Одиссея жизни

«Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана? ...». Кто не задавался этим вопросом, который великий А. С. Пушкин облек в такую лаконичную и предельно четкую форму. Жизнь человека – это действительно величайший дар. Дар от Бога. Однако, такой ли напрасный, такой ли случайный? Неужели жизнь человека на Земле – это какая-то короткая вспышка во времени и пространстве, которая никому, в том числе и ему самому, не нужна? Неужели рождение, смерть, а также некий промежуток между ними – это так, ничего не значащий, ничего не стоящий пустяк? Неужели это просто шутка Создателя в Его бесконечной Вселенской игре? Таких вопросов может быть бесконечное множество. А ответ на них может дать себе только сам человек.
Так кто же он – этот человек, этот странник, плывущий в лодке судьбы по потоку, который называется ЖИЗНЬ? Я попытаюсь ответить, в первую очередь самому себе, на этот вопрос в настоящем эссе. Это будет ОДИССЕЯ ЖИЗНИ обычного человека от его рождения и до смерти. Что там, за порогом жизни после смерти, достоверно не знает никто из простых смертных, хотя разные взгляды и учения на этот вопрос в настоящее время просто переполняют информационное пространство. Я, несомненно, придерживаюсь некоторых из них. Однако это эссе не на тему рассуждений о пребывании человека там, в иных мирах. Эта тема очень содержательно и интересно раскрыта многими авторами и, в частности, Николаем Рерихом в книге «Семь Великих Тайн Космоса». Сразу оговорюсь, что такой взгляд на эволюцию человека разделяю и я. Настоящее же эссе – это есть попытка моего понимания течения потока той жизни, которой мы живем здесь, на земле, в настоящем личностном воплощении, о котором мы знаем, казалось бы, все, и в тоже время, по большому счету, ничего.
Начну с простой, но необходимой иллюстрации. Вооружимся листком бумаги и карандашом. Нарисуем на листке круг. Проведем два диаметра: вертикальный и горизонтальный. Нижняя часть круга нас не интересует. Там, где горизонтальный диаметр пересекает круг, наметим и обозначим точки: слева точка 0, справа точка 12. Обозначения точек лучше делать внутри круга. Разделим верхнюю полуокружность на 12 равных частей, начиная от точки 0, и обозначим точки на полуокружности. Две точки уже обозначены – это 0 и 12. Остальные соответственно: 1, 2,  … 10, 11. После всех этих манипуляций выделим точки 0, 1, 3, 6, 9, 11 и 12. А теперь, сверху, над выделенными точками, проставим числа: над точкой 1 – 7, над точкой 3 – 21, над точкой 6 – 42, над точкой 9 – 63, над точкой 11 – 77 и над точкой 12 – 84. Что же такое у нас получилось? Перед нами схематичная иллюстрация жизненного пути человека. Конечно же, не конкретного человека, а некоего «условно усредненного». Его жизненный путь представляет какую-то горку со склоном восхождения (от точки 0, до точки 6) и с нисходящим склоном (от точки 6, до точки 12). Вся человеческая одиссея, т.е. его жизненный век на земле в среднем равен 84 годам.  Он разделен на временные отрезки: (0 – 7); (7 – 21); (21 – 42); (42 – 63); (63 – 77); (77 – 84). Таких отрезков шесть. Это шесть основных этапов жизни человека. Легко заметить, что каждый этап жизни кратен семи годам. Вообще, надо сказать, что число семь играет в космогонии особую роль. А человек – это частица космоса, так что число семь в его жизненной одиссее – это не какая-то случайность, а общая закономерность.  Даже наука говорит о том, что все основные, заметные изменения в физиологии человека, в его ментальности подчинены именно семилетним циклам. На представленной схеме количество основных жизненных вех человека тоже семь. Что это за пункты? Мы их обозначили: 0, 7, 21, 42, 63, 77 и 84. По этим вехам человек  может подводить какие-то промежуточные итоги жизни. Однако я не буду делать акцент только на этих вехах, но постараюсь, в силу своего разумения, очень кратко и схематично охарактеризовать также и жизненные периоды между ними.
И так, первый период между вехами 0 и 7. Его продолжительность семь лет. Человек родился, он вошел в наш бренный мир как личность. И уже с самого первого вздоха многие факторы рождения оказывают, и будут оказывать в дальнейшем, определенное влияние на его жизнь. Очень важно  кто, как и где родился. Я подразумеваю пол человека, его антропометрические характеристики, наличие или отсутствие патологий, место рождения, родителей, семью и многое, многое другое. Я еще раз подчеркиваю: все это уже сейчас играет, а также в дальнейшем будет играть очень важную «скрипку» в жизни личности.
Посмотрите на нашу схему. Этот участок жизненной горки наиболее крут, а поэтому очень и очень сложен для человека. Без помощи других его просто не преодолеть. Человеческое существо как бы карабкается, барахтаясь на животике, по этому, очень крутому подъему. А такой способ перемещения крайне неудобен и медлителен. Поэтому время для маленького человечка идет также очень медленно. Ему кажется, что оно вообще не движется, время стоит на месте. Дни кажутся годами, а года чем-то совершенно нескончаемым. Однако, как бы там ни было, время, все же, идет вперед.  Человек растет и физически и ментально. Вместе с физическим телом растут и его тонкие тела.
В этот период жизни малыш полон неясных иллюзорных воспоминаний о своих прошлых существованиях. Сны увлекают его в те миры, в которых он так недавно пребывал. Эти сны и сказки, которые малютка слышит, для него реальны. На этом этапе жизни они реальнее, чем сама действительность.
Однако малыш полон также желания быстрее постичь этот мир. И в этом ему помогает самый действенный учитель – жизнь. Этот учитель формирует опыт человека на основе тех знаний, которые он получает на ее уроках. Накапливаясь, опыт постепенно формирует «Эго программу» личности. И эта «Эго программа»  становится в дальнейшем его руководящим планом на всю жизнь.
Обучение маленького человечка начинается с очень простого – с развития навыков физического существования в нашем мире. Эту задачу помогает успешно решать инстинкт самосохранения, который заложен в подсознание человека. Малыш на себе самом должен почувствовать действие самых различных факторов и усвоить, как они на него влияют: что приносит радость и счастье, а что боль и страдание.
Немного осознав физический мир, маленький человек начинает приспосабливаться к социуму. И справляться с этой задачей ему помогает его второй - стадный инстинкт. Мама, самое близкое и родное существо, в этот период есть самый важный и авторитетный помощник учителя. Именно помощник, а не учитель. Она преподносит малышу первые уроки учения жизни. Мама очень любит своего малыша. Она добрая, ласковая, терпеливая, во всем угождающая. Человечек начинает ее воспринимать как любимую рабыню. Ею можно помыкать без каких-либо неприятных последствий. В угоду ему она все вынесет и стерпит. Шлепок по попе – это не в счет.
Контакт с такими же маленькими эгоистами как он сам, дает первоначальное представление о социуме. Этот контакт происходит в детском учреждении, куда его, чуть-чуть повзрослевшего, отводят. Малыш начинает понимать, что не все ему доступно, не все позволено. Оказывается, есть такие же, как и он, эгоисты, которые не менее яро и бдительно, берегут свой «суверенитет».
Таким образом, в первые годы жизни, у маленького человека формируются стойкие поведенческие тенденции, которые также сыграют огромную роль в становлении его «Эго программы». А она, эта «Эго программа», в основном оформится только лишь после второго периода жизни.
Второй период охватывает два цикла по семь лет и равен четырнадцати годам: от семи до двадцати одного года. Это период активного ученичества. Скорость течения времени здесь можно уподобить с ползанием человека на четвереньках. Это перемещение более быстрое, чем карабканье на животе, но, все-таки, еще достаточно медленное.
В этот период человек активно усваивает теоретические основы жизни. Общая, а за ней и высшая школы помогают личности сформировать свою «Эго программу». Негативным моментом  ученического периода, на мой взгляд, является то, что наши школы способствуют зарождению в сознании молодой личности полной уверенности в непогрешимости своей «Эго программы». Наши светские школы, в большой мере, способствуют также уклонению человека в сторону крайне материалистического мировоззрения, которое направлено только на потребление. Материалист – это потребитель не способный на жертвенную отдачу. Только духовность способна на такую безвозмездную отдачу, а ее-то у молодого человека еще нет, он до нее еще не дорос. Пока он готов только к потреблению. О духовности человек ничего не знает. Понимание того, что отдавать, жертвовать ради кого-то или чего-то, причем жертвовать бескорыстно, приносит человеку огромное удовлетворение, радость и счастье, придет позже.
А пока, пройдя светское обучение, молодой человек настолько уверен в себе, что будущая жизнь, представляется ему не более чем легкой и приятной прогулкой. Он бросает жизни вызов в полной уверенности своего могущества и конечного торжества Он, полный желаний, готов пренебречь здравым смыслом и часто неосознанно идет на фатальные ошибки. А это ни к чему хорошему не приводит. Нарушая основы жизни, в угоду своих безудержных фантазий, человек начинает набивать «шишки», которые некоторым образом отрезвляют его. Частичное крушение «Эго программы» на старте осознанной жизни, требует от человека некоторой ее коррекции в сторону реальных возможностей. Это идет ему только на пользу.
У человека начинают открываться глаза на то обстоятельство, что весь мир вообще, и его жизнь в частности, управляются Великими Законами, пренебрегать которыми недопустимо, и о которых он ранее не имел никакого представления. Человек начинает осознавать, что не Законы должны подстраиваться под его желания, а наоборот.
И так, вперед, на штурм жизненных вершин!
Третий этап охватывает временной промежуток от 21-го до 42-х лет. Его продолжительность 21 год, т.е. три семилетних цикла. Время течет уже несколько быстрее, так как человек  встал на ноги и идет по дороге своей жизни. Этот участок жизненной горки, уже не такой крутой, как раньше, является периодом активного осуществления скорректированной «Эго программы». Что-то получается, что-то нет. То, что не удается, не следует воспринимать как катастрофу. Жизнь следует воспринимать как поток. И упаси нас Боже плыть вспять этому потоку. Это будет напрасной тратой сил и времени, это будет задержкой эволюции человека. Всю свою «Эго программу» необходимо сочетать с потоком жизни. Тогда страдания от неудач, которые так часто случаются в нашей жизни, будут не столь велики и разрушительны, а будут, как ювелир, тщательнее и более осмотрительно шлифовать бриллиант нашей души.
На этом отрезке жизни человек встречает свою «половинку». Эти две половинки должны составлять одно целое. Если этого нет, то не будет семьи как таковой. В семьях, где царит любовь - живет гармония. Человек начинает понимать великое предназначение Вселенского Закона Жертвы, смысл которого становится ему еще более ясен с появлением детей. Дети, растущие в таких семьях, впитывают в себя уроки нравственности и, в своем большинстве, становятся активными носителями этого нравственного позитива. Они более правильно смотрят на жизнь и идут более быстро по пути эволюции.
В 42 года человек находится на вершине горки своей земной одиссеи. Он готов подвести некоторые итоги своего «путешествия». Человек видит, что пройденная часть пути сравнима с сооружением некоего здания. И это сооружение полностью соответствует его жизненному творчеству. У кого-то получился дворец, у кого-то нечто другое.
Для большинства современных людей в этой части жизни преобладают материальные устремления, которые соответствуют их желаниям. Хорошо если  желания не переросли в страсти. Страсти зачастую губительны как для физического тела, так и для души. Человек начинает понимать, что погоня за удовольствиями, вызванная желаниями, напоминает погоню за тенью, которую никак невозможно поймать. Удовлетворение одного желания рождает следующее, и так без конца.
Человек интуитивно начинает понимать, что в жизни, кроме материальных удовольствий, есть еще и духовные, на которые он раньше мало обращал внимание. Он начинает пересматривать свое отношение к жизни, его начинают посещать мысли, связанные с духовностью.
Духовность не имеет ничего общего с количеством прочитанных молитв и отвешенных поклонов перед иконой. Духовность – это нечто другое. Эзотерика считает духовностью способность человека к излучению и поглощению тонких вибраций, которые способствуют утончению его души. А душа, или же сознание – это совокупность тонких тел. И для того, чтобы эти тела не были уродливыми, человек склоняется в сторону духовности, т.е. утончения своего сознания. Его больше начинают интересовать искусство, глубокая литература, музыка, творческая сторона жизни. Такая направленность человека способствует его гармонизации, т.е. соответствию физического и тонких тел.
Подводя итог 42-м годам жизни, можно сказать, что удовлетворив, по большому счету, свою низшую чувственность и построив «здание» в котором человек продолжает жить, он склоняется к другой, к духовной жизни. Здесь любовь, сострадание занимают уже более значимое место, чем прежде.
Следующий, четвертый этап одиссеи жизни – это путь от 42-х и до 63-х лет, т.е. опять три семилетних цикла продолжительностью в 21 год. Если раньше человек шел, то теперь его движение по жизни напоминает легкий бег, так как жизненный путь пошел под уклон. Ветерок времени начинает тонко посвистывать в ушах.
В жизни человека появляются внуки. Существует довольно распространенное утверждение, что люди больше любят внуков, чем своих собственных детей. Очевидно это так. Я думаю это потому, что в зрелом возрасте человек все более и более проявляется духовно, так как в нем начинает раскрываться сердечный центр сознания. Именно поэтому пожилому человеку более понятно чувство любви. Мне представляется, что любовь – это даже что-то большее, чем чувство. Любовь – это скорее высшее состояние души, в котором человек может пребывать. И это состояние он старается излить на близких ему людей. А кто, как не внуки, ближе всех в этом возрасте? Эта любовь не эгоистична. Она настоящая, способная на жертвенность и сострадание.
Человеку, в этот период жизни, начинают раскрываться смыслы величайших Вселенский законов: закона причинно-следственной связи, закона жертвы. Он начинает постигать смысл Вселенской жизненной гармонии. Ему становится понятным то, что во Вселенной все взаимосвязано, что человек развивается так же, как и она: не спонтанно, а целенаправленно, и руководят этим развитием какие-то высшие, духовные силы и сущности.
Человек хочет поделиться своими новыми наблюдениями и чувствами, но, зачастую, остается не понятым другими. Таким образом, вокруг него образуется некий вакуум. И этот вакуум человек стремиться чем-то заполнить. Но чем?
Некоторые испытывают тягу попробовать себя в интеллектуальной сфере. Причем эти попытки не способ кому-то и что-то доказать, а средство самовыражения и самоосознания. Например, изложение своих мыслей на бумаге - способствует организации и упорядочению мыслительного процесса.
Многие продолжают понятную и знакомую им традиционную деятельность. Некоторые открывают и осваивают для себя что-то новое. Но всех их объединяет одно – стремление к одухотворенности процесса. Причем их уже больше волнует эта деятельность не как средство материального обогащения, а как сам творческий процесс, положительный результат которого способствует духовному благополучию.
Человек начинает больше задумываться о благотворительности. А эта сфера деятельности наиболее одухотворена, так как в ней отсутствует корысть. Благотворительность, более чем что-то другое, отвечает духовным запросам человека.
Именно в этот период жизни происходит наиболее интенсивный рост тонких тел человека, рост его души.
Пятый этап жизни – это период от 63-х до 77-ми лет. Он равен четырнадцати годам, что соответствует двум семилетним циклам. Время уже не идет и не бежит легкой трусцой. Оно несется со скоростью бега бегуна на километровой дистанции. Ну что же, земная жизнь, как говорится, в основном сделана. И вот, наконец-то теперь, задаваясь вопросом о ее смысле и содержании, человек ясно видит и осознает, что главное в жизни – это не материальное, которое подвержено разрушению и тлену, а духовное, что есть вечное и неразрушимое. Человек понял, что на «крышке гроба нет багажника», что этот «багажник» в нем самом. Этот «багажник» в вечном и бессмертном «Я», в его индивидуальности.
И вот, наконец, последний отрезок земной жизни человека от 77-ми до 84-х лет. Время пронесется как спринтер по сто метровой дистанции. Почти ничто материальное человека уже не тревожит. Как малыш в детстве жил чудесными сказками, так и он теперь живет мыслями о вечном, с которым ему предстоит встреча. И он к этой встрече готов.
Вот и все. Подписаны все земные векселя, долги розданы. Человек готов переступить ту черту, которая называется смерть. Когда он это сделает, его смутное предчувствие о вечной жизни оправдается!
Я начал это эссе словами великого поэта. Словами поэта хочу и закончить:
«Боюсь не смерти я. О нет! Боюсь исчезнуть совершенно».   (М.Ю. Лермонтов)

Г. Новозыбков.         Сентябрь 2015 год.


 



Рецензии