Посёлок. дела житейские или история одного населён

            Посёлок.
                (дела житейские или история одного населённого пункта)

Населённый пункт в котором прошло моё безоблачное детство, отрочество и юность, имел несколько названий. Официальное название имело прямое отношение к заводу, да и сам посёлок принадлежал предприятию и строился специально для работников занятых на производстве и их семей, поэтому официальное название было просто «Посёлок завода №50».
Неофициальных названий было много больше. Самое распространённое «База». Для меня до сих пор загадка, в связи с чем к посёлку прилепилось такое название? Никакой овощной базы в округе не было. Хотя возможно это относилось к военной железнодорожной части примыкавшей к заводу. Можно конечно порыться в исторических справочниках и официальных документах, чтобы докопаться до истины, но мне хотелось бы сохранить  мои впечатления первозданными и не обременёнными ни какими бумагами с гербовыми печатями.
Между двумя заборами проходил длинный коридор шириной метра три, а заводской периметр одно время охраняли даже собаки, которые бегали вдоль забора по проволоке, на содержании у ВОХРа. Военная часть охранялась как и положено часовыми на вышках и жила своей параллельной жизнью согласно устава.
Я думаю, что в конце концов все всё знали, а если и не знали, то догадывались, но говорить об этом было не принято в атмосфере советской засекреченности и лозунгов типа «Болтун находка доля шпиона».
Военная часть и номерной завод давали жителям особый статус принадлежности к чему-то особенному, - некому анклаву на подобии Ватикана, в котором происходят свои независимые процессы в отличие от окружающей действительности. Следовательно жителей называли «Базовцы», а молодёжь «Базовской шпаной».
Было ещё одно название, но оно скорее относится к работникам завода, потому что между собой рабочие называли предприятие просто «Полтинник».
Где работаешь товарищ?- спрашивали местного аборигена.
На «Полтиннике»...- слышался шаблонный ответ.
И все всё понимали.
Было и третье название. Это название относилось к станции которая находилась с третьей стороны посёлка. С одной завод, с другой военная часть, а с третьей станция и железная дорога. Станция носила вполне романтическое название «Филино». Возможно когда-то, давным-давно на этом месте был лес и ночные птицы населяли этот лес в огромных количествах, и естественно послужили поводом для одноимённого названия станции. Это название посёлка тоже имело равное право на существование как и все предыдущие.
С четвёртой стороны отделённой от посёлка путями ведущими на завод находились болота. Эти болота жители успешно успешно осваивали, проводя мелиорацию и назло запретам сажая картошку, морковку и другие корнеплоды, разнообразия скудный стол советского человека.
Выбраться во внешний мир было три возможности.
Первая возможность, по единственной асфальтированной дороге, на единственном автобусе, который ходил с интервалом сорок пять минут, и имел аж две остановки. Автобус ходил по расписанию. Расписание написанное на бумажках было в каждой квартире, а некоторые носили его даже в кошельке. Автобус проезжал по посёлку совершая круг, и останавливался на конечной остановке возле «легендарной» бани. Постояв минут пять-семь он отправлялся в путь совершая вторую остановку уже на выезде из посёлка.
  Эта единственная дорога имела свою легенду. Старожилы говорили, что дорогу эту ещё во времена основания завода построили пленные немцы. Построили как видно на совесть, потому что за все моё детство и юность я не могу вспомнить что бы её хоть раз ремонтировали. Жители называли её «Грузинкой» наверно в пику Военно-грузинской дороге, ведущей через Кавказский хребет.
Вторая возможность выбраться из посёлка была не лишена экстрима, впрочем как и вся наша жизнь. Экстрим заключался в преодолении переезда в районе станции «Филино».
Переезд был узкий и перейти его можно было либо пешком либо на велосипеде, или мотоцикле без коляски. При приближении поезда перед переездом загорался красный сигнал «Стоп» и звенел зуммер. Я до сих пор не понимаю почему переезд называли переездом, а не переходом если по нему нельзя проехать?
Большинству жителей переезд был по барабану. Лежал он несколько в стороне от станции и жители шастали по путям не взирая на запреты и устрашающе-запугивающие плакаты. Если на станции стоял состав, то нисколько не смущаясь базовцы лазали под вагонами. Да и сам я проделывал это не однократно. А перебежать рельсы перед идущим поездом вообще было верхом лихости.
Иногда случались и трагедии, о которых в посёлке рассказывали как говорится «Из уст в уста», и каждый добавлял свои подробности и ужасы, божась что всё видел своими глазами.
Полез горемыка под вагон, а он зараза как покатится. Ему бы лечь между рельс, а он попробовал перекатится, ну тут его и того... Ужас. Страсть даже вспоминать, перемолотило всего.... А поезд? Он разве остановиться...
Технологию спасения в таких случаях знал каждый и щедро делился с соседями.
Был ещё вариант, попасть между двумя идущими навстречу поездами. Говорили, что поток встречного воздуха сбивал человека с ног и мог бросить прямо под колёса состава.
Я сам как-то, было дело, убедился в этом на своей шкуре. Хорошо успел добежать до светофора стоявшего между путями и вцепится в него.
При станции, даже говорят была мертвецкая, куда определяли трупы погибших на станции советских граждан. Но ни ужасные рассказы, ни периодические похороны не меняли ни чего в жизни «Филинцев». 
Так и хочется перефразировать известного писателя:
«Гвозди бы делать из этих людей.... Не был об  в мире прочнее гвоздей!»
Третий путь на волю вёл по узкому коридору между военной частью и заводом. С одной стороны лаяли собаки, с другой визжали свиньи и разносился незабываемый аромат подсобного хозяйства. В военной части разводили своё мясо, благо солдатская кухня снабжала бесплатными отходами. Замкнутый цикл. Гармония.
Этот, третий путь в принципе не вёл в никуда. Вологодская трасса и окраина города нас не интересовала.
Вообще немцы внесли неоценимый вклад в инфраструктуру посёлка, построив не мало объектов соц.быта, за которые жители были им по своему благодарны и часто вспоминали в разговорах.
Продолжение следует...


Рецензии