Белое море, Чёрное море. часть 27

                27.Павлик


Поезд прибыл на Ладожский вокзал после обеда. Элеонора с Павликом устроились в гостиницу. У них оставался в запасе тёплый летний вечер, чтобы побродить по городу, и они отправились кататься по Неве на речном трамвайчике. Павлик с удовольствием рассматривал ярко подсвеченные достопримечательности славного города.

      Элеонора рассказывала ему о Петропавловской крепости, об Адмиралтействе и «Авроре», и Павлик слушал очень внимательно, широко раскрыв глаза и, кажется, хотел надолго удержать эти минуты в своей памяти. А Элеонора действовала по своему плану: она хотела как можно больше загрузить мальчика новыми впечатлениями, чтобы вытеснить из его головы всё случившееся.
 
На следующий день у них была встреча с врачами. Опытные психотерапевты тщательно обследовали Павлика и  назначили курс лечения. Они обнадёжили мальчика, уверив его в том, что они обязательно ему помогут, и он снова будет говорить. Хорошо, что Элеонора оформила отпуск, потому что лечение было рассчитано на целый месяц.
 
      Каждый день, кроме выходных, они приходили в этот институт, благо, что гостиница была неподалеку, и занимались, занимались... Психологи знали, как подобрать ключи к, окаменевшему было, сердцу ребенка, какие найти самые нужные слова и пытались ему помочь.
 
      Каждые выходные они виделись с Артёмом. Это был высокий, статный мальчуган. За три года, что он провел  в Нахимовском училище, он приобрел военную выправку и дисциплину, очень  хорошо учился, и у него было много друзей. Артём очень обрадовался приезду мамы. Он знал про Павлика и тоже, как умел, пытался ему помочь.

     Артем был очень хорошим рассказчиком, он много читал о Санкт-Петербурге и водил маму с Павликом по самым интересным местам. Ему оставалось учиться здесь еще четыре года.  Элеонора этого очень ждала, а пока наслаждалась общением с сыном и была очень рада, что они подружились с Павлушкой.
 
     Неизвестно, что больше подействовало, лечение в институте, масса новых впечатлений или тепло и забота людей, только чудо все же случилось.

В Нахимовском училище есть замечательные традиции. Одна из них - проводить посвящение в «Нахимовцев» на борту крейсера «Аврора». Этот легендарный корабль стоит недалеко от училища, как напоминание о героических подвигах моряков.

       А еще выпускники всех военных училищ Санкт-Петербурга проводят свои выпуски курсантов, маршируя перед Зимним дворцом.

      И вот, в один из июльских дней, Артём пригласил маму и Павлика посмотреть на выпускников. Сначала все собрались на Дворцовой площади. Там были выпускники Суворовского училища, Нахимовского и Кадетских училищ.

      После того, как все построились, начался парад  выпуска воспитанников. Торжественным строем, под звуки военных маршей, они гордо, плечом к плечу, прошли по Дворцовой площади.
 
     А потом началось что-то невообразимое: по давней традиции ребята стали бросать вверх свои бескозырки и фуражки. Словно прощаясь с детством, бескозырки, фуражки, как чайки взмывали в небо, ленты парили в воздухе, как крылья, и возмужавшие, повзрослевшие мальчики подхватывали их на лету. А потом стали бросать мелочь через плечо, и денежный звездопад, на радость местным мальчишкам, пролился на старинную брусчатку.
 
Было очень торжественно. Эти мальчишки ещё не были офицерами, им ещё предстояло учиться дальше, в высших военных институтах, но судьба их была уже определена. Они еще не принимали присягу, но в душе, каждый из них, большинство из потомственных  военных семей, уже были навсегда преданы своей Родине.

      Судьба «Нахимовцев» была навсегда связана с морем, со службой на разных флотах, но на защите одной страны – России. Многие мамы расплакались от счастья, а папы стояли гордые за своих сыновей, узнавая в этих мальчишках себя.
 
Была очень трогательная атмосфера. И вдруг Павлик заплакал. Даже не заплакал, а заревел во весь голос. Элеонора с Артёмом испугались, это было так неожиданно. Все стали оборачиваться.
 
- Павлик, что случилось, что с тобой?- закричали они в один голос.

- Я тоже хочу быть моряком! - закричал мальчишка сквозь слезы.
 
-Ну так будешь, кто же тебе мешает? – обнял его Артём.

- Ну так я же говорить не могу, кто ж меня возьмёт? – слезы полились у него еще сильнее.

- Павлик, Павлуша, ты же говоришь, говоришь,- заплакала вслед за ним Элеонора, обнимая и гладя его по голове, как маленького.

- А ты хочешь поступить в Нахимовское училище, хочешь здесь учиться,- тормошил его Артём.

- Хочу, конечно, хочу. Я всегда мечтал, еще в Севастополе. А меня возьмут?

-Возьмут, обязательно. Только сначала в школе надо поучиться. А с пятого класса приходи к нам.

     Павлик успокоился немного и заулыбался. Вокруг тоже все улыбались. На этот шум к ним подошел один из преподавателей Нахимовского училища, капитан 1 ранга.

- Здравия желаю, - отдал честь Артём.

-Что у вас тут за шум и слезы?- поинтересовался капитан.

-Да вот, моряк будущий, переживает, что его в Нахимовское училище не возьмут.

-А сколько лет будущему моряку?- обратился он к Павлику.

-Семь,- все еще хлюпая носом, ответил Павлик.

-А как зовут?

- Павлик. Вернее, Павел Загорский,- отчеканил Павлик, отдавая честь.

-Так вот, Павел Загорский, запомни. Первое, к пустой голове руку не прикладывают. Честь военные отдают только в головном уборе. Второе, ты, видимо, в этом году в школу пойдешь. Так вот, учись хорошо, старайся, про физкультуру не забывай. И третье. У тебя папа моряк?

-Так точно. Моряк. Военный спасатель.

-О, это очень почётная специальность. Так вот, передай своему папе, что мы ждем его сына, Павла Загорского, через четыре года к нам, в Нахимовское училище. А уж мы постараемся, сделаем из тебя настоящего морского волка. Ну, бывай. Честь имею!- и капитан 1 ранга отдал честь семилетнему мальчишке, будущему моряку.
 
     А потом все пошли к «Авроре», еще раз прикоснуться к живой легенде.
 
     После этого случая Павлик начал говорить без умолку. Казалось, он хотел наверстать то упущенное время, когда он молчал. А, может быть, у него накопилось очень много вопросов, на которые он хотел получить ответы. Павлик еще не умел писать, хотя знал уже все буквы, поэтому спросить о чем-то он мог только словами. Зато теперь они потоком лились из его рта. Больше всего у него было вопросов к Артёму.

-Тёма, а как живут в училище, вставать рано нужно?

-Да, в семь часов утра подъём, а затем зарядка. Потом завтрак и уроки, как в школе, до обеда. Потом – обед.

-А «тихий час» у вас есть?

-Нет, мы уже не в детском саду. После обеда у нас кружки или занятия дополнительные.

-А ты, в какой кружок ходишь?

-Я на английский язык хожу, хочу в разных странах побывать и с другими моряками общаться.

-Ух ты, я тоже хочу в разные страны. Я, знаешь, уже на скольких морях побывал,- и Павлик с гордостью начал перечислять все моря, где он оставил на песке свои следы.

-Молодец, а если будешь знать иностранные языки, то и на другие моря пойдешь.

- Конечно поплыву.

- Эх ты, салага. Моряки на кораблях не плавают, а ходят, запомни.

- А потом что делают, после кружков?

-Потом полдник и домашние уроки. Ну,  а затем ужин и в десять часов вечера отбой.

-А домой отпускают?

-Конечно, если замечаний нет, и учишься хорошо, то дают увольнительные на выходные. А еще на каникулы. Не бойся, тебе у нас понравится. Главное, ты теперь в школе хорошо учись, как тебе товарищ капитан сказал, и тогда будешь «карасём».
 
-Почему «карасём»?

-Так у нас первокурсников называют. А я уже скоро буду «питоном». И мое имя напишут на перилах трапов.

-Это как?

- Традиция такая. У нас в училище на перилах трапов выгравированы фамилии всех учившихся здесь нахимовцев, начиная с тысяча девятьсот сорок восьмого года.

-Ничего себе! И моё имя напишут?

-И твоё.

-А в столовой хорошо кормят?

-Эх ты, салага, у нас, как на корабле. Не столовая, а камбуз, не комнаты, а кубрики. Привыкай! У нас практика в открытом море, скажешь столовая – засмеют.
 
     И еще долго они разговаривали обо всём. Павлику было всё интересно, и Артём терпеливо ему всё объяснял, найдя в его лице очень благодарного слушателя.

     Но больше всех была счастлива Элеонора, глядя на своих подружившихся мальчиков.


Продолжение следует...

Фото с сайта old.rian.ru


Рецензии