В сандалиях за рубль сорок

       Моя первая школа - это просто две смежные комнаты в доме для ссыльных. Первый класс. Не было цветов, белых бантов и прочей мишуры, просто пришли дети и их завели в класс.
       Было ли это первое сентября – не уверена, это могло быть и в любой другой день, потому, что вся жизнь там шла по особому календарю, в другом исчислении. Существовали только две важные даты – начало и конец срока. Вот оттуда и шел счет, для каждого свой, в отдельно взятой небольшой стране, с необычным адресом – почтовый ящик.
        Школа была открыта только для детей ссыльных, детей из зоны и отпрысков вольнонаемной охраны. В этих двух комнатах учились четыре класса одновременно. Каждый класс занимал отдельный ряд. В одной комнате первый и третий, в другой - второй и четвертый.
        Все было очень просто. Учительница, раздав задание одному ряду, переходила на другой. А когда болела вторая учительница, то проходила дальше в смежную комнату, оставив открытой дверь, и продолжала вести урок там.
        Екатерина Ивановна Зимогляд - моя первая учительница. Смуглая женщина удивительного мужества. Из ссыльных, у нее было девять своих детей, и часть их училась с нами, а часть в соседней комнате.
        Посадили меня за первую парту с Шурочкой Б. из вольных.
Шурочка явилась в первый раз в первый класс нарядная, как картинка. В красивой форме, кружевах, бантах и в настоящих лаковых туфельках. А я, как все, - во всем, что смогла достать моя мать. В сандалиях за рубль сорок (только для школы) и маленьким чемоданчиком вместо портфеля. В нем лежало две тетради и карандаш. Это никого не смущало, это была норма.
        А вот учебники, которые нам раздали в классе, мне показались волшебством. Книги я держала в руках впервые, их новенький запах, яркие обложки я помню до сих пор. Несла их домой и всю дорогу боялась, что они вдруг исчезнут.
       Первые уроки… Арифметика – палочки, кружочки мелом на доске, чистописание – палочки и закорючки карандашом в тетради, чтение и пение. «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля» - вместе, всем классом. Училась самостоятельно, родители даже не вникали - работали как проклятые.
       А вот моя соседка по парте скоренько нахватала плохих оценок, и через какое-то время в школу заявилась ее мать. Увидев меня за одной партой с ее великолепной Шурочкой, она сперва показала, как ей дурно, потом как глубоко она возмущена. Теперь ей понятно, почему ее Шурочка так плохо усваивает школьную программу.
       Эта девочка, ее палец уперся в мою голову, -из зоны, а они там с голодухи все полуидиоты. А теперь, разумеется, Шурочка по своей душевной доброте отвлекается, чтобы помогать, а потом сама не успевает сделать свое задание. Их следует немедленно рассадить!
        Но Екатерина Ивановна – это не просто Екатерина Ивановна из бывших. Сорок детей, выпрямив спинки, боялись шелохнуться на ее уроке, а тут какая-то вольная тварь закатывает ей истерику!? Все это с невозмутимо каменным лицом было выслушано, а потом также невозмутимо последовал ответ: « Вот Вы все Шурочка, да Шурочка, а может Ваша Шурочка просто дурочка, Вы об этом не подумали?» И обернувшись к классу, сказала: « Дети, вы можете погулять во дворе». Все довольные сорвались во двор. Что произошло дальше, я не знаю, но с Шурочкой я просидела за одной партой по четвертый класс. А потом еще и дружила лет до пятнадцати.
        Каким-то образом этот разговор дошел до моей матери и зацепил ее за живое. Прошло много лет, я уже была взрослой и мы с матерью однажды встретили Шурочкину мать Ольгу на рынке, распродающей старые вещи. Мать невольно остановилась поздороваться и «поговорить за жизнь». Оказывается, у Шурочки первый муж сидит в тюрьме, со вторым разошлась, и теперь она одна воспитывает двух детей. А Ольга вот распродает старье, чтобы хоть как-то ей помочь. Когда отошли, мать со вздохом припомнила ту ее выходку.
        Училась я легко и просто, Шурочка жила в ближайшем вольном бараке, так что и в школу и обратно мы ходили вместе. Ее жизнь резко отличалась от моей. Каждое утро мать провожала ее в школу до дороги, целуя и напоминая про бутерброд в портфеле.      Мои родители вообще никогда этого не делали и тем более не провожали в школу с бутербродами. Шурочка и после школы гуляла в обуви, а мне это разрешалось только в школе. У нее был режим дня, кукла и китайский термос.
         О ее режиме дня я не задумывалась, термос, кроме красивых цветов на его боках, меня мало интересовал, а вот кукла у нее была настоящая, с волосами. Это чудо я видела впервые. У многих девочек тоже были куклы, но простые, гуттаперчевые. У меня же не было никакой и никогда вообще. Даже тряпичной, которую, например, могла бы сшить моя мать. Ну, видимо, не посчитала нужным.
          С ростом детей росла и школа. Проучилась в ней я по шестой класс, седьмого уже не было. Вспоминаю ее с теплом, как родной дом.
          На следующий год пошла в обычную школу и попала как в звериную стаю. Я была одна и на мне стояло клеймо «зона».    Училась отлично, но после восьмого класса за одно действительно неосторожное высказывание меня просто выставили с волчьей характеристикой. 
          Спасибо и на том, что просто выставили, а не отправили куда подальше… А ведь по тем временам могли.


Рецензии
Уважаемая Ирина, в рассказе очень важен психологический конфликт, а вы просто очень сухо описываете действия своей героине. Я понимаю, какое унижение вас прижимало к полу, дочку зэка, когда та вольноотпущенная над вами глумилась. Шурочка, хорошо откормленная, красиво одетая, но полная тупица. По-моему, рассказ стал бы живее, если б девчонки повздорили между собой, так бы вы больше раскрыли характер своей героини. Впрочем, это всего лишь моё личное мнение, но ваши рассказы, написанные хорошим литературным языком, мне кажутся очень статичными, чисто автобиографическими очерками. Когда же пишешь рассказ, приходиться многое додумывать.
С уважением. Ольга.

Ольга Садкова   26.01.2024 12:54     Заявить о нарушении
Добрый день Ольга. Да, это и есть чисто автобиографические зарисовки. Даже сохранены настоящие имена, другой задачи я перед собой не ставила. Это мое время и это моя жизнь. Надеюсь, что Вам досталось какое-то другое, получше.
С уважением, Ирина Актавина

Ирина Актавина   26.01.2024 18:53   Заявить о нарушении
Ирина,великолепно передали время, зримо,психологически достоверно. Такое небольшое произведение воспринимается как роман. И как много читается на подтексте, между строк.

Тина Лукьянова 1   02.02.2024 12:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.