Из писем эмигранта, ч. 2
Не знаю, как начать...
Глубокоуважаемый Валерий Иванович? Высокочтимый?
Милостивый государь!
Спешу оправдаться - не было времени, на самом деле. Учеба становилась все напряженнее по мере приближения к концу, и передышки не было. Ну, и я не выдержал, не доучился и устроился на работу (программистом, естественно). Зарплата у меня пока вдвое меньше средней, 30000 в год. Чистыми - 2000 в месяц. Квартира забирает 900 (с телефоном, русским и кабельным телевидением и прочее). 300 - еда. Плюс выплата за учебу. Короче, на двоих хватает. А пошел я на эту з/плату, т.к. мой язык, мягко говоря “not perfect”, а точнее - нулевой. Работа моя за городом (около 40 км) и добираться туда тремя видами обществ. трансп. 2.5 часа (а ходит он 2 раза в день) - т.е. нереально, и приобрел я “Шевроле” 88 г. за 1000. Вид и размер - точно наша “восьмерка”, но ездит. Бензин обходится 2 доллара в день.
Я понял, что тебя, как человека сугубо практического, интересуют больше факты и полезная информация, чем рассуждения о судьбах русской интеллигенции.
…………
Здесь тоже действует система страховок, они бывают разные по цене (лучше и хуже), т.е. по ним оказывают разное обслуживание и на разные суммы. Это зависит от фирмы, где ты работаешь, чем она богаче и т.д. Лекарства по страховке бесплатно, сопутствующие товары (очки, например) покрываются частично. Большинство мед. уреждений принимают основные виды страховок, некоторые - вообще не принимают (только деньги). Это, в основном, пластические операции, вживление зубов-имплантов.
Л. сделали операцию (по страховке, т.е. бесплатно). Делали 3 хирурга в течение 5 часов. В России ей делал ту же операцию директор института. Выяснилось, что у неё якобы отсутствуют мышцы живота, караул! Весь институт стоял на ушах, невиданный случай в практике! Сделали плохо - как могли! Здесь же - всё молча, без комментариев, обычная операция. Никаких благодарностей - не принято. Послеоперационное помещение: возле кровати - что-то типа синхрофазотрона, на больном датчики, в помещении пульт - куча приборов и телевизоров, там сидит человек и видит в телевизорах каждого больного, а на приборах - все показания (больных трое или четверо). Обслуживают больного сразу человек 5, у каждого свои узкие обязанности. Ты догадываешься, что простыню приносить с собой не надо, тапочки - тоже, выдается абсолютно все, включая персональный телефон и французскую косметику. Я ждал окончания операции в шикарном зале ожидания с какими-то сверхмягкими кожаными креслами, диванами (там можно спать), диванчиками, столиками и бесплатным буфетом специально для посетителей. Поднимают и выписывают обычно на 2-й день, но если больному плохо - держат до упора (Л. - на 3-й день).
Кондиционеры здесь абсолютно везде, включая автобусы и метро, так что на жаре практически не бываешь.
Немного лирики.
Доносительство считается гражданским долгом. Идеальный гражданин - это, конечно, Павлик Морозов.
-“Рядовой Абрамович, какие шаги вы предпримете, если столкнетесь лицом к лицу с Неприятелем?”
- “Большие”.
7.
Вот собрался, наконец, написать тебе, правда, еще не знаю о чем.
Вспомнилось из Гоголя: “а о чем, тому следуют пункты...”
Работа у меня крайне неинтересная, но зато и малооплачиваемая. В основном, корректирую чужие программы. Книги читаю те, что привез - “Всю королевскую рать” и Довлатова, уже почти запомнил, какая строчка на какой странице. Не скажу, чтобы мой английский словарь заметно расширился, к фразе “Хау а ю” прибавились несколько столь же содержательных слов типа “Хай” и “Бай”.
Послезавтра опять День Благодарения, опять жрать индейку...
Индейка продается со свистком в жопе, когда она жарится в духовке, в момент готовности свисток свистит.
Здесь с 12 ночи - считается утро, а с 4-х дня -ночь, поэтому бывший мой шеф, уходя с работы в 4, говорил: “Гуд найт”.
Перечитывая предыдущее, я вдруг подумал, что наша жизнь очень похожа на этот свисток в жопе индейки.
Пошел на английские курсы в доме престарелых. Группа начинающих - 8 человек. Средний возраст 75 лет. Чувствую себя комфортно. Наконец-то я самый молодой и не самый худший! Настроение слегка повысилось. Пробовал заигрывать с одной старушкой, она оказалась глухой.
По ТВ показали Игоря Губермана.
Мне запомнилась загадка: “Ругательство из двух букв”. Он показал знакомый жест: ладонь левой руки положил на сгиб правой и при этом произнес: “Во!”.
По выражению глаз знакомых, которых встречаю раз в месяц, вижу насколько я постарел за это время.
Что было здесь самое лучшее - это поездки на работу (25 миль) и обратно.
У Лены есть знакомая, которая когда звонит своим подругам – всегда вежливо осведомляется: «Как твой Педрилло?» .
8.
Старик, не помню, что именно я тебе писал.
Работу я бросил, т.к. не нравилась (рутина жуткая), зато появилось время оживить нашу переписку, чем я доволен.
Устроил туда Лену, ей дали на 500$ в месяц меньше (по половому признаку, как они объяснили). Ну и ладно. Сейчас вожу ее на работу. Чем займусь - не знаю. Открыть брачное агентство на Интернете? Если б ты видел здешних баб, эта мысль не показалась бы тебе столь дикой. Пока. Не журись.
Your friend.
9.
Серега, спасибо за твою и Рябчика (собака – М.) фото.
И в самом деле, зачем мучительно долго сочинять письма, когда на ваших мордах все написано.
Жаль, что у Рябчика глаза получились как бельма бутылочного цвета, а не печально-детские, как в жизни.
Собирался встретится с твоей Ирой, но когда выяснилось, что она вообще не пьет и к тому же ничего из вещей не может передать в Ростов, - я передумал. Как говорил Л.Толстой (по поводу создания Общества трезвости): если уж собираться, то пить, а если не пить, то незачем и собираться.
Больше всего меня поражает в здешней публике какая-то фантастическая, патологическая жадность, причем наши превзошли в этом американцев. Так, например, моя бывшая коллега, у которой годовой доход на троих 150 тыс., ходила вечно голодная и доедала мои объедки. А недавно один тип угощая меня водкой сообщил, что он эту водку привез из Мексики, т.к. она там дешевле (на доллар!). Я поспешил откланяться и уйти.
Чем я сейчас занимаюсь? Беру напрокат фильмы и смотрю их. Пока интересно. Пока.
«Попов и Ковешников».. Как много в этом звуке ...
Мы говорим «Попов», подразумеваем «Ковешников» ...
(Речь идет о приятелях адресата – М.)
10.
Есть люди, которые обладают даром появляться как раз тогда, когда надо. Особой помощи от них нет, но сам факт их появления придает какую-то необходимую в этот момент энергию. (Ручка есть? Запиши!)
Я не работаю, нагло бездельничаю, пытался торговать акциями, влетел крупно, так что приеду я (в сентябре) нищим уличным философом. И буду всем рассказывать, как я прожил 2 года в Америке практически не выходя из комнаты.
Веду образ жизни домохозяйки, прочел все русские книги из местной Паблик Лайбрари.
Почему я бросил работу? «Тому следуют пункты:»
1. Не смог привыкнуть к подчинению, а воспринимал (и буду) это как унижение.
2. Работа рутиннейшая и никому не нужная в принципе (без подробностей).
3. Невозможно было смириться с тем, что вот так необходимо дожить остаток дней.
4. Я знал, что если захочу, найду себе еще подобную работу, Л. – нет.
Вот я и устроил ее туда (правда, с жалованием существенно ниже). Если учесть, что ей это нравится, - думаю, что поступил правильно. Плюс научил ее водить машину – что еще я мог для нее сделать? Еще я умудрился устроить на работу одного неплохого парня (через родственников) – стало быть – уже не зря я здесь побывал.
Ну, а то, что я мучаюсь, так я бы мучился хоть на луне, впрочем, это своего рода – божий дар, надо ценить...
О любой здешней детали быта можно рассказать что-нибудь интересное. Например, страховка автомобилей. Она обязательна и стоит от $700 до $5000 в год. Если тебя ударили – это большая удача. Даже если чуть-чуть – уже можно заработать на этом тысяч 15, что большинство и делает. Врач, к которому ты обращаешься, чтобы симулировать потерю здоровья, как следствие удара, - не только всячески помогает тебе в этом, а еще платит за то, что ты к нему обратился. Потом ты симулирешь грандиозный ремонт машины. Некоторые люди на этом живут.
Или, такая деталь. Ты видишь, что твою машину обворовывают два амбала. Единственное, что ты можешь сделать – позвонить в полицию. Если же тебе придет в голову воспользоваться монтировкой – то они же тебя потом будут судить, и тебя же посадят. Такая ситуация произошла с Г., у которого автомастерская.
Он увидел, как двое «латинос» обворовывают чужую машину. Он поставил свою машину так, чтобы перегородить выезд машине латиносов и стал звонить в полицию.
Они же, украв большую сумку, все-таки выехали повредив себе крыло. Каково же было удивление Г., когда они приехали ремонтировать крыло именно в его мастерскую, которая находится километров 10 от этого места (хотя в этом районе сотни мастерских ближе). Но еще удивительнее была реакция всех троих – они начали хохотать до упаду! Такая реакция, кстати, это тоже характерная деталь местного колорита.
Я, кажется, писал, что однажды ехал на машине Г., и она сгорела.
Первое, что он спросил – как Майк? Когда узнал, что я в порядке - начал дико хохотать.
Откланиваюсь. Пиши!
11.
Что я делаю?
1. Перечитал все русские книги, какие были в местной библиотеке
2. По-прежнему думаю о судьбах русской интеллигенции (лежа на кровати)
3. Обдумываю план книги «100 рецептов приготовления жареной картошки».
Как видишь, день очень насыщенный и не все успеваю. Приходила А., полдня убирала мой стол с компьютером, покрытый слоем пепла и окурков. Помогал советами.
Вместо фотографии представь картинку: идет по Avenue субъект со всеми атрибутами нищего уличного философа: небритый, в мятых протертых штанах, лопоухий. Ничего не замечает вокруг. Говорит, что он – очень умный, никто не верит (в том числе он сам). Если бы не жалкий вид, был бы похож на инопланетянина (приземлился на ушах). Бывает же такое!
12.
...Пошел я опять учиться. А что сидеть без толку? Хотя бы для тренировки угасающих мозгов.
(Рабинович, вы счастливы? - А что делать?!)
Прочел массу книг. Спроси: что? – не помню. Записки Екатерины II... Что-то Ахматовой...
Сказки... «Как умирали знаменитые люди»... Дневник Золотухина ... не помню.
Довлатов, «Заповедник» : «Впереди у меня развод, долги, крах... Но есть вот эти загадочные цыгане с хлебом... Две темнолицые старухи возле поликлиники... Сыроватый остывающий денек... Вино, свободная минута..."
В метро писал я это все. Орут желтые латиноамериканцы, перекрывая шум поезда.
Жестикулируют, рискуя выбить глаз собеседнику. Бывают же такие глотки луженые, как будто работают мощные динамики. Мне бы 0.01 этой энергии... В жокейских кепках сидят черные и желтые местные аборигены. Зимой и летом ходят они в этих кепках и спят в них.
... Зачем они такие страшные?
“Brooklyn Bridge will be next”. (Следующая «Бруклинский Мост». Значит, скоро моя “Borough Hall” (Боро Холл, холл района Бруклин-сити, т.е. его начало).
Пойду слушать лекции, как примерный ученик. Интересно, чего мне больше хочется: слушать лекции, или повеситься?
Заметил, что последнее время особенно часто читаю одно, а вижу другое, например:
«Все виды террористических услуг» (туристических)
«Цветут акции» (акации).
13
Ко многому хорошему привык я здесь: к чистоте, вежливости, к тому, как американцы умеют подчиняться, не унижая своего достоинства, к доступной жратве и т.д. Но иногда с ностальгией вспоминаю грязь по колено, вонь мусорных баков, хамство. То есть иногда этот рай кажется неестественным, как жопа без дырки.
.....
Русские передачи смотреть совсем невозможно.
Со стороны видеть это все особенно гадостно и даже страшно. Это относится ко всем передачам – «развлекательным» и «злободневным». Поражает сверхпатологическое, дегенеративное скудоумие и поток жизнерадостно-тоскливой пошлятины. Раньше казалось: говно – но свое...
Как писал Довлатов, извини за мысли...
Настроение хорошее. Плыву по течению как... неважно как что, но теперь уже по Миссисипи.
Пока. Обнимаю. Твой М. – большой, неисправимый.
14
Ходил недавно на интервью в ту самую фирму, куда я пытался дозвониться, помнишь? Оказалось, нужен специалист по железу, т.е. ремонт компьютеров, поддержка и ремонт компьютерных сетей и т.п.
Я сказал, что все это умею. «Но учтите, что все это нужно делать моментально, если Вы будете ремонтировать час, то нам проще выбросить компьютер и заменить на новый, деньги для нас не проблема».
Уходя, я сказал, что такого специалиста не найти во всем мире.
А в итоге я потратил $100 на новые туфли, т.к. не мог же идти туда в рваных.
Из всей этой белиберды тебе ясно одно: денег нет.
Здесь холодно, мороз и гололед. Машины стоят.
… Слово «хобби» произошло от имени маленькой лошадки (Hobby horse), на которой катали маленьких детей в 1689 г. В Англии.
16
Серега, привет.
Американцы меня разочаровали! За работу, которую я сделал (с твоей помощью), А. шеф обещал мне почасовую оплату, получается $17000. Я привлек двух профессоров из нашего университета (мои бывшие ученик и учитель). Задолжал им, естественно, деньги. Теперь этот тип не хочет платить! Говорит, что, якобы, он имел в виду мою помощь в виде консультаций, ***-мое, а совсем не ожидал, что я привезу готовую работу. Т.е., что называется, нагло врет в глаза. А договаривались мы устно. Четыре месяца работы, да еще втроем... (доделывал я уже здесь, общаясь по интернету и телефону). Вот тебе твои хваленые американцы!
Занимаюсь игрой на бирже по интернету. Проигрываю! Не хочешь сыграть? А то пришлю массу советов.
Сегодня я попытаюсь выйти на работу – чернорабочим, $4.5 в час (проезд стоит $3). Что делать, старик. Как говорит твоя мама: «Не знаю, не зна-ю! Не знаю.»
Из Довлатова: “Наши письма в общем-то лишены содержания. Они – лишь символ приязни. Попытка сохранить температуру отношений до будущей встречи”.
Твои письма – хорошая иллюстрация к этой цитате (по поводу содержания). Ты что, считаешь несущественными детали (из которых состоит жизнь)? Помню, Гляс написал мне, что у него в огороде выросла редиска. Я был в восторге ...
17
(Очередное устройство на работу)
Прихожу в эту контору. Встречает меня барышня Ира, в годах, но симпатичная. Устраивает техническое интервью (на русском). Ответил я на все ее вопросы.. Она к англоязычному начальству: «человек нормальный, надо брать». Директор – пожилой, добрый, улыбается. Что-то говорит. «Вы меня понимаете?» спрашивает. «Более чем». «О’кей» говорит и улыбается.
Идем к заму. Зам – тот самый, с кем я проговорил кучу денег из Ростова. Оказался подозрительным, ехидным типом. «Почему у Вас татуировка? Почему уволились с предыдущей работы?» и т.п. Беседа закончилась взаимным непониманием. Я не понял, зачем он эти вопросы задавал, а он вообще ничего не понял.
Дал он команду меня не брать. Барышня расстроилась. «Все равно я вас возьму» говорит. Пошли мы к главному программисту Аарону. Им оказался тучный, рыхлый, потный человек в ермолке. Лицо заплыло жиром. Ира мне сказала, что он – гений. Видимо, так оно и есть. Я почувствовал, что выгонят сразу, если позволю себе усомниться.
Он сидит за компьютером один в большом зале. Пьет ситро из банок. Процесс непрерывный: одну заканчивает, другую начинает. Одна стенка зала сплошь заставлена этими банками, от пола до потолка.
Побеседовала она с ним. После этого говорит мне: «Мы Вам дадим задание. Если Вы сделаете его в течение двух дней, мы Вас берем. За эти два дня мы Вам не платим». Хорошо, говорю.
Дает он ей это задание, а она мне. Задание такое: найти логическую ошибку в программе. Посмотрел я на эту программу и сразу увидел вот что. В зависимости от условий файл открывается либо с одним именем, либо с другим (имена формируются конкатенацией переменных). В результате этих действий - на выходе неизвестно, с каким именем был открыт файл. Ну, я ей сразу это и сказал.
То есть вставил один оператор, запоминающий имя файла. Она обрадовалась. Отлично, говорит, пойдем к Аарону.
Аарон посмотрел и сказал «О’Кей». После этого изъявил желание побеседовать со мной лично. Но я уже до этого слышал, что говорит он нечленораздельно. Это присуще гениям, объяснила Ирина. Его и свои-то разбирают с трудом. Ничего из того, что он говорил, я не услышал, кроме «бла-бла-бла», и он это прекрасно понял.
Эта фирма напоминает местечковую синагогу в окрестностях Бердичева. Все служащие – типичные персонажи Шолом Алейхема. Все - ортодоксы с бородами и в ермолках.
Мое внимание привлек один программист. Парню лет восемьдесят. Борода – как у старика Хоттабыча. Когда я его увидел, он сидел за компьютером и с большой скоростью молотил по клавишам. Через два часа я снова проходил мимо: он молотил с той же скоростью. Вдруг я увидел, что глаза у него закрыты.
Видимо, сознание отключилось, а руки продолжали работать. Возможно, это была агония...
Все это кончилось тем, что меня не взяли. Только потом я понял, что меня и не собирались брать изначально. Почему – не буду уж писать, т.к. устал уже,
да и неинтересно.
Саша, спасибо за все, а особенно за Иртеньева. Я с ним не расстаюсь, а значит, вспоминаю тебя часто.
18
Серега, не знаю уж, как тебя благодарить за все. В общем, я у тебя в непрерывно растущем долгу.
Насчет того, что я здесь долго не задержусь – это уж точно, тут не надо быть Oracle’м.
Одно меня особенно радует, - что самогон крепчает как маразм. Я здесь давлюсь этим пошлым Баккарди (ром пуэрториканский), а от него болит голова. То ли дело самогон! Но все-таки непонятно, как тебе удается достичь таких результатов? Даже Гляс не смог бы так, а он пионер отечественного самогоноварения. Не говоря уж о твоем покорном слуге.
Сейчас занимаюсь прослушиванием и систематизацией Высоцкого. Здесь все были в шоке, когда узнали, что у нас на компьютерном базаре можно приобрести все, что угодно, практически бесплатно. Здесь, к примеру, MS Office стоит чуть ли не $200.
Пока, Серега, и еще раз спасибо, старик.
Свидетельство о публикации №215100801785