А было ли детство? Часть 1. Безвыходное положение

               
   Сегодня, я с правнуком отправился гулять по  парку.

  Погода тихая, солнечная, -просто  на заказ! Взял клюшку  в левую руку, а в правую малыша. Не спеша прошли метров пятьдесят,  и присели на лавку.

  Уже несколько лет  спина не держит, да и сердечко, из-за большого веса, быстро устаёт.  Оно и понятно, - годы уже серьёзные: на днях  отметили 77.  Правнук, которому исполнилось 2, 5 года, посмотрел на меня голубыми глазками и произнес:

  - Деда! А давай поменяемся! Я пойду с палочкой, а ты станешь маленьким, как я!

  Я погладил малыша и  начал вспоминать то далекое время, когда я, действительно, был в таком возрасте как он.... сейчас.


    Одно за другим, в памяти стали всплывать эпизоды того времени:

    А началось оно очень далеко отсюда, - на Дальнем Востоке, в большом приморском городе Владивосток. 
   
   Когда мне исполнилось ровно столько же лет, сколько и моему правнуку сейчас – началась война. Детство, вмиг, - оборвалось.

  Родителей ... призвали спасать родину.               
      Отец продолжал безвылазно  работать  на крупном судоремонтном заводе, - электриком  высоковольтных подстанций, а мама, - на сельскохозяйственных парниках, -  в колхозах и совхозах приморского края.  Фронт нужно было кормить! 
 
  Всё бы ничего, но мама вначале растерялась,- получив от военкомата направление на  работу:

  - Завтра, отсюда, выходят автобусы в район назначения, - выезд в 7 утра.

  - А как же быть с  двух годовалым ребенком, - испугалась она, - его не с кем оставить?

   Никто ей не помог и она поняла:

       - Придётся  брать с собой!
 
   Утром, в день отъезда на работу, она замотала меня платком и уложила в большую корзину. В автобус прошла молча.
 
  С корзиной не расставалась до самого  участка, где разместились совхозные теплицы.
 
  Прошло 75 лет, а я до сих пор помню эти деревянные короба  размером 2 х 2 метра. Сверху каждого лежал стеклянный переплет.  Мама, осторожно, приподнимала одну сторону рамы и подпирала её палками. Убедившись, что витраж не рухнет обратно,-  забиралась внутрь.  Быстро выщипывала и выбрасывала сорняки,   окучивала и поливала растущие огурцы, помидоры, перец. Они нужны были в госпиталях  для лечения раненных бойцов. 

     Я сидел в корзине и наблюдал за  мамой. Но дальневосточная погода очень капризная и порой начинал накрапывать дождь.  Мама срочно прятала меня внутри теплицы.  Вытирая пот со лба, она быстро работала и наблюдала за мной.  Конечно, мне было очень душно  под стеклянным козырьком.  Порой открывалось кровотечение из носа, и мама перетаскивала  меня на свежий воздух.    Я просил: то пить, то в туалет. После болезни корью, - сильно исхудал и естественно хандрил. Мама, работала как заводная, и  выполняла двойную  заданную сельскохозяйственную  норму.  Хватала корзинку и бежала к пруду, - стирать и умываться. Работать со мной было сложно.
 
   Несмотря на все ухищрения,  однажды, её застали на моем переодевании. Строго  предупредили:
 
  - Детей сюда не брать! Оставляйте дома!

  -  Если бы была такая возможность, - взмолилась мама, - я бы не стала рисковать ребенком!  Помогите  с детским садом! А я буду стараться изо всех сил!

    - Да мы видим, что Вы даёте двойную норму, - ответил представительный офицер из военкомата, - нужно подумать.

    Пока он думал, мама  отвезла меня в деревню, - к родне мужа: это было не очень далеко от места работы.

   Тетя Дуня, сестра отца,  была очень рада моему появлению. Но, к сожалению, во время обеда, мне не удавалось достать картофелину из чугунного горшка, который выставляли на обеденный  стол. Вокруг чугунка сидело 8 взрослых сыновей, гораздо старше меня. Пока я протягивал руку до горшка, он уже был пуст. Тетя Дуня давала старшему сыну, - подзатыльник и отбирала лишнюю картошку. В общем, и там мне не удалось прижиться.
 
   Через три дня офицер заехал в совхоз, и, увидев маму, спросил:

   - Как устроили малыша?

    - А ни как! – в слезах ответила мама, - у сестры, моего мужа, своих 8 сыновей, самих кормить не чем!

   Офицер, конечно, не поверил. Он посадил маму в газик, и они поехали в деревню, к родне отца.  Когда он увидел всю семью в сборе:  8 взрослых детей и мать с отцом, - сказал:

   - Да! Тут целый гарнизон!

  Вместе с нами, он поехал во Владивосток. Там, наконец,  решили проблему с детским домом.

    Ночь мы переночевали спокойно, - дома, а на следующее утро, за нами, прибыли две дежурные машины. Военный попросил в чемодан  собрать все мои вещи.  На одной машине, увезли меня, а на другой, - маму, прямо на работу в совхоз.

      Я уже не плакал, - просто терпеливо ждал конца своей участи. А нас, около сотни ребятишек,  посадили на  три огромных катера, и  дали по конфете.  Плыли до самого вечера.  На крытых машинах перевезли в трехэтажные дома, где мы и прожили 5 лет.


 см. далее:http://www.proza.ru/2015/10/06/639


Рецензии
Александр, трогательный рассказ о тяжёлом детстве в военные годы. Творческих удач и здоровья! С уважением, Вера.

Вера Мартиросян   28.05.2019 12:18     Заявить о нарушении
Верочка! Дочитай до конца!
Голубинку эту я вспоминаю до сих пор!
Жаль, что её распахали и понастроили домов.

Александр Исайченко   31.05.2019 19:31   Заявить о нарушении
Всем дали по конфете...
Очень по-новогоднему звучит.
С Новым годом! С Новым счастьем!

Сережка Чернов   31.12.2019 13:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.