Копилка моей памяти

  Непостижимая, уникальная, порой капризная, но почему-то избирательная наша способность, данная нам в наказание или на радость ,- наша  память.Вдруг , совсем не связанная с твоими мыслями в данные минуты или насущными делами, перед тобой возникают "картинки" из далёкого прошлого: родные лица мамы или папы, других родственников или знакомых, а подчас и незнакомых, но виденных тобой людей. Или  почему-то всплывают виды улочек  твоего города или ты  видишь и осязаешь сладковатый вкус ярко-сиреневых цветов ползущей по каменным стенам родного дома глицинии. Почему именно сейчас приходят те или иные воспоминая, которые сейчас ты и не зовёшь?
  Вот и сейчас увидела моменты сегодняшних военных действий по телевизору и возникли горькие воспоминая из моей жизни разных лет о том, какие у меня были связаны с войнами переживания. Конечно, из детских лет почему-то вспомнила , как прогибались доски трапа, по которому шла я и мама с сёстрами, и дети тёте Дуси, когда мы поднимались на теплоход, увозивших в эвакуацию ялтинцев в августе или сентябре 41 года.Точного месяца я , естественно и не знала, но в ноябре Ялта уже была занята немцами. И именно 7 ноября был потоплена " Армения" недалеко от Ялты из-за задержки кем-то.Уйдя согласно намеченному  часу, ей бы , возможно, уйти в Новороссийск. Пл пути в далёкий Ташкент от дизентерии умерла моя младшая сестрёнки Мусенька - ей было всего год и восемь месяцев.Она первой  одной из нашей семьи  жертв той войны.Вторым был дядя Вася, муж моей тёти, маминой родной сестры.Пришла ли похоронка тёти Дуси о его гибели или он пропал без вести, я не знаю.И где он погиб? В Пинских болотах или под Ржевом? Или попал в плен? Или погиб в каменоломнях Аджимушкая? Тётя  Дуся не говорила об этом - она ждала его и так и не вышла замуж,хотя была ещё молодой и очень красивой женщиной: высокая, стройная и смуглолицая с вьющимися тёмными волосами и большими карими глазами.Третьим горем для нас в 44 году стала депортация бабушки- Софьи Петровны Дульеровой, когда депортировали из Крыма всех греков, болгар, татар и армян.В 56 году  все были реабилитирована, но многих тысяч депортированных греков в Ялту вернулась одна тётя Аня, бабушкина двоюродная сестра. А бабушка так и осталась в Уфе и домой почему-то не вернулась.В конце войны после тяжёлого ранения из госпиталя приехал папа, но уже инвалидом: одна нога была короче другой и один глаз видел неважно. Вот что я вспомнила о " той" войне.
  Другие воспоминания уже из школьных лет: мы, девчонки, бегали на танцы в военный санаторий, который находился напротив нашего дома. А там лечились раненные в событиях в Будапеште: совсем молоденькие, но с "больными" глазами.
  Но самые тяжёлые воспоминания - это годы Афганской войны- именно тогда были призваны мои мальчики - старший сын, чуть позже младший.Сколько слёз я пролила, какими были сильные и страшные переживания - знают только матери призванных на службу сыновей. Это было такое горестное время для меня , ведь к тому времени я
осталась одна в чужом городе, где не было родственников и друзей, а все родные уже умерли.Но как  я ревела в голос, когда, приехав на призывной пункт, узнала, что группа с младшим сыном уже уехала и я не успела с ним проститься. Мои сыновья, к счастью, не попали тогда в боевые точки, но и дедовщина была страшной
и биты они были жестоко.
 Мои сыновья служили далеко от Афганистана. Но как-то я шла домой и мне навстречу высокий и стройный молодой человек и внимательно посмотрел на меня. Потом подошёл и спросил:
- Вы мама Игоря? Мы с ним в одном классе учились. Не пытайтесь меня вспомнить,- горько так сказал, с болью.- Меня и наши одноклассники не могут вспомнить. Это  "подарок" из Афганистана- горел там в танке. Страшный, да?
- Нет, У Вас мужественное лицо и добрая улыбка,- почти искренно сказала я, хотя рубцы на его лице были, конечно, страшные.
 Он так беззащитно улыбнулся и сказал:
- А я Вас хорошо помню.Вы часто в школу приходили.
- Как не придти,- улыбнулась я.- Если в дневнике Игоря частенько красными чернилами писалось классным руководителем:" Прошу незамедлительно придти в школу!"

 Юноша рассмеялся:
- Да, Игорёха такие фортели выкидывал!
 Мы простились и иногда , встречаясь, разговаривали. Он как-то сказал, что в его отсутствие сестра его выписала и он живёт в подвале:
- Там тепло,- объяснил он.
  Когда приехал сын, я рассказала ему об этой встрече.
- Да, это Костя. Ребята говорили мне, что он уже умер - спился и  зимой замёрз в подвале. Хороший был парень.

 И вот война уже совсем рядом, на нашей земле.Когда кто-то говорит о неизбежности войн, я хочу у него спросить: а Вы теряли кого-то из своих родных во время войн?
 И думается мне, что память дана нам и индивидуальная, и историческая, чтобы мы осознали, как ценна человеческая жизнь и исходили из того, что " худой мир лучше хорошей войны."
  Наша память...
   


Рецензии
Всем сердцем сопереживаю и понимаю вас,
уважаемая тёзка! А мои внуки бывали
в Чечне и Дагестане... Слава Богу, обошлось...
Благодарю за память!
Приглашаю вас прочесть у меня "Воспоминания из детства"
добра и света!

Людмила Скрипченко   12.10.2015 15:58     Заявить о нарушении
Спасибо, тёзка. Прочитаю обязательно. Будем благодарны нашей памяти.

Людмила Каминская 3   14.10.2015 16:22   Заявить о нарушении