Обзор фильма Мост в Терабитию

Мост в Терабитию (Bridge to Terabithia)

"- А куда нужно смотреть?
- Ты увидишь. Только закрой глаза и дай волю своему воображению."

Семейная драма Габора Чупо, снятая по одноимённой повести Кэтрин Патерсон, перемещает зрителя в мир, созданный десятилетними Джессом и Лесли. Мир, в который после уроков они сбегают от семейных неурядиц, проблем с одноклассниками и не понимающей их окружающей действительности. Мир, где они - Король и Королева великой страны Терабитии.
Это одна из моих любимейших картин. Безупречно красивая, необычайно живая и добрая, глубокая и пронзительная. Один из самых неожиданных и в то же время несправедливых фильмов. Ты то погружаешься с головой в фантазии ребят, мчась с ними меж гигантских деревьев Терабитии, то задыхаешься в рыданиях, не понимая, почему, от чего мир так жесток и коварен. Невозможное кино. И, наверное, одно из самых эмоциональных из виденных мною. По уровню шока я бы сравнил "Мост в Терабитию" с, например, "Американской историей Икс". С хорошей точки зрения, конечно.
В фильме удивляет всё. Необычайно интересный и до мельчайших деталей продуманный сценарий (спасибо Кэтрин и её сыну Дэвид, адаптировавшему сюжет для экранов), потрясающе-магическая истинно-диснеевская атмосфера, волшебный саундтрек Аарона Цигмана, захватывающая операторская работа Майкла Чэпмена и, конечно же, невообразимо искренняя игра юных звёзд.
Фильм действительно пробирает. До дрожи, до слёз, добираясь до самых глубин души.
Мне лично очень понравилось, как одной всего лишь полуторачасовой картиной авторы умудрились не только затронуть достаточно большое количество тем, но и со всей тщательностью проработать и раскрыть их, донести до зрителя. Причём, одной главенствующей темы я так и не смог для себя выделить. За первенство здесь сражаются два немаловажных вопроса - проблема отцов-детей на примере семей обоих героев, и проблема дружбы, отношений и понимания друг друга на примере вообще практически всех героев. Хотя, очень серьёзно авторы подходят и к теме одиночества, но она, скорее, вытекает из двух предыдущих.
Для меня фильм явился прежде всего путешествием, исследованием мира детской психики и некоей машиной времени во времена, когда одним только своим желанием и фантазией я превращал окружающий мир в самую настоящую сказку, dream-land.
Единственное, назвать фильм детским у меня язык не повернётся. Я бы его, скорее, посоветовал подросткам и их родителям - им есть, чему поучиться у истории и они смогут действительно проникнуться ей. Вообще, я никак не ожидал от студии Дисней донесение идеи и морали подобным образом. Да, у неё уже были подобные фильмы, но с таким эмоциональным потрясением - никогда.
И всё же, я восхищаюсь, как авторы умудрились при подобном развитии сюжета сделать такой добрый финал - вот она, магия Терабитии.
Что особенно удалось сотворить в фильме - так это атмосферу. Начиная с атмосферы бедной многодетной семьи Джесса и вечно занятой работой семьи Лесли, продолжая атмосферой зарождающейся дружбы и чувств главных героев (как же живо и тонко это было показано!), и заканчивая необычайно колоритной атмосферой сказки, придуманной ребятами. Относительно общего настроения фильма, я был поражён, как профессионально, эмоционально и неспешно, будто небо перед бурей, нагнетается ожидание предстоящих событий. Создаётся такое настроение, что постоянно ожидаешь какой-то подставы, понимая, что она будет, но не представляя, в чём именно и через кого. И всё это - в череде непрекращающихся неожиданных и необычайно интересных поворотов сюжета. Особенно восхитила передача "заразности" детских фантазий и "раскручивание" игры воображения по восходящей спирали - от откровенного скептицизма и замкнутости до полного погружения. Прямо учебник про развитие воображения в условиях дефицита развлекательного контента вокруг и напоминание, что настоящая жизнь - в нас.
Также не могу не отметить наряду с потрясающей операторской работой, так радующей глаз, качественную идейно и в воплощении компьютерную графику - сцена с троллем в деревьях, основанная на воображении и обмане зрения меня откровенно потрясла своей красотой и необычностью - вот он, талант видеть неординарное в банальном. Но комбинированные съёмки, всё же, показались мне по сравнению с остальными эффектами слишком примитивными.
А вот работа Габора Чупо восхитила. Кадры - один краше другого, цвета подобраны идеально, а множественные режиссёрские решения действительно приходятся как нельзя к месту, только подчёркивая настроение момента.
Ну и конечно же, главная изюминка картины - блестящий актёрский состав.
И больше всех поразил тогда ещё не звезда "Голодных игр" Джош Хатчерсон. Куда более живая и соответствующая ситуации игра и, однозначно, его лучшая актёрская работа со стопроцентным попаданием в образ. Невероятно убедительная игра и потрясающее управление мимикой и эмоциями. Восхитительная передача своего героя, его чувств, внутреннего мира, переживаний. Причём, его Джесс постоянно меняется, растёт, прогрессирует, и это очень хорошо видно по игре Джоша. Потрясающе!
Не меньше впечатлила и, на мой взгляд, самая многообещающая юная актриса АннаСофия Робб. Её милой, искренней и прямой Лесли с неуёмной фантазией просто невозможно не проникнуться. Необычайно живая игра и такая масса искренних детских эмоций! Зачастую АннаСофия умудрялась одним только взглядом или микромимикой сказать больше, чем многие её именитые коллеги - за весь фильм. Идеальная актриса на роль Лесли и в целом - один из лучших экранных дуэтов! Настоящая химия и не игра, а жизнь на экране. Стопроцентная жизнь, в которую веришь!
Нельзя не отметить и игру малышки Бэйли Мэдисон, сыгравшей младшую сестру Джесса. Она сверкала в роли обожающей своего братика маленькой Мэй Белл - искренняя детская безусловная любовь, которую, как я думал до этого фильма, невозможно сыграть.
Отдельно хочется сказать об игре как всегда очаровательной и волшебной Зои Дешанель в привычном образе милой и лёгкой девушки-мелодии. На этот раз - в роли учительницы музыки. Очень живая игра и момент, который заставляет меня назвать её мисс Эдмундс - одной из лучших ролей в карьере актрисы - взгляд учительницы после фразы Джесса в переломном моменте фильма. Вообще, по мне - это самые сильные кадры картины, которые очень здорово ударили по мне.
Ну и конечно же - Роберт Патрик. Идеальное воплощение занятого выживанием семьи многодетного отца. Сурового, но искренне любящего и справедливого.
Так что в целом - один из лучших виденных мною фильмов про то, что люди совсем не такие внутри, как может показаться. Про то, что в семье даже при безусловной любви не всегда есть взаимопонимание. Про то, что Терабития живёт и всегда жила во всех нас - стоит лишь захотеть её увидеть. Про истинные ценности. Про настоящих друзей и любовь. Не впустую сентиментальный фильм. Однозначные и неоспоримые 10/10!

"Пора взрослеть. Хватит витать в облаках!"


Рецензии