Завод

ЗАВОД
Изначально, я как-то выпустил из повествования самый главный объект,-сам ЗАВОД, вокруг которого и создавалась вся инфраструктура, упомянув о нем вскользь. А создаваться она начала аж в 1928г., когда и был основан завод, по приказу тогда ещё наркома путей сообщения. Разрушенных мостов в стране всегда хватало, завод был востребован, и особенно  востребован в годы Великой Отечественной войны, когда рельсовая война и подрывы мостов были способом нанести максимальный ущерб вермахту великой Германии.
Ранним утром на заводе раздавался призывный гудок. И народ начинал стекаться к заводу на смену. Второй раз гудок раздавался  в одиннадцать часов, сигналя команду  «Обед». Особенностью поселка было то, что большинство жителей работавших на заводе ходило обедать домой, хотя при заводе и была своя столовая. За воротами собиралась большая толпа рабочих  в ожидании гудка, подтрунивали друг над другом , шутили и подсмеивались убирая время. Наконец, по первым звукам, охрана распахивала ворота и толпа наводняла улицу, рассасываясь по домам, где домочадцы уже грели супы и борщи, разогревали картошку и вылавливали по банкам и кадкам солёные огурцы.
Территория завода по большей своей части была покрыта лесом. В лесу водились лоси, зайцы и даже лисы. А за забором на болотах и картах даже били утку охотники.
Как проникали за забор звери не ведомо ни кому, но к матери, когда она работала на козловом кране в глубине территории завода,  повадилась ходить и столоваться лиса. Чем не гармония природы и человека?
Снабжал завод жителей и таким лесным деликатесом, как грибы. Жители постоянно лазили на территорию с корзинами, не взирая на охрану и возможность быть пойманными. Жестокие наказания ни когда не останавливали нашего человека если ему светила халява. А оправдание : «Дальше Сибири не сошлют» даже окрыляло возможностью попутешествовать за казённый счёт. А завод? Он как всегда охранялся только с парадного, а на противоположной стороне, - забор в повалячку, с дырами такими, что не только лось, а и стадо слонов пройдёт.
Ещё на территории было сорок два, а может и даже больше, километра путей, пересекающих лесной массив в разных направлениях и десятками железнодорожных стрелок. В своё время мне даже удалось  покататься на ручной дрезине с незабываемым названием «Пионерка», по этой железной дороге и даже слететь под откос, не правильно переведя стрелку. Но это уже отдельный рассказ.
Завод имел несколько цехов «секретного» назначения: кузницу, где ковали какие-то болванки; столярный цех, где колотили какие-то ящики; цех №3, где что-то грузили и что-то мели зимой и транспортный цех где что-то куда-то возили. В итоге страна получала, что и хотела. Это, как закрома Родины, которые где-то есть... Но где? Никто никогда не узнает.
На завод водили экскурсии из школьников, демонстрируя всю прелесть трудовой жизни и уговаривая поступить после школы в ремесленное училище. Помню, понравился мне станок, который строгал какой-то длинный лист металла. Рабочий на тележке катался по направляющим вдоль этого листа, как на карусели взад и вперёд и я подумал: «Зачем платить в парке 10 копеек, за 2минуты удовольствия, когда вот оно! - БЕСПЛАТНОЕ!, да еще за это деньги дают.» Это сравнимо только с детской мечтой работать на кондитерской фабрике или комбинате по производству мороженного, чтобы бесплатно налопаться «от пуза» сладостей. Несбыточное желание, наверно, каждого ребёнка. А пролетариат?, что мы тогда понимали, изучая работы Ленина  «О кооперации..» или о том «Как нам организовать РАБКРИН». Для меня даже сейчас не понятно, что за слово «РАБКРИН», наверно что-то наподобие «КРИБЛЕ, КРАБЛЕ, БУМС».

Со временем заводской гудок отменили. Время в поселке пошло для каждого индивидуально, согласно личным наручным часам, что говорило о росте благосостояния населения. Последний раз я услышал рёв гудка когда хоронили всеми любимого Генерального секретаря ЦК КПСС, четырёхкратного Героя Советского Союза, трёхкратного Героя ГДР, Героя Вьетнама, почетного ветерана комбината «Красный Чепель»,Героя Кубы, Героя Лаоса, Героя войны и труда Монголии, почётного металлурга завода «Гута-Варшава», трижды Героя Чехословакии, почётного гражданина городов Днепропетровска, Киева, Тбилиси и Баку, а также почётного курсанта 1-й танковой роты бронетанковой школы Забайкальского военного округа; в конце концов Маршала, тогда ещё «Великой Социалистической империи»  и знаменитого коллекционера роскошных автомобилей, таких как: «Мазерати Кваттропорте», «Mercedes 600 пульман-президент», «Cadillac Eldorado», «Lincoln Continental», «Роллс-Ройс Серебрянная Тень», « Роллс-Ройс Серебрянный Призрак» не считая мелких «Чаек», «ЗИЛов» и «Волг», бессменного, и как мы уже думали бессмертного Леонида Ильича Брежнева. Новость о смерти Великого вождя не разнеслась по стране, а тихо распространялась из уст в уста, пока не было официального заявления властей.
Как сейчас помню, сижу я в заводской столовой, уплетаю гуляш с солёным огурцом и подсаживается ко мне мама, бледная, после экстренного партсобрания и смотрит не  мигающим взглядом. Потом наклоняется, через стол и шёпотом, чтобы никто не услышал шепчет: - «Брежнев умер...». Я чуть не подавился, думал война... Пронесло.
Насмотревшись потом балетов, и вдоволь наслушавшись траурной музыки мы бригадой чистили от сухостоя заводской лес; жгли костёр и грелись у огня, тем паче что была уже середина ноября. И вот в 12часов 45минут, как всё загудит..., а всех громче, пронзительным басом, наш уже забытый гудок. Вспомнили мы, что 15 число, переглянулись, почесались и встали.... Почтили память без сомнений Великого человека. А что до остального, так ведь кто не без греха? И если таковые найдутся то уж , да простится им, пусть бросят в меня камень.
Продолжение следует....


Рецензии