положение культуры дошло до полного болота

Вспомните слова:


Слушайте,

     товарищи потомки,

        агитатора,

горлана-главаря.

Заглуша

    поэзии потоки,

я шагну

   через лирические томики,

как живой

с живыми говоря.


И вдруг бы Владимир Владимирович шагнул в наш век, в наше сегодня, из своих далеких уже годов...
 Кто бы из авторов Прозы не потупил взор?

   *  *  *

Читаю журналы 20-х годов "Леф" и "Новый Леф".
Многое сегодня представляется не понятным и спорным, но чтобы понять, нужно бы вернуться в то время и представить себе, как и чем жило поколение конца 19-го -- начала 20-го века.
Три революции и две войны -- как прожить и выжить, и не сломаться?
Во что верить и за что бороться?
В малограмотной стране страдала культура и, прежде всего, русская литература.
Великая пролетарская революция перевела часы времени по-своему.
В борьбе за свою победу партии нужна была своя, пролетарская, литература, своё, пролетарская искусство.
Пожалуй, самым страстным и деятельным человеком, принявшим революцию и считавшим ее победу своим делом, был Маяковский.
Думаю, ни один русский литератор не сделал за свою жизнь столько для своего народа, как Владимир Владимирович Маяковский.
Пушкинский возраст, но как далеко шагнул молодой поэт, сколько успел за 20 лет работы!
И сегодня, читая редакционную статью первого номера "Нового Лефа", невольно провожу параллели с нынешним временем -- положением и литератора, и читателя... Прошло почти 90 лет, но разве далека от современности мысль поэта?
В каком болоте мы оказались, всего лишь спустя 70 лет после войны, сегодня, когда все дальше уходит поколение тех, кто воевал на фронте и в тылу?

Цитата:

     "Мы выпустили первый номер Нового Лефа.
     Зачем выпустили? Чем новый? Почему Леф?
     Выпустили, потому что положение культуры в области искусства за последние годы дошло до полного болота.
     Рыночный спрос становится у многих мерилом ценности явлений культуры.
     При слабой способности покупать вещи культуры, мерило спроса часто заставляет людей искусства заниматься вольно и невольно простым приспособленчеством к сквернейшим вкусам нэпа.
     Отсюда лозунги, проповедуемые даже многими ответственнейшими товарищами: "эпическое (беспристрастное, надклассовое) полотно", "большой стиль" ("века покоя" вместо - "день революции"), "не единой политикой жив человек" и т. д.

<…>
     Под это гнилое влияние попали и наиболее колеблющиеся, жаждущие скорейшего признания и наименее вооруженные культурой работники "пролетарского" искусства.
     Леф - журнал - камень, бросаемый в болото быта и искусства, болото, грозящее достигнуть самой довоенной нормы!

<…>
     Новый Леф - продолжение нашей всегдашней борьбы за коммунистическую культуру.

     Мы будем бороться и с противниками новой культуры, и с вульгаризаторами Лефа…"


   *  *  *


Есть ли хотя бы у части современников чувство ответственности за то,
что свершается в стране?

Есть ли моральное право называться писателем / поэтом -- по шкале Маяковского?

Разве так уж редко встретишь среди сограждан внутренних эмигрантов?

          За что борется современный русский писатель?

            Зачем пишет?

              Для кого?

                Ради чего?

                Какая мотивация движет авторами Прозы?


Появится ли Маяковский нашего века?

Кто скажет - напишет, как он, искренне и горячо болея за человека?

Может быть, наступило время прочесть-перечитать всё, написанное Маяковским?Может быть, нам, пришедшим в мир после него,
Поэт-Гражданин подскажет путь из болота,
в котором по недомыслию мы вязнем все глубже,
да еще и детей тащим за собой.
Может быть, в его рубленых, четких строчках мы отыщем ответы, почему мы делаем все не так, как надо.


Я

   ухо

   словом

    не привык ласкать;

ушку девическому

 в завиточках волоска

с полупохабщины

 не разалеться тронуту.

  Парадом развернув

   моих страниц войска,

я прохожу

по строчечному фронту.

Стихи стоят

 свинцово-тяжело,

готовые и к смерти

   и к бессмертной славе.

Поэмы замерли,

  к жерлу прижав жерло

  нацеленных

 зияющих заглавий.

Оружия

  любимейшего

  род,

готовая

  рвануться в гике,

застыла

  кавалерия острот,

поднявши рифм

   отточенные пики.


___________

Источник:
Читатель! (Редакция) [Статья] // Новый Леф. 1927. N 1

 В. Маяковский. "Во  весь голос" (дек.1929 - янв. 1930)


Рецензии
По "Радио Свобода" было несколько передач о Маяковском,в том числе передача где его сопоставляли с Ахматовой ,есть там у них такой Иван Толстой,послушайте,очень интересно.
Вывод,которой они делают - Маяковский уходящая,а может,уже ушедшая фигура,т.к. нет того строя, который он восхвалял(кстати они говорили,что Маяковский знал о репрессиях и т.д.).
Мне тоже интересно,смог бы Маяковский быть популярным в наше время.
Года два назад на одном из желтых каналов(то ли ТНТ,толи СТС),показывали очередной юмор.
Так вот,заходит Маяковский в редакцию журнала,в наше время.
Ему говорят:прочтите что нибудь.
Он читает:"набрал в интернете Чехова,вылезла баба с грудями,что же такое деется,классика путать с бля -ми."
И еще в том же духе.
Редактор ему и говорит:"идите Владимир Владимирович отсюда,и больше не приходите".
Я то же думаю,что в наше время на этом бы все и кончилось.

Олег Баскаков   09.10.2015 14:44     Заявить о нарушении
Маяковский для меня стал личностью недосягаемой.
Вот именно сейчас, в наше время.
Признаюсь, остались лишь школьные воспоминания да
некогда запомнившиеся строфы.
Ничего, кроме неприятия, школа не оставила.
(Но ведь кто составлял / и составляет школьную программу?)

И вот в прошлом году по работе я впритык столкнулась
с биографией творчеством В.В. Маяковского.
Результат -- Маяковский -- недосягаем.
Он вне времени.
И "похабщины" он НИКОГДА не писал, и вообще при всей горячности натуры,
никогда даже в пылу полемики не допускал "грязных" выражений.

Он и свое время был многим непонятен,
ибо культурный уровень читателей был , несомненно, низким для его поэзии.
Не раз он отвечал непонятливым: любое произведение нужно читать несколько раз, чтобы понять мысль автора.

Восхвалял строй?
Так это вполне понятно: он вышел из русского футуризма,
ниспровергателей старой культурой; в каком-то смысле это были наши,
российские штюрмеры.
Старый мир ассоциировался со старой , отжившей культурой.
В революции они видели возможность обновления.
Естественно, Маяковский всячески приветствовал Великую пролетарскую.
Естественно, он хотел своим делом, т.е. своим стихом,
своей агитацией, служить торжеству новой культуры нового класса - хозяина страны.
И , кстати, он писал далеко не "ура-патриотичные" вещи, как например, те же Безыменский или Жаров.
Его жизнью была революция.
Понимаете?
БЫЛИ вот такие люди.
И были настоящие большевики.

Но -- прочтите Лит. газету, начиная с года ее выпуска (1929), и вы увидите сами, как менялся мир = советское общество.

Маяковский умер 14 апреля 1930 года, в возрасте 36 лет.
Репрессии = "великий террор" начался позднее.
Хотя уже в 34-м, начиная с убийства С.М. Кирова, нпришла в действие репрессивная машина.

И те, кого еще вчера восхваляли, как преданных партии большевиков,
писателей, военных и т.д. , "сегодня" объявляли врагами, шпионами, пособниками фашизма.
И сколь гневными до безобразия были статьи литераторов!
Жуть и оторопь, когда читаешь.
НИКОГДА, думаю, Маяковский не смог бы стать одним из них.
Возможно, в том, что он ушел из жизни, было провидение.
Многие из его окружения были репрессированы, но не при его жизни.
Причем, под "каток" попали и те, кто с ненавистью и неприятием относился к В. Маяковскому.
Лит. газету 1929 - 1987 гг. можно скачать в инете.

Там и сражения между лит. группами, и Горький, и наши "знаменитые" писатели, бывшие обличителями друг друга.

Наша беда в том, что мы не стали достойными потомками.
Но и эта беда -- во многом следствие массовых репрессий,
многомиллионных потерь в годы войны -- изменилась ментальность.
И сегодня мы действительно в таком болоте,
но всё, как Емеля на печи, надеемся только скомандовать -- и дело будет сделано.
А делом нужно самим заниматься,
хотя бы ради своих детей и внуков.
Им предстоит более сложная и жесткая по условиям жизнь.

Удачи ВАм!


Мила Логвинова   09.10.2015 21:44   Заявить о нарушении
Я Маяковского всегда любил,и в школе,и в институте,и потом.
Я не зря указал Вам на передачи "Радио Свобода",все,что Вы думаете,там поднималось.
Еще один вывод,который они делают,что Маяковский хотел жить в новом,коммунистическом будущем,торопил время,не мог находится в том времени,"болоте" которое его окружало,поэтому и ушел из жизни.
Хотя сейчас это уже никому не интересно.

Олег Баскаков   10.10.2015 06:42   Заявить о нарушении
И как Вы думаете,стали ли он известен в наше время?

Олег Баскаков   10.10.2015 06:44   Заявить о нарушении
Как мы видим наше время весьма далеко от тех критериев, которые
бы соответствовали его представлениям.
Общество развивалось отнюдь не так,
как он себе представлял.
И, понятно, 30-е годы сломали многих.
Почему он ушел из жизни добровольно -- об этом строят предположения,
делают свои выводы...
Но кто может знать точно, о чем думает человек?
Причина у него могла быть не одна.
Но я не думаю, что это было связано с тем, что ком. общество еще не проглядывалось:
"Я приду к вам из коммунистического ДАЛЕКА"

Но время для таких личностей, на которых еще рубаха не сшита, -- очень болезненно.
И о времени он тоже размышлял: "это время трудновато для пера".
Но так гореть и мочь, как он?
Не знаю другого такого литератора.
В нем необычайно тесно соединилось слово гражданина и поэта.
Собственно, слово -- это и есть его "оружие"
(хотя фраза избитая).
Никогда он НЕ был наблюдателем.
Он действительно Делал Жизнь.

Сегодня? Да возможно ли при нынешней нравственности и морали?
Ныне мещанство и "быт" вы знаете их адреса в своем городе...
Где сегодня такОму ЧЕЛОВЕКУ сказать то, о чем горит его душа?
Одни не поймут, другие испугаются за свои блага,
а третьи просто не попадут близко -- перекроют дорогу.

Ныне дорога ведет только в болото, но общество не обеспокоено -- много делается, чтобы отвлечь граждан от внутренних проблем и повернуть головы в другую сторону...

Мы,говоря о второй половине 30-х, замечаем, что люди стали бояться.
А разве не этим "боюсь" объяснить то, что происходит сейчас вопреки здравому смыслу?
Короче, длинный экскурс в историю и глубокий анализ "что", "почему" и "для чего" -- это не здесь говорить.
Много всего.
Помню только как в 90-х были деморализованы участники войны -- на их глазах разрушили все до основания. А ведь все было построено их трудом.
И вдруг все стало "плохо".
Мы давно уже живем без них.
И для меня "новое" время -- следствие ухода того поколения.

Удачи вам!

Мила Логвинова   10.10.2015 10:29   Заявить о нарушении
нужно будет -- мой мейл miladnv@mail.ru



Мила Логвинова   10.10.2015 10:31   Заявить о нарушении
Спасибо.

Олег Баскаков   10.10.2015 10:38   Заявить о нарушении
Интересно мог бы сейчас сказать Маяковский "я себя под Путиным чищу,что бы плыть в революцию дальше",и как бы восприняли это либеральные писатели и поэты,какой бы подняли вой?

Олег Баскаков   10.10.2015 14:36   Заявить о нарушении
Так вой уже пошел -- разобиделись на Нобелевский комитет
из-за Светланы Александровны Алексиевич.

Они бы и Маяковского заклевали -- сказали бы не такой должна быть поэзия.
А кто хоть как-то приблизился к нему?
"Лесенка" -- ведь не прихоть,
не каприз,
а только так он мог написать -- в соответствии с тем содержанием,
которое хотел передать читателю / слушателю.
Кстати, слушатели легче воспринимали его стихи, чем читатели.
Читать -- нужно больше труда,
самому разобраться в акцентах автора.

Стихотворение "Юбилейное" -- замечательное и совершенно современно. Нет поэтов, но и не Писателей...

"Только вот
поэтов,
к сожаленью, нету —
впрочем, может,
это и не нужно".

Нынешние "попутчики" в л-ре , как плесень, покрывают талант,
дабы не отличался от них.
А злословие, а зависть...

Удачи вам!

Мила Логвинова   10.10.2015 17:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.