Валенки

Война. Зима. Мороз под тридцать.
В хатёнке сырость, мрак и холод.
Давно уж мать ушла трудиться.
Нас пробудил на печке холод.

Топить бы печку, но солома
Аж на другом краю двора,
Огонь просить в каком-то доме –
Дома топить пришла пора.

Как в дом солому притащить
И как доставить "жар" в ведёрке?
Ведь нужно ноги защитить,
На плечи кинуть одежонку.

Такого в доме нет, хоть плач,
Хоть разрыдайся без умолку —
"Жар" не примчится в печку вскачь,
И не придёт сама соломка.

Настал рассвет, и в школу дети
Уже плетутся по сугробам.
Пора б и мне, но я раздетый,
И где мне взять на ноги обувь?

Так две зимы ходил я в школу,
Пока терпимо босиком,
Потом сидел всю зиму в доме,
Грустя, что школа далеко.

Дитишки с горки перед домом
Катались шумно кто на чём.
К ним выбегал, моля со стоном
Раз съехать, — холод нипочём!

Не мог учиться. Эта боль
Томила душу мне и маме:
"Ну кто поможет нам с тобой?"
Кругом война. Судите сами.

Нашлись такие. Педагоги
Сложили скромные рубли,
Купили валенки на ноги
И душегрейкой помогли.

Я снова в школе! Это счастье
Мне подарили, кто не сыт,
Кто сам одетый лишь отчасти,
Кем бедный мальчик не забыт.

Я им платил учёбой рьяной,
Своей возможностью гулять,
Внести соломы ли, бурьяна,
В ведёрке "жару" добывать.

Давно те валенки сносились,
Я их останки не хранил.
Они с ногами прочно слились –
Всегда на мне, где б ни ходил.

Они на мне, когда в терпеньи
Я постигал рабочий труд.
И по студенческим ступеням
Они, я знал, меня ведут.

Несли меня в трудах научных,
В преподавательском труде,
Вели меня в плеяду лучших.
Они на мне. Всегда. Везде.

Они дарили мне медали,
Вручали звания и степень,
В минуты скорби наставляли,
Всегда сгоняли лени плесень.

Они на мне, когда стихами
Я, словно воздухом, дышу,
Ведут меня по строчкам сами,
Когда молчу или пишу.

Я постарел. Теперь, как прежде,
Приносит холода зима.
Но я в прохладненькой одежде,
Осенних туфель не снимал.

И пусть мороз довольно крепкий,
Пусть много снега намело —
Мне тело греет душегрейка,
Ногам в тех валенках тепло.


Мои учИтели почили
И где лежат, забыть боюсь.
За тех, чьи валенки учили, —
За благодетелей молюсь.

               Январь 2012


Рецензии
Молодец, Ваня! Всё так и было! Дай Бог тебе здоровья, то время нас закалило, научило не бояться трудностей!

Выстоим, брат!

Федор Головин   16.10.2015 16:39     Заявить о нарушении
Брат Федя!Очень рад, что посетили меня. Приятно, что Вы из тех, кто понял и оценил правдивые строки стихов. Мы обязаны выстоять, потому что ,,...если не мы, то кто же?" Желаю здоровья и добра!

Иван Думанов   17.10.2015 10:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.