Да и власть чья дубина длиннее

Есть ли смысл власти отдавать голову Моцока*

Джин Шарп – прародитель цветной революции – как-то заявил, что он не верит в потенциал переговоров оппозиции с властью: «Все переговоры определяются тем, у какой стороны под столом припрятана больше дубина». Отказывается верить в переговоры и Игорь Боцан – идеолог нынешней молдавской «революции хризантем», поэтому он и отклонил на днях без серьёзных доводов предложение спикера парламента участвовать в комиссии по назначению нового руководителя Нацбанка. И это несмотря на то, что в своих официальных заявлениях уличная оппозиция требует диалога и намекает, что успокоится, как только ей отдадут головы ненавистных знатных чиновников. Даже если мы слепы и глухи, и во дворе происходит что-то иное нежели цветная революция, то всё равно нет удобнее инструмента, чем терминология Джина Шарпа для описания митинговых событий и возбужденного настроения народа последних двух месяцев. Поэтому давайте называть вещи своими именами – словами Шарпа!

Платформа «Да» успешно прошла этап дискредитации власти, точнее про-европейской коалиции, а в воскресенье начала – тоже неплохо – компрометировать полицию и остальные силовые структуры. Завершить этот важный «цветной» этап должно бурное обсуждение в следующие дни столкновений митингующих с полицией на пороге парламента, а особенно – у входа в здание GBC, принадлежащего одному из представителей власти, деловому человеку и заместителю председателя Демократической партии Владу Плахотнюку. Третий этап – само свержение власти и его успешность зависит от того, хватит ли Платформе «Да» сил мобилизоваться на свой последний бой ещё раз. Платформа уже попыталась свергнуть власть прошлым воскресеньем под девизом «Сегодня или никогда!», скомкав последние два этапа, но кончилось это для революционеров провалом. Однако революция не «ГАЗ-52», чтобы идти по глубокой сценарной колее. Возможны осечки и творческие отклонения.

Чтобы мы опять как в прошлый раз не чесали затылок в поисках актёров недопонятого апрельского революционного действа шестилетней давности, давайте сразу же разберёмся… Выясним, пока не наступили сумерки «революции хризантем», кто герой и кто ответственен за возможную кровь предстоящего бунта. Итак, руководитель митингов, первый трибун, но не первый джентельмен революции – Андрей Нэстасе. Правда, до истинного трибуна он не дотягивает даже с бессарабской поправкой, но ведь сам Ленин на броневике раздражительно картавил. Лидер революции – это конечно её идеолог Игорь Боцан, с чем мы, впрочем, можем себя поздравить хотя бы потому, что он человек не кровожадный. Пока не кровожадный, до первой революционной необходимости. Если вы скажете, что не случайно здесь всё время упоминается кровь, то я отвечу отрицательно, потому, что никто не может гарантировать того, что в Молдове не случится то же, что и в Украине. Или хуже.

Первый помощник Боцана – Наталья Морарь, известная ведущая, родоначальница движения «Где миллиард?» и непризнанная героиня прошлой «революции булыжников». Непризнанная, во-первых, потому что она сама не хочет признаться, чем она на самом деле занималась 7 апреля 2009 г. на главной площади столицы и почему после скорбного революционного труда стала «специальным гостем» Хилари Клинтон в Белом доме. Имеются также два официальных революционных телевидения – Jurnal TV и TV-7 для постоянной виртуальной связи пары отсыревших от осени палаток на площади с широкими массами. Точки над «i» в недоработанных ф(р)азах революции идеолог Боцан ставит на передаче Морарь Politica. Там, кстати, революционеры «пытают» и «убивают» контрреволюционеров, приглашая на передачу представителей власти. Последняя шалость нашей героини выходит за рамки образцовогоповедения на ТВ. Недавно Наталья направила власти открытое письмо, где советует Филату, Плахотнюку и Гимпу собрать чемоданы и покинуть страну, пока не поздно. Этим она ещё раз подчеркнула свою особенную, «хризантемную» роль, так как и письмо, и её журналистское «я» не совсем убедительны вне русла революции. Есть и другие лица Платформы «Да», которые нам хорошо известны и которые могут выбиться в герои, но они пока на вторых-третьих ролях.

Шельмование полиции происходит в Молдове новым, оригинальным способом, Джин Шарп должен бы взять это себе на заметку. На первый план последнего митинга вывели людей в камуфляжной форме – ветеранов приднестровской войны и отставных офицеров элитных подразделений МВД. В диалоге с кадровыми полицейскими они ведут себя надменно, угрожая и насмехаясь, как «деды» над «салагами» в ключе печально известных неуставных отношений. Напротив парламента один из ветеранов громко и бессовестно ругал матом «зелень пузатую» – прямо в камеру, а у входа в здание GBC, перед прорывом кордона, другой – нарочито слабо, но от этого не менее издевательски бил дубинкой полицейского по каске. Естественно, имея приказ не возражать, полицейские в этой ситуации выглядят пародийно. Эти кадры презрительного отношения к полицейским еще долго будут крутить осознанно революционные и неосознанно не симпатизирующие Платформе «Да» телеканалы.

Имитация зачисления в так называемую «народную гвардию», запущенная на воскресном митинге, преследует пока что ту же цель – дискредитацию полиции и остальных силовых структур. Но в случае гражданской войны, когда оппозиция и власть пойдут стенка на стенку, термин «гвардия» приобретет другое, более подходящее значение. До поры, до времени всё идёт по Шарпу, почти что ненасильственным путём. Длинные, бурные и несвязные речи Андрея Нэстасе – всего лишь реприза между революционными актами. В пятистах метров от палаточного городка «Да» располагается такой же городок левых, прорусских сил Рентао Усатого и Игоря Додона. Тоже вроде бы революционных. Они спокойно, с неподдельной гордостью ждут… Чего ждут? Есть ли им смысл участвовать в последнем этапе «революции хризантем», когда власть сама скатится к их ногам, как отсеченная голова Моцока?

……………………
*Ворник Моцок – правая рука молдавского господаря, голову которого требовал возмущенный народ в качестве расплаты за несправедливость власти; персонаж исторической повести Константина Негруцци «Александру Лэпушняну»


Рецензии