История посёлка Мельниково

История R;is;l; –Мельниково

 Посёлок, в Приозерском районе,  Ленинградской области, словно рай земной.
 Прекрасная природа, чистый воздух, хороший пляж на Вуоксе -  место отдыха туристов из разных уголков России, а так же любимые места финнов, которые часто посещают свою бывшую родину. Здесь на бывшем финском кладбище похоронены их отцы и деды. Но в нынешнее время здесь стоит только финский памятник, погибшим в Зимней(финской) и Великой Отечественной войне. Памятник героям-финнам, которые погибли, защищая свою родину матерей, детей и отцов.  ( Я написала стихотворение на эту тему : «…стоит исполином … лишь памятник финнам и ёлочки вместо крестов…»)
  Да, теперь здесь, финские могилы разровнены и на бывшем их кладбище выросли ёлочки.  После изгнания финнов с посёлка, и (после В.О.В.)  и, переселения сюда (на 101 км.) разношерстных людей. (иногда даже и не благонадёжных и, освободившихся из тюрем уголовников, а так же вербованных отовсюду, со всех уголков России,   беднейших людей). И после, прибывших сюда на эти места, выбранных властью людей –начальников, управлять «этим народом», вот тога и на старом финском кладбище разровняли финские могилы, разворовали памятники и кресты и собирались сделать из кладбища(который принадлежит Богу) парк, но Господь не позволил, и наслал ураган и повалил почти все деревья. Но красота и гордость посёлка кирха была и есть финская церковь (kirkko) стоит на месте. Великолепное строение из красного гранита, построенной в 1910-1912г.г освящённая в 1912г, архитектор Стенбек (St;nb;k) но в ней теперь, дом культуры Мельниково. В котором не только проводятся утренники детей, но и всякие танцы-жманцы, и праздники для взрослых с водкой и вином. Ужель, нашим властям, не достаточно свидетельств гнева Божьего? (Директор клуба умерла, со смехом, и с гордостью, взяв на себя большой грех). Конечно,  Господь Самый добрый и любит всех, особенно детей, но Своё Он никому и никогда не отдаст и напрасно  наши люди разоряют старое кладбище и финскую церковь – эту святыню. Ведь,  терпение Бога когда-нибудь кончится, и Он даст ещё большее свидетельство. И так, почти все финские дома сгорели, или же их нарочно поджигали пьяницы, и всякие уголовники или хулиганы, просто так, потому что «они вражьи» .
 Но я отвлеклась, и я перейду  к истории этого посёлка:
Вот что я прочитала из книги Дмитрия Шитова: «Карельский перешеек  - земля неизведанная часть 10:
"Карельский перешеек населяли древние корелы.  Вуокса соединяла Ладогу, Карельское море и Финский залив, и была дорогой торговли. По берегам системы рек и озёр Вуоксы поселялись  первые люди саамы (или лопари).
Но в середине первого тысячелетия,  появляется более развитое племя торговцев пушниной. Они селятся вдоль водных торговых путей и выменивают меха, на изделия из металла, пройдя долгий путь ассимиляции  финском племени Хяме.
 В девятом веке, сюда приходит  более многочисленное финское племя, предки ижор и вепсов.  Группы смешиваются и ассимируются, и к десятому – одиннадцатому веку формируют устойчивое племя корел. В процессе своего развития некоторые поселения превращались в крепости.  Например;  крепость Тиверск или Тиуринлинна, она образовалась между 1293 и 1323 годами, которую захватили и сожгли шведы в 1411году и после этого город уже не восстанавливался. Граница по Ореховецкому договору между Новгородской республикой и Шведским королевством 1323г. разделила земли корел. Граница прошла от устья реки Сестры вдоль Карельского перешейка в сторону Оулу, на Ботаническом заливе. Она впоследствии послужила западному ограничения будущей волости Райсяля.
 1100-1300 годы явились периодом «расцвета карельской культуры. Экспансии шведов и шведских финнов на востоке,  подорвали в значительной степени потенциал народа, а затем обезглавили его, лишив его собственной корельской знати, и в конце концов своей родины. В споре между двумя державами Шведской и Новгородской корелам нужно было принять чью-то сторону.  Корелы сделали выбор в пользу  новгородской,( хотя иногда и колебались), и стала эта земля новгородская. Это было в шестнадцатом веке и стал народ карелии платить дань или налог Новгороду. В новгородское время  восемь боярских земель владело землями Карельского уезда.
 Как особый класс «чернокунцы», они вообще были освобождены от налогов – это были монастыри, которым принадлежала часть дворов и рыбных тонь. В городе Корела существовала три монастыря: Никольский, Георгевский и Иоанна Предтечи. Три монастыря с четырнадцатого века  раскинулись на островах Ладоги: Вааламский, Коневецкий и Сенной(на Сенном острове).
Всего Воскресенском погосте Гродненском значится 133 деревни, из которых за будущим Ряйсяля финские исследователи выделяют 54 . Каукола(ныне Севастьяново)47 и собственно к при Корелы 9 поселений. На теретории Ряйсяля  проживало тогда 675человек. С 1478 года Московия захватывает новгород вместе со всеми его землями. Начинается новый раздел владений. Исчезает в ходе великой расправы новгородская знать. Конфискованные земли отходят московским служилым людям, представителям или холопам московских бояр. Около шестидисяти процентов земель принадлежат теперь царю и Велкому князю Московскому. Постепенно население начинает выплачивать в казну всё больше податей, а отношение к нему ухудшается.
Река Вуокса в то время называлась Ряжель или Ряйсялянйоки(финское название). Вдоль реки Ряжель распологались  большая часть деревушек(53).
 Исконная древнекорельская територрия была заселена корелами. Смешанное руско-карельское население проживало «в столице»-Кореле и торговом центре – Волочке Саванском.
Своеземцы, хозяева своих наделов были все из корелл. Они составляли 70% населения тогдашнего погоста. Сами же крупные новгородские землевладельцы имели земельные участки более удалённой западной Кореле.
По существовавшем двадцатом веке финских картах насчитывалось принадлежащих к Ряйсяля 35 деревень.
 Вторая половина  16 века стала временем больших несчастий, обрушивших на местных жителей. Крестьяне стали разоряться из-за непосильных налогов, которые всё увеличивались с укреплением  централизованной власти царя Иоанна Грозного. Многие земли пустовали, крестьяне многие безвестно разошлись или вымерли. Крестьяне бежали подальше от царской расправы на север в Беломорскую Карелию, в Реблы, где власть московского государства ещё не набрало силы. За семьдесят лет размер налогов вырос в шесть раз.
Начавшая война со Швецией, явившееся продолжением Ливонской войны, завершило дело разорения. Главнокомандующий шведским отрядом Герман Флеминг не брал пленных, а убивал и сжигал всё подряд.
 К 1580 году вся Карелия была в руках захватчиков. 1583году заключили  Плюсский мир. Швеции уступалась вся Карелия. Тогда же на пустующие земли пригласили крестьян из шведских провинций Яяски(ныне Лесогорский, Яюряпяя( Барышево) и Саво.
 Первые шведские источники(1589г.) говорят о 17 способных платить налоги крестьянских хозяйствах Ряйсяля. Среди жителей мы находим уже 6 семей лютеран-переселенцев и 11 православных, оставшихся из прежних жителей.
В Ряйсяля тогда насчитывалось 11дворов, в Тиуринкоски( на городище) -2, Хютинлахти(ныне район Заветного) 1 и 3 Текеманлахти(ныне не существует).
 В 1590г в Ряйсяля уже живёт 23 крестьянина из которых 11 лютеран.
 Война продолжалась  и русские регулярные войска два дня подряд давали жестокое сражение в недалеко от Кексгольма. Крепость не взяли, но пожгли все окрестности.
 В 1695г был подписан более выгодный для России Тявзинский мир.
В непродолжительный период нового русского пребывания в Кореле образовается  новая епархия. Епископом Карельским и Ореховецким становится  Сильвестр, который рьянно взялся за восстановление разрушенных храмов. Почти все церкви были отстроенны заново и назначены священники. Новые переселенцы освобождались от всех налогов на первые  десять лет.
Царь Фёдор Иоаннович предлагает шведским подданным переселенцам оставаться на своих местах и освобождает на пять лет от налогов.
 Вскоре русское государство погрузилось в смуту из-за наследования престола. Новый избранный боярами царь Шуйский обещает шведам земли Карелии, как плату за военную помощь против поляков. После освобождения Москвы шведы захотели получить причитающую награду, однако местные жители воспротивились передачи территорий и создали ополчение. Епископ Сильвестр призвал народ к отпору захватчикам. В сентябре 1610г шведы под командой Якоба Делагарди осадили Корелу. Находившийся в городе 500стрельцов и 2000 ополченцев предводительствуемые воеводой Иваном Пушкиным, заперлись за стеной крепости. Оборона продолжалась  шесть месяцев, после чего большинство защитников умерло от голода и болезней. Оставшихся живых сотню человек выпустили из города. Задним числом подписали Столбовский мир, по которому Швеции переходили все владения русских в Карелии и Ингерманландии.
 Конечно, я не всё взяла из книги, меня не интересовали кто, когда и сколько уплатил налогов и чем. Меня больше интересовало образование посёлка, кладбище и церкви посёлка. Я знаю и то, что очень спорный вопрос название посёлка. Некоторые учённые утверждают, что оно происходит от старого названия(русского) реки Вуоксы, которую в старину русские называли «Ряжель». Другие доказывают, что это древнее карельское слово(значение которого никто не знает). А я написала в своём стихотворение «История Мельниково» (и я остаюсь при своём мнение) что один карел, не зная русского языка, за князем  повторял Райсело. И действительно – это Рай-село. Если есть на земле Райский уголок, то оно в Мельниково! Не потому что я хвалю своё место(«каждая лягушка хвалит своё болото»), нет, я знаю много отличных уголков России и жила во многих местах.
 (Сама я родилась в Мордовии и до 14 лет жила в глухой мордовской деревне Дегилёвка и не знала русского языка, но потом наша семья переехала под Саранск в Николаевку, где мне было трудно учиться в русской школе. А теперь вот пишу, и будто не я пишу, а кто-то даёт мне мысли. Я знаю Кто это. Это Господь, Который отпустил меня на землю, после тяжёлой операции. Я, почти не зная русского языка, жила в Ленинграде-Петербурге, училась в Духовной семинарии, ездила во многие места(бесплатно, благодаря лютеранской церкви св. Марии), и вот, наконец, я живу в Мельниково в этом райском уголке). Меня, как и вас, наверное, удивило то, что первые жители были саамы и лопари, а не корелы. А потом пришли финны – предки ижорцев и вепсов, и то, что они торговали или выменивали пушнину и рыбу на металл и всякие изделия.
Я, конечно, знала, из финских источников, что места здесь были очень богатые пушниной и рыбой, которую можно было ловить голыми руками, но от всего богатства природы остались только воспоминания. Даже, живя здесь десять лет, я с грустью наблюдаю, как люди «копают под себя». Как они захламляют природу, как бросают всякий мусор в Вуоксу. Я многим говорила, что это грех, а грех есть страдание, болезни и, даже смерть, но меня высмеивали и называли «Не от мира сего». Да может быть я не от мира сего, но меня всегда утешало, что мой Христос, Который живёт во мне тоже был «Не от мира сего». Меня ужасает то, что я слышу от старых жильцов Мельниково. Например, когда пришли на это место «завоеватели», и стали поселять всякий люд, одна женщина воровала кресты с финского кладбища, чтобы топить печь. Но это же высшей мере кощунство. Она же не только себя подвергала к страданиям и болезням, но и своих семерых детей, которые в конце концов все умерли в детстве. Разве не было других дров? Вокруг посёлка столько лесов. И теперь всё заросло и наши русские не любят, и не жалеют это создание Божие.
 Когда-то один финн спросил меня не без ухмылки: «Ну что, вы стали богаче, завоёвав эти места и согнав нас отсюда?» Поверьте мне было стыдно! Я не знала что ответить и ответила так: «Я тогда ещё не родилась, и не имею к разорению никакого отношения, и живу здесь совсем недавно». Пусть я живу здесь недавно, но вижу, какой грех творят многие люди, жившие здесь. А я знаю, что грех - это болезни, страдания и смерть. Люди, живущие здесь, не жалеют себя и не хотят знать ЗОЛОТЫЕ СЛОВА СОЗДАТЕЛЯ, Который нам дал их для нашей же пользы.

Но вернёмся  к истории Мельникова:
Во многих источниках я находила, что наш посёлок назвали в честь погибшего здесь воина Никиты Мельникова. Но Ю.П. Свинарёв, который  часто бывал в архивах в Приозерске говорил мне, что он не находил там документы, подтверждающие , что во время войны был некий Никита Мельников, да здесь погибли некоторые люди по фамилии Мельников, но Никиты среди них не было(но теперь это не важно), после войны все ненавистные финские названия скорее торопились пере-иначили и не совсем удачно. Например наш посёлок сразу после войныф назывался Отрадное, но это название так и не  прилипло к нашему посёлку и 1948г. снова пере-назвали в Мельниково, потому что Отрадное уже было и часто путали. Но менч удивляло, как относились первые после военные поселенцы ко всему финскому.  Всё разоряли и крушили, словно они отмщали таким образом «врагу». Когда разравнивали бульдозером могилы и воровали памятники и кресты, то против выступила только одна женщина Старкова, которую быстро «заткнули». Её-то заткнули, но Бог всё видит и знает, от Него ничего не скроешь.
Люди, первые поселенцы, вымирали от голода и пьянства. Воровство было в порядке вещей.  Потом в Сталинское время куда-то навсегда исчезали люди. Мы-то знаем куда, а тогда сосед «капал» на соседа и того забирали власти. Были очень бедные все и почти все были голодные, и это притом, что эти места были богатейшими рыбой, дичью, ягодами и грибами. Но пользоваться природой и её богатствами многие, почти все, люди не умели или было лень, или  же работали с утра до ночи почти бесплатно на совхоз, т.н. «поднимали послевоенное хозяйство». Когда вербовали людей из разных мест обещали много, но не исполнили, и люди были «в рабстве колхозов». Это я знаю из рассказов моей землячки Ивановой Р.Т. Она была завербована из Мордовии. Приехала с родителями в семилетнем возрасте и сразу начала работать на поле и в огороде совхоза «за палочку трудодень».Учиться ей было некогда и она была, почти, неграмотная, но добрейший души человек и очень гостеприимная. Моих земляков здесь было много, но они, почти все, похороненны на финском кладбище, куда хоронили первых поселенцев. Перезахоронили ли их, когда разрушали кладбище? Наверное нет. И кому их пере-захронивать? На новое кладбище далеко от посёлка к Студённому, свезли только малую толику усопших. 
 А старое «финское» кладбище разравняли бульдозером, все памятники и кресты увезли куда-то солдаты, которых «пригнали» сюда. И потом хотели сделать из кладбища парк, но Господь не дал (я об этом уже писала). Ураган повалил почти все деревья и стоит осиратевшее кладбище и только памятник финнам напоминает, что здесь были когда-то похоронены финны. (Я об этом много писала в своих стихах и раздавала книжечки, которые делала сама). Однажды, когда строили дом Соколовых, проводя коммуникации, выкопали четыре черепа и кости, явно принадлежащие двум взрослым и двум детям, так , вместо того, чтобы их перезахоронить, выбросили на помойку. Вот так относятся современные живущие здесь люди ко всему Божиему. Но, к счастью, не все. 2002году здесь построили православную церковь-часовеньку, которая стоит в центре Мельнково и сюда ходят некоторые верующие, 10-30 «бабушек в платочках». Правда на христианские праздники Пасха, Рождество и Троица, церквушка полная и люди стоят даже на улице. Многие люди считают себя «верующими» если они пришли церковь. Но у Бога нет никаких таких праздников, у Бога праздник всегда: в каждый день и в каждый час!
 Но я опять отвлеклась.
 Красавецй бывший финский храм, освещённая христианская церковь стоит  на месте, но в нём теперь дом культуры Мельниково. Это была по счёту четвёртая церковь у финнов. Первая лютеранская церковь построенна была ещё 1635году и сгорела она 1656году. Её или подожгли, или же сгорела во время войны со Шведами.  2-я церковь была построенна  1663году на том же месте и она действовала более 100лет. Когда эта церковь обветшала, встал вопрос ремонтировать её или построить новую, решили построить новую.  3-я церковь была построенна  1763 была освящена в честь св. Петра. Она была построена из брёвен и сгорела при грозе и молнии в 1910г. И тогда-то все решили, что четвёртую церковь надо построить из камня. 
Наружные стены кирхи(kirkko) строились из красноватого местного гранита , разработки которого велись в Тууласкоски. Внутренние возводились кирпичным. Фундамент опирался на пологую природную скалу,фронтоны отлиты из железобитона.
 Высота кирхи  37м. Внутренняя длина28 м. Ширина 22,5м.  Крестообразная церковь, окна по старому обычаю полукруглые, как в средние века у финских церквей. Вместительная на 1000мест(толко сидячих) В этой церкви собирались прихожане со всех окрестностей. Иногда да 8000 человек. Колокола  красиво звонили . Их слышно было до Уннункоски(Горы). Пять красивейших люстр (спасённых при пожаре из старой церкви) освещали внутреннее убранство церкви. При богослужениях и праздниках вучал 25-регистровый орган. На алтаре возвышался кафедра проповедника. Проповедрики, словно ангелы, причащали из серебрянных кубков прихожан. Была алтарная картина «Иисус благословляет детей и позолочённые надписи «Милость» и «Мир» или покой(на фин. Языке означает одно и то же).
 Но теперь внутреннее убранство совсем иное, люстры срезанны, вместо алтаря  на метр возвышается площадка-сцена, где на праздники выступают взрослые и дети. Кафедры, понятно, уже нет. Колокола теперь в церкви Кокемяки иПанелиа в Финляндии. Их финны успели взять с собой при второй эвакуации, а при первой они не успели и колокола еле нашли: один в Каменогорске, второй где-то в поле или же на горке Ряйсяля, который висел на деревянных помостках и зазывал скот на водопой, а может поставили на случай возвестить о приближении «Финских бандитов»(перевод из газеты R;is;l;inen).
 Возвратившись на Родину с первой эвакуации финны ужасались, видя разрушения их святынь, кладбища и церкви.  Они обнаружили их в ужасном состоянии. И хотя , кладбище ещё не всю успели разрыть и разворовывать(это окончательно сделали 1984 г.), но разница, что было при них и что они увидели, заняв это место 1941 г. Было огромное и, конечно, в худшую сторону. Кирху было не узнать; часть крыши и восточный фронтон были разорваны снарядами миномётов при войне.  Первые 5 команд женщин вернувшихся из Финляндии  проводили санитарию домов и хоронили наших и финских солдат погибших на Зимней войне и не похороненных. На это ушло почти год. Но в первую очередь восстановили церковь и  там велись богослужения. Кладбище привели более или менее в порядок. Вновь стали строить дома, школы, детские сады и больницы. Зажили снова хорошо и думали, что плохое уже позади, но в 1944году в августе-сентябре снова эвакуация и это уже было насовсем. (Одна девушка, которая была с дядей здесь, написала: «Я больше никогда туда не поеду). Да все они хорошо живут там в Финляндии и не хотят насовсем вернуться сюда. только «на родину навестить могилы отцов и дедов, бабушек и матерей, которые похоронены здесь. Финны имеют свою газету «H;is;l;inen”, которую посылают мне, знающему их язык. Я читаю их воспоминания и удивляюсь разнице, которую я вижу теперь. Но больше всех меня удивляет с какой любовью и теплом они вспоминают Ряйсяля свою бывшую родину и как почитают они своих предков. А мы, живущие здесь все «дерева без корней», а иногда и «Иваны не помнящие родства». Но без прошлого нет будущего. Нет, не хотят здешние люди учиться на ошибках.  Но всем и за всё предстоит ответить пред Всевышним, а ОН Судья неподкупный!


Рецензии