучий  Тимур  едва  не  свалился  с  лошади  от  такой  смехотворной  дерзости.  И  все  же  поинтересовался: «Как  ты  можешь  доказать  это?  В  поединке?  Да  ты  не  удержишь  и  двумя  руками  меч!»  «Нет,  спокойно  сказал  йог.  Твой  меч,  потренировавшись,  сможет  удержать  и  пятилетний  ребенок  при  хорошем  питании  и  добром  сне.  А,  вот  то,  что  я  могу,  не  только  ты  не  сможешь,  но  и  никто  из  твоего  войска!»  «Что  же  это  такое?»,  -  спросил  Тимур,  спрыгивая  с  коня,  нависая  над  йогом.  «А  вот  это  -  смотри!»  И  тут  глаза  Тимура  увидели,  как  внезапно  разрывается  набедренная  повязка  йога  и  показывается  огромный  напряженный  член.  Затем  член  выпустил  длинную  струю  семени,  и  спокойно  повис  между  ногами  йога. Тимур  поднатужился,  покраснел  даже,  но  в  его  шароварах  все  оставалось   спокойно.  А  йог,  не  меняя  выражения  лица,  проделал  с  членом  то  же  самое  еще  несколько  раз...
     Тимур  тогда  обратился  к  йогу  со  следующими  словами:  «Я  признаю,  что  ты  -  самый  сильный  мужчина  на  Свете!  Но,  почему  же  ты  тогда  -  мертвый?».  Йог  не  успел  ничего  ответить,  его  голова  покатилась  в  сторону  пирамид,  от  короткого  взмаха  меча  Тимура...
      Тамерлан (Тимур,  1336-1405 гг.)  великий  полководец,  не знавший  поражений,  эмир,  создатель  могущественного  государства  со  столицей  в  Самарканде.  Разгромил  Золотую  Орду,  подчинив  своей  воле  татаро-монгольских  князей.  Буквально  стирал  с  лица  Земли  государства  в  Малой  Азии,  Закавказье,  Индии,  на  Ближнем  Востоке,  оставляя  за  собой  пирамиды  из  голов  людей.  В  Дербенте  он  оставил  пирамиду  из  миллиона  человеческих  глаз.  При  нем  наука  и  медицина,  в  частности,  стремительно  развивались.  Ученые  и  врачи  были  высшей  кастой,  независимо  от  того,  к  какому  народу  и  государству  они  ни  принадлежали  бы.  Внук  и  наследник  Тимура -  знаменитый  в  средние  века  астроном.  Гений! Одним из первых вычислил скорость больше скорости света. Отделил «время» от «пространства», вслед за Фибоначчи. Построил  первую  обсерваторию  под  Самаркандом. Далеко не все его открытия признаны. Так, например, он сам открыл «золотое сечение». Но вы нигде не найдете признание этого, как и формулу «золотого сечения» Улугбека!  Его Величество Улугбек, внук   Амира Тимура, правил Маверанахром сорок лет, и за это время Самарканд приобрел славу Центра науки средневековья.  …По единодушному признанию историков науки, при исламе и даже раньше, не было падишаха-ученого, подобного Улугбеку….
      Тамерлан  был  неистовым  последователем  суфизма  -  в  мусульманстве.  Он  понимал  буквально  заповедь  Муххамеда  и  воплощал   ее  в  жизнь: «...самая  высокая  степень  святости,  которой  можно  достигнуть  -  это  воевать  со  всеми  неверными.  Счастлив  мусульманин,  павший  в  этих  священных  битвах:  он  становится  славным  мучеником: вход  в  рай  для  него  открыт!» 
     Вот  пример,  относящейся  к  его  завоеванию   Индии: «От  берегов  Инда  до  берегов  Гангеса (Ганга ) Тимур прошел  с  победоносным  оружием  и оставляли  после  себя  повсюду  горы трупов.
Цветущие  города  были  обращены  в  пепел,  и  их  защитники  были  погребены  под  развалинами  или  же  убиты  во  время  бегства.  Женщины,  дети,  взятые  в  плен,  шли  посреди  луж  крови  и  трупов,  которыми  была  усеяна  вся  местность.  Индийцы  падали  тысячами  под  оружием тимуровцев… .   
 Тимур  хорошо  понимал,  что  «единственное  средство  быть  в  мире  с  врагом  -  истребить  его...» 
       …Ни в одной работе Фрейда я не нашел упоминание о Тимуре. Иван Борисович Галант не показывал мне ни письмо, ни открытку, в которых Фрейд признавался бы ему, что его кумиром является Тимур!


Рецензии