Не согласна...

Дмитрий Быком в лекции «Тэффи – ангел русской литературы» показывает Ленина красноглазым бесчувственным монстром, не способным увлечься даже такой обаятельной женщиной,  как Тэффи,  которой были многие в то время очарованы.
«Ленин не проявил и этой чисто человеческой черты, он не почувствовал к ней ни малейшего мужского интереса. Довольно близкий контакт в 1905 году закончился ничем»
Может быть, всё дело в том, что Тэффи не была во вкусе Ленина, как женщина.
Помните,  леди Нинет в прелестном фильме по роману Пристли  «31 июня» предлагает себя Сэму взамен принцессы  Мелисенты, говоря при этом, что она очень нравится многим.
На что Сэм отвечает, что ему никогда не нравилось то, что нравится многим.
Ленин не обратил внимания на Тэффи, но  любить был способен: он искренне, горячо  любил Инессу Арманд.  Мариэтта  Шагинян говорила так на одном из своих выступлений: « Ленин, который умел страстно любить, который 20 раз бегал на почту за письмами Инессы Арманд, и писал ей: «Опять от тебя нет вестей!».
Далее Дмитрий Быков цитирует Тэффи:
 «только лоб нехороший: очень выпуклый, упрямый, тяжелый, не вдохновляющий, не ищущий, не творческий — «набитый» лоб.»
И дальше добавляет уже от себя: «набитый всякой трухой из цитат по истории марксизма», то есть что своих мыслей у Ленина нет, может действовать, только  опираясь на учение Энгельса. И если не находит там подсказки, то становится беспомощным, не способным принять необходимое решение.
Но как же тогда план ГОЭЛРО, положивший основу для индустриализации страны?  Нэп. И гражданскую войну большевики вряд ли выиграли, будь у них никчёмный предводитель.
Одно из высказываний Куприна о Ленине
«Для Ленина не существует ни красоты, ни искусства. Ему даже совсем неинтересен вопрос: почему это некоторые люди приходят в восторг от сонаты Бетховена, от картины Рембрандта, от Венеры Милосской, от терцин Данте».
Это написано о человеке, который восклицал:
— Ничего не знаю лучше «Appassionata», готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!
Горький вспоминал, в частности, что «нередко подмечал в нем черту гордости русским искусством».
Другое дело, что адская занятость почти не оставляла времени.

К.Цеткин, мнение Ленина об авангардном искусстве: «Я не в силах считать произведения экспрессионизма, футуризма, кубизма и прочих «измов» высшим проявлением художественного гения. Я их не понимаю. Я не испытываю от них никакой радости».
Ленин очень далек от большинства писателей и художников «серебряного века», современником которых он был. Устремленный в будущее в политике, Владимир Ильич явно всей плотью был привязан к литературе и живописи прошедшего века.
Возможно, в этой привязанности, как ни парадоксально это звучит,  таилась тоска по утраченному прошлому.

Дмитрий Львович считает,  что самую точную характеристику Ленину дали два человека: Тэффи и Куприн. Но они не могли быть полностью объективными, оба пострадали от революции, на их объективность поневоле влияла неприязнь.  Я их понимаю и искренне сочувствую не только Тэффи и Куприну, но всем тем, кому пришлось эмигрировать, всем пострадавшим от революционного террора.
Я читала очень давно роман Диккенса «Повесть о двух городах» и меня тогда поразило, что ситуация с террором в революционной Франции повторилась, можно сказать,  в России, только с большим размахом. Видимо законы у революций одни, как и причины её возникновения: нестабильная обстановка, слабый правитель.
Кстати, Бердяев Николай Александрович сказал о ситуации в 1917 году: «Россия была поставлена перед хаосом и анархией, ее старая власть потеряла всякий нравственный авторитет».
 


Дмитрий Львович вспоминает  стихотворный фельетон Тэффи:
«Очень я тоскую по Красной площади, по лобному месту, по берёзовому лесу, по русскому мужику. И как бы хорошо собрать всё это в одно,  и на лобном месте этому мужику всыпать раз двести».
При этом он смеётся, аудитория ему вторит.  Зря смеются: вряд ли у них есть аристократические корни, скорее всего,  они оказались бы в числе тех, кто бы  в данном случае получил эти двести розог.

Вернёмся к Ленину.
Ольга Васильевна Лепешинская вспоминает: отец не хотел, чтобы она поступила в балетную школу и тогда: « Мама пошла к Ленину.  Я помню,  у него были такие морщинки тут (у глаз), он меня качал на ноге, и сказал маме, каждая профессия, если заниматься ею трудолюбиво и дисциплинированно, является профессией достаточно хорошей. Это решило дело. Я могу сказать совершенно честно, мою судьбу решил в какой-то мере Ленин Владимир Ильич». 
Ленин при всей его невероятной занятости нашёл время проявить доброту и внимание к маленькой девочке.

Лепешинская поведала ещё такой случай:  её дядя  Лепешинский Пантелеймон  Николаевич,  друг Ленина,  нарисовал  карикатуру «Как мыши хоронили кота».  У кота было лицо Ленина.  Ленину она очень нравилась. Сюжет карикатуры, видимо, возник из-за того,  что кот Лепешинских съел мясо, висящее на верёвочке, за окошком, принадлежащее  семье Ленина. С чувством юмора  у Ленина было всё в порядке, а оно, как известно, прерогатива человека.
Горький вспоминал:
«Он любил смешное и смеялся всем телом, действительно „заливался“ смехом, иногда до слез… Коренастый, плотный, с черепом Сократа и всевидящими глазами, он нередко принимал странную и немножко комическую позу — закинет голову назад и, наклонив ее к плечу, сунет пальцы рук куда-то под мышки, за жилет. В этой позе было что-то удивительно милое и смешное, что-то победоносно-петушиное, и весь он в такую минуту светился радостью, великое дитя окаянного мира сего, прекрасный человек, которому нужно было принести себя в жертву вражды и ненависти ради осуществления дела любви».

Высказывание английского министра Т.Шоу:
 «Ленин был, безусловно, бесстрашен, безусловно, честен, а в частности всегда готов был признать, что та или другая часть его теории не осуществилась на практике, всегда готов был сделать отсюда необходимые выводы».  При этом добавляет:

«Я   был и остаюсь при мнении, что политика Ленина была ошибочной, что невозможно было осуществить его идеи, в особенности в России...»



Когда вспоминают революцию, то о большевиках говорят только негативное.
Но ядро большевиков, да и других партий,  составляла русская интеллигенция. Просто их было мало по сравнению с народной массой, она их поглотила и, в конечном счете, почти всех ликвидировала.
Моё отношение к Ленину довольно противоречиво, но я убеждена, что это был  незаурядный человек и политик. Что он является частью той русской интеллигенции, которая искренне надеялась сделать мир лучше. Не получилось…



Часть материалов мне предоставлены Надеждой Суминой.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.