4. Надежда

4. Надежда

   В этом году я решила поехать на родину с прощальным визитом. Родители жили на курорте Дарасун. Прекрасный раньше был курорт, поднявший меня практически «с того света». Остановилась я у племянницы.
Когда мы с братом подъехали к дому, Надежда, так зовут племянницу,  вместе с дочерью и внуком что-то строили в огороде. Хозяйка одета в брюки, засучены рукава рубашки, рукавицы. Прямо настоящий строитель. День жаркий, но это не остановило строителей… Надежда пояснила:
-Надо спешить, так как времени мало. Сегодня-то я выходная, а завтра на работу на сутки. Погода здесь у нас с такими перепадами, коль  теплицы нет, то  и урожая огурцов и помидор не будет. День жарит, а ночью вчера было четыре градуса. Зарплата маленькая, без своего огорода просто не выжить. Так вот хотим теплицу построить. Вот приобрела материал…
Во дворе лежали доски и брус.
-Так это работа для мужчин, – сказал брат.
-А где их взять? Мы уж давно привыкли делать всё сами. Вот подрастает у нас мужчина. Внуку только ещё пятнадцать лет, но он уже многое умеет делать.
После приветственных речей, всё же оставили работу и пошли принимать гостей. За чаем она поведала, что живёт с сорока лет одна, а кого-либо из мужиков нельзя приглашать - жёны ревнуют.
 
-Даже когда загорелась электропроводка, я позвала соседа, так жена прибежала следом и стояла, не отходя, пока он не закончил работу.
Глядя на неё я представила, как мужики заглядываются. Невысокая, очень ладная женственная фигура. Ей уже шестьдесят лет, но на вид значительно моложе. Волосы темно-русые, слегка вьющиеся от природы, короткая аккуратная стрижка. Надежда пошла переодеваться. Тут уж вышла к нам настоящая королева. Как не заглядеться на такую?

Потом уж, когда мы оставались одни, она рассказывала о своей жизни.
История была совсем невесёлая.
-Ты же знаешь, какая большая семья у нас была?.. Пять парней и нас три сестры. Отец «наклепал» нас и ушёл к молодушке. Мать билась, трудно было содержать такую семью. Я была самая старшая. Мама нашла для меня жениха, старше меня лет на десять. Говорит: «Выходи замуж. Он человек серьёзный, поможете мне парней на ноги поднять». Что делать? Мать властная и ослушаться я не посмела. Так вот без любви и вышла во имя спасения семьи. Муж вроде бы любил, жалел меня. Я же ничего не понимала, просто повиновалась, мне же всего было семнадцать лет. Матери мы помогали… Да только вскоре у нас родилась дочь, тут и начались проблемы: стал упрекать, что много помогает матери, начал попивать, да к тому же и кулаки стал распускать. После очередной семейной сцены, я собралась и ушла к матери. Только мама-то не одобрила моего поступка, поедом меня «ела». Тогда я взяла дочь и уехала в Читу. Сняла «угол», устроилась на работу няней в детский садик. Это было удобно: дочь со мной. Так прошло семь лет. Мать заболела и позвала меня. К тому времени уж и вторая сестра вышла замуж, да и парни старшие уехали в поисках работы. Жили мы вместе с мамой. Курорт, работы найти трудно. Устроилась официанткой. Это «тёплое» местечко: сама сытая, да и домой можно что-то прихватить. Да только «положил на меня глаз» шеф повар. Что же я в самом расцвете, как на меня не поглядеть? Пригласил меня однажды в свой  кабинет, стол красиво накрыт: «Садись, выпьем, о жизни потолкуем»! А я ему говорю:

-С чего это вы решили меня угощать, да ещё о жизни моей говорить?
-Да садись, ты мне давно нравишься. И протягивает руки ко мне. Я тебя старшей поставлю, если ответишь на мою любовь.
-Зачем вы так со мной? Я не продажная, да и у вас семья.
-Тогда пиши заявление об уходе.
Я вышла и тут же принесла заявление. Но не один он был хозяин на курорте. Мне повезло, что уволилась моя знакомая. Она работала сестрой хозяйкой в одном из корпусов. Тут я была хозяйка: работа спокойная… выдача постельного белья санитаркам, стирка и прочие хозяйственные дела. В свободное время читала книги, а потом стала вязать. Вязала в начале носки для всех младших братьев. Потом стала вязать кофточки и даже платья. Стали мне давать заказы. Всё же дополнительный заработок не лишний. А теперь я уж и не мыслю себя без спиц, каждую свободную минутку что-то вяжу. Вот, посмотри, какую сумку связала. Действительно, сумка была оригинальной.
 
-Я научилась на всём экономить. Что сумку покупать, если я её могу связать из остатков шерсти. Да ещё и завидуют, где это я такую купила…
Всё шло хорошо, да вот чёрт меня попутал связаться с одним отдыхающим. Застукала меня с ним старшая сестра хозяйка. Написала главному врачу. Пришлось уйти. Мать уехала в Якутию к сестре, я осталась в доме за хозяйку. Огород, скотина. Да вскоре и курорт стал хиреть. Начали закрывать корпус за корпусом. Отдыхающих тоже не стало. Это же перестройка началась. Кто, что перестраивал, мы не понимали, почему остаёмся без работы? Главный врач ушёл на пенсию. Занял его место какой-то приезжий, но он и последнее развалил. Остался в работе только один первый корпус, в котором и проживание, и лечение… остальные корпуса закрылись. Ну, ты видела, это те, что стоят теперь все без окон и дверей, за год всё разбомбили. Решила я заняться скотиной: поросята, куры, и даже пять коров. Продам яйца, молоко -  другие продукты куплю, одежду. Только сено ведь надо косить. Попробуй на пять–то коров накосить, да ещё и телята. Нанимала мужиков. Билась, как могла, лет пять… по миру не пошла, не побиралась. Дочку в школу всегда одевала прилично, чтобы не обижали, а то ведь всё норовили её обидеть, безотцовщиной назвать. Недалеко от курорта шли какие–то работы, где работали одни мужики. Однажды подруга решила познакомить меня с ними.
-Все мужики холостые, выбирай любого.

В общем, познакомилась я с одним. Пригрела у себя… Помогал косить сено, а мне больше ничего и не надо. Правда, дочь мне сказала:
-Где это ты «Шарикова» нашла? А он и вправду смахивал на героя из фильма «Собачье сердце».
Да вот «собачье сердце» у него и оказалось. Попривык и стал пить, да ещё руки распускать. Однажды привёл всю компанию и устроил пьянку. Я, конечно, возмутилась. Так он меня так укатал, что еле ожила. Заявила в милицию. Его забрали, а он по дороге сумел удрать. Только была уже оттепель, он же пошел через речку, да, видимо, не смог перейти по талому льду. Позднее нашли его вмёрзшим в лёд. Меня приглашали на опознание. Я только и сказала, что собаке собачья смерть. Больше я не связываюсь с мужиками.

 А потом пошла такая полоса, что и вовсе жить не хотелось: корову в лесу зарубили. Взяли только зад, остальное бросили. Пришлось и других коров колоть, да мясо продавать. В магазинах-то ничего не было. Государство «перестраивалось»: выживайте, кто как может. Вовсе стало невмочь, хоть с сумой по миру иди, только на овощах, да на картошке и выживали. Дочь замуж вышла, отделилась. Да тут и курорт начал вновь потихоньку оживать. Устроилась на ворота дежурной. Так и работаю. Сейчас и дочь разошлась. Живём вместе, у неё вон дочь – красавица подрастает, да сын помощник. Вот теперь нам легче, и решили мы вести общее хозяйство. Построим за осень теплицу, а весной огурцы, да помидоры посадим. Так что не надо нам мужиков: сыты по горло «счастьем». У дочери тоже не сложилась семейная жизнь, но в этом она сама виновата. Вот пусть она тебе сама и расскажет, как убежала из дому «за большой любовью».
продолжение следует http://www.proza.ru/2015/10/08/1340


Рецензии
Надежда ни на кого не надеется, и терпеть мужчин, не уважающих её, не стала. Лучше быть одной. Конечно, нелегко ей жить, но разве было бы лучше, если бы она того в последствии утонувшего, не выгнала, или с первым мужем не рассталась? Было бы ещё хуже. Нравится мне эта ЛГ. Пусть всё будет у неё в дальнейшем хорошо.

Тамара! Спасибо!
С добрыми пожеланиями,


Алевтина Крепинская   04.02.2016 14:07     Заявить о нарушении
АЛЕВТИНА, ВЫ ПРАВЫ, - ЭТО ВОЛЕВАЯ ЖЕНЩИНА И НИКОМУ НЕ КЛАНЯЕТСЯ. СЕЙЧАС И МЛАДШУЮ ДОЧЬ ЗАБРАЛА К СЕБЕ С ВНУКОМ. ПОСМОТРЕЛА, КАК ОН НАД НЕЙ ИЗДЕВАЕТСЯ.

Тамара Белова   04.02.2016 18:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.