Фарнезский бык. Термы Каракаллы

    Фарнезский бык.Аполлоний Тралесский и Тавриск.Фарнезский бык. 150 до н. э.
Мрамор.Национальный археологический музей, Неаполь

           В Археологическом музее Неаполя есть одна статуя,которая поражает  своими огромными размерами и непревзойдённым мастерством групповой скульптуры.
Это Римская копия II в. с греческого оригинала Аполлония Траллийского.

     Фарнезский бык одно из самых выдающихся произведений искусства, украшавших термы Каракаллы. В мифе, к которому обратился скульптор, говорится о том, как Зет и Амфион отомстили Дирке за жестокое обращение с их матерью Антиопой, привязав Дирку к рогам растерзавшего ее быка.

           Скульптура была обнаружена в  в термах Каракаллы в 1546году и была реставрирована под наблюдением Микеланджело. Плодами этой реставрации являются голова быка, вся Антиопа, кроме ног, верхняя часть Дирцеи и большая часть фигур, представляющих сыновей Антиопы.

   Дополненная копия скульптуры, вошедшая в историю как «Фарнезский бык», первоначально находилась на острове Родос, а затем была перевезена в Рим, где хранилась на вилле Фарнезе. В настоящее время — в Археологическом музее Неаполя.

ЛЕГЕНДА О ДИРКЕ.

     Ди;рка  — в древнегреческой мифологии — жена царя Фив Лика, золовка Антиопы. Дочь Ахелоя .Забеременев от Зевса, Антиопа со стыдом бежала в Сикион, бросив своих детей Амфиона и Зефа на горе Киферон, которые позже были подобраны пастухом.

     Муж Антиопы Никтей, не в силах найти свою сбежавшую супругу, попросил своего брата Лика разыскать её. Лик, найдя Антиопу, привёл её в качестве рабыни своей жене Дирке. Дирка жестоко обращалась с Антиопой.

      Амфион впоследствии стал великим певцом и музыкантом, так как сам Гермес учил его игре и подарил ему золотую арфу. Зеф же стал охотником и пастухом.

     После того, как они выросли, Антиопа бежала от Дирки к своим сыновьям. Дирка же, поймав её там, приказала Амфиону и Зефу привязать Антиопу к рогам дикого быка. Однако пастух, когда-то подобравший детей на Кифероне, поведал им тайну их происхождения, и те, вместо матери привязали к рогам быка Дирку, что привело её к бесславной смерти.

     Зеф и Амфион привязали её к быку и, когда она погибла, бросили ее труп в источник Дирка, отсюда река Дирка. Либо они побили её камнями.

Захотелось узнать подробнее,что это были за термы Каракаллы,что в них могла поместиться такая большая статуя.

ТЕРМЫ КАРАКАЛЛЫ

     Это термы императора Каракаллы в Риме, официально именуемые Антониановыми. Они находились у Аппиевой дороги, за Капенскими воротами, междуАвентином и Целием. Строительство началось в 212 году н. э. и было закончено в 217 году уже после смерти императора. Двор терм Каракаллы имел размер 400 на 400 м, центральный комплекс — 150 на 200 м.
 
  Уже в V в. н. э. Термы Каракаллы считались одним из чудес Рима. Они занимали площадь в 11 га. Главное здание, «банный корпус», лежит в парке, который окружен сплошной линией разных помещений. В бронзовые переплёты огромных полукруглых окон главного зала вставлены тонкие пластинки из полупрозрачного камня цвета слоновой кости. Из-за этого зал освещён ровным золотистым светом.

     Стены из мрамора словно растворялись в высоте, где парил невиданной величины свод. Снаружи термы Каракаллы были облицованы мраморными плитами, под мрамором — многометровая толща местного камня и бетона — смеси извести с галькой и песком. Из кирпича или тёсаных камней римляне выкладывали как бы скорлупу здания. В неё заливалась бетонная масса. 3атвердевая, бетон становился крепче камня.

      Многие здания, которые кажутся сложенными из отдельных плит, в действительности состоят из одного отвердевшего бетонного «куска». Справа и слева от главного входа устроены две больших экседры; перед каждой из них палестра. В задней части сада (напротив главного входа), в правом и в левом углах, две просторных залы; судя по их внутреннему оборудованию, их следует считать библиотеками; с трёх сторон вдоль стен шли низенькие приступки, по которым поднимались к нишам, где хранились свитки.

       В центре между этими залами расположены амфитеатром ряды сидений; ряды эти несколько закругляются к обоим концам. Перед ними — стадион, смотреть на который можно было и из самих терм (из задних комнат), и с этого амфитеатра. Над ним повыше находились цистерны с водой для терм: 64 сводчатых помещения, шедших в два ряда и в два этажа. Вода для этих цистерн была отведена из Аква Марция.

      Среди множества всяческих помещений, находившихся справа и слева от этих предназначенных для мытья комнат, следует отметить две палестры, два больших открытых двора, окруженных с трех сторон колоннадой.

      Палестры эти расположены совершенно симметрично: одна — на северо-восточной, а другая — на северо-западной стороне здания, на каждую из них выходила абсида. В полу этих абсид находилась знаменитая мозаика с фигурами атлетов, относившаяся, вероятно, к IV в. н. э. (найдена в 1824 г., хранится в Латеранском музее)..

         Императоры не только стремились к художественной отделке своих терм, не только облицовывали стены мрамором, покрывали мозаиками полы и ставили великолепные колонны: они систематически собирали здесь произведения искусства.

      В термах Каракаллы стояли когда-то Фарнезский бык, статуи Флоры и Геркулеса, торс Аполлона Бельведерского (не считая множества других менее значительных статуй).

Сюда приходили не только смыть грязь, здесь отдыхали. Особенное значение имели термы для бедняков. Недаром один из современных ученых назвал термы лучшим подарком, который императоры сделали римскому населению.

            Римские термы строились по принципу термоса, где  в специальных служебных помещениях, с помощью печи нагревались вода и воздух, который циркулировал под полом и в полостях стен, поднимаясь под крышу.

       Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Каждый мог выбрать себе то, что было ему по вкусу: одни, вымывшись, усаживались поболтать с друзьями, шли поглядеть на борьбу и гимнастические упражнения и самим заняться ими; другие бродили по парку, любовались статуями, засиживались в библиотеке.
        Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и обновленные не только физически, но и нравственно.

Здесь можно посмотреть фото статуи и развалины Терм Каракаллы в Риме.
http://maxpark.com/community/1851/content/2241722


Рецензии
Уважаемая Алина! Скульптуру создали два брата Аполлоний и Тавриск из Тралла, но Вы почему-то упоминаете лишь первого.

Юрий Козиоров   07.04.2019 11:02     Заявить о нарушении
Уважаемая Алина! В первом абзаце у Вас Аполлоний Тралесский, а во втором Аполлоний Траллийский. А как правильно?

Юрий Козиоров   26.06.2022 12:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.