Книга С. И. Руденко о древних тюрках

Известный российский археолог С.И. Руденко написал прекрасную книгу о древних тюрках.
Необходимо только в его тексте термин «скифы» заменить на термин «тюрки».

С.И. Руденко
Искусство Алтая и Передней Азии
(середина I тысячелетия до н.э.).
М.: 1961.
 
 
В 1949 г., во время археологических раскопок на Улаганском плато Восточного Алтая, в одном из Пазырыкских курганов, датируемых рубежом V-IV вв. до н.э., были найдены замечательные переднеазиатские шерстяные ткани и шерстяной ворсовый ковёр.
Ткани, несмотря на их техническое совершенство и исключительную художественную ценность, не привлекли внимания. Ковёр же произвел сенсацию и вызвал оживлённую дискуссию среди зарубежных знатоков восточных ковровых изделий, так как техника его выполнения оказалась неожиданной для такого отдалённого времени. 
 
Находка столь древних и притом прекрасно сохранившихся в условиях курганной мерзлоты переднеазиатских шерстяных тканей и ковров (фрагмент второго ковра был найден при раскопках одного из Башадарских курганов в 1950 г.) — факт сам по себе исключительный. Особое же значение он имеет для подтверждения уже неоднократно отмечавшихся связей европейских скифов и племён Алтая с народами Передней Азии.
 
В результате раскопок больших курганов на Алтае получено огромное количество превосходных произведений искусства. В одних произведениях преобладают элементы, характерные только для самобытного и крайне выразительного искусства древних алтайцев. В других ярко проявляются элементы, общие для искусства всех коневодческих племён евразийских степей I тысячелетия до н.э., в том числе и для искусства европейских скифов и родственных им по культуре племён Южной Сибири. Часть таких произведений представляет собой поразительное сочетание мотивов и стилей искусства племен Алтая и народов Передней Азии, а в некоторых элементы переднеазиатского искусства выражены столь явно, что возникает вопрос об иноземном происхождении этих произведений.
 
 
Первые сведения о коневодческих племенах Восточной Европы относятся к X-IX вв. до н.э. (у Гомера — «млекоеды», «дивные доители кобылиц»).
 
К середине I тысячелетия до н.э. коневодческие племена занимали огромное пространство евразийских степей, полупустынь и предгорий. На обширной территории — от Карпат на западе до Памира, Тянь-Шаня и Алтая на востоке —обитали племена, известные грекам под названием скифов, а персам — саков. В Северном Причерноморье жили царские скифы-сколоты; скифские племена (скифы-шкуда) обитали и южнее — между Кавказскими горами и Каспием, вплоть до северных берегов оз. Урмия.
 
Все эти так называемые скифо-сакские коневодческие племена по своему физическому типу были европеоидами. Единая хозяйственная база, преимущественное занятие пастушеским или кочевым скотоводством, отсутствие естественных преград на занимаемой территории способствовали непрерывным сношениям между этими племенами, что придавало единый облик их культуре.
 
Исторические и археологические сведения о скифо-сакских племенах, живших в первой половине I тысячелетия до н. э., крайне малочисленны, но весьма важны.
 
Ассирийские барельефы и археологические находки свидетельствуют о том, что уже в IX в. до н.э. в царствование Ашшурнасирпала (885-859) часть коневодческих племён обитала на территории современного Иранского Азербайджана. Я имею в виду замечательный барельеф из дворца Нимруда (табл. I, 1); на этом барельефе изображена сцена преследования ассирийцами трёх конных лучников. [5] Лучники вооружены мечами и короткими луками. Один из лучников, обернувшись, стреляет в преследующих ассирийцев, другой в правой руке держит повод, а левая у него приподнята. В отличие от ассирийцев, которые едут на колеснице, лучники сидят на лошадях в сёдлах с подпругами и подхвостными ремнями. Сулимирский, в одной из своих работ. [6] подвергнув тщательному анализу этот барельеф, предполагает, что конные стрелки из лука принадлежали к одному из скифских племён, которые в X-IX вв. до н.э. под давлением массагетских племён перешли Волгу, пересекли Кавказ и овладели восточными закавказскими степями на территории современного Азербайджана.
 
Свидетельство Геродота о том, что скифы пришли в Европу из Азии, подтверждается и библейскими источниками. Косвенные данные о причине передвижения скифов с востока на запад могут быть почёрпнуты из китайских летописей. В этих летописях речь, в частности, идёт о племени хун-ну, которое обитало по соседству с мирным земледельческим населением Китая. В IX веке до н.э. хун-ну настолько часто нападали на китайцев, нанося им значительный ущерб, что император Сюань в 822 г. до н.э. счёл необходимым начать против хун-ну военный поход. В результате это племя было отброшено от китайских границ на запад. Хун-ну, естественно, должны были потеснить своих западных соседей с их традиционных пастбищ, а это могло привести в движение всю азиатскую степь. [7] Весьма возможно, что подобными же событиями было вызвано и более раннее передвижение на запад в Европу кочевых племён, называемых Гомером млекоедами-киммерийцами.
 
Самые древние известные нам памятники, свидетельствующие о пребывании скифских племен в Северном Причерноморье, относятся к VII в. до н.э., и культура, которая именуется скифской, появляется там внезапно. Находки же в Иранском Курдистане в Зивийе около г. Секкеза (к югу от оз. Урмия, на территории бывшей Манны) указывают, как полагает Годар, на пребывание скифов в Юго-Западной Азии уже в IX-VIII вв. до н.э.
  На рубеже VII-VI вв. до н.э., по-видимому после 625 г., часть скифов ушла из Передней Азии на север в Причерноморье, часть осталась в пределах Мидийской державы.
 
О переднеазиатском искусстве, как уже отмечалось выше, мы имеем представление главным образом по монументальным архитектурным сооружениям и их декору, отчасти по резным камням.
 
Древние переднеазиатские ткани или ковры не были известны. Поэтому находка на Алтае тканей, датируемых I тысячелетием до н.э., которые можно считать переднеазиатскими, сама по себе представляет выдающееся научное открытие.
 
 
Интересующие нас переднеазиатские шерстяные ворсовые ковры сохранились в двух курганах — во втором Башадарском и в пятом Пазырыкском.
 
Второй Башадарский курган находится на левом берегу р. Каракола, в 20 км от впадения её в р. Урсул. В этом кургане на глубине 6 м от поверхности погребённой почвы в двух саркофагах-колодах, помещённых в погребальную камеру, были похоронены мужчина и женщина. В северной части могильной ямы, вне камеры, захоронено 14 лошадей с уздами и сёдлами.
 
 
Вместе с лошадьми была положена разобранная колесница и шерстяной ворсовый ковёр. Войлочный чепрак и нагрудник седла одной из лошадей украшены нашитыми шерстяными тканями тончайшей работы.
 
Большой пазырыкский ковёр, как и все стриженые ковры, прямоугольной, слегка удлинённой формы, размер его 1,83 м ; 2 м.). Ковёр имеет сложный бордюр, обрамляющий центральную часть — поле, на котором многократно повторяется один и тот же рисунок (табл. III). Рисунок этот представляет собой заключённый в прямоугольную рамку крестообразный орнамент, состоящий из четырёх цветков с квадратом в центре и четырёх чашелистиков.
 
Орнамент расположен на красном фоне. Цветы, составляющие орнамент, жёлтые, а чашелистики голубые. Квадрат в центре и прожилки цветов тёмно-синие. Рамочка состоит из полосок разноцветных квадратов (на синем фоне два жёлтых квадрата и один красный между ними) в кантиках.
 
На ковре имеется шесть рядов таких узоров в продольном направлении и четыре ряда в поперечном; все узоры заключены в такую же рамку, как и орнаменты центрального поля.
 
Естественно, возникает вопрос: чьей работы этот ковер?

Вряд ли можно сомневаться в том, что он изготовлен не алтайским мастером. Среди огромного количества уже известных алтайских орнаментов нет подобных орнаменту центрального поля пазырыкского ковра.
 
Т. Тальбот Райз пишет, что расположение узоров на пазырыкском ковре кажется более характерным для искусства скифов (блюдо из Зивийе, Чертомлыцкая ваза) и ковёр этот мог быть сделан по специальному заказу пазырыкского вождя. Появление подобного декоративного расположения фигур животных двумя-тремя столетиями раньше в Зивийе, по её мнению, свидетельствует о том, что изображения, состоящие из существ, движущихся в противоположных направлениях в пределах замкнутых лент, — скифского происхождения. Эту черту я не считаю характерной только для скифского искусства и даже думаю, что она больше свойственна искусству переднеазиатскому.
 
Во втором Башадарском кургане, о чём уже говорилось выше, сохранились небольшие лоскутки другого ворсового шерстяного ковра необычайно тонкой работы. Ковёр этот очень интересен не только потому, что он древнее пазырыкского, но и вследствие иной техники его изготовления.
 
Плотность лучших среднеазиатских ковров близка к плотности пазырыкского ковра. С.М. Дудин в своём исследовании ковровых изделий Средней Азии XIX в. приводит следующие данные: в иомудских коврах было 2000-3000 узлов в 1 кв.дм, в лучших туркменских коврах (салорских или пендинских) — от 1900 до 4400 узлов. В мелких ковровых изделиях плотность вязки бывала ещё выше, в иомудских — от 2200 до 4000 узлов, а в туркменских — от 2600 до 6000 узлов в 1 кв.дм. 
 
Как показало наше исследование, техника узлования ковра из пятого Пазырыкского кургана, называемая немецкой или тюркской, и техника узлования ковра из второго Башадарского кургана, называемая персидской, были известны в Передней и, по всей вероятности, Средней Азии уже в середине I тысячелетия до н.э.
 
Можно предполагать, что ковры, выполненные в указанной технике, изготовлялись в Передней Азии и раньше.
 
Во всех моих публикациях, особенно в последних двух работах, проводилась мысль о принадлежности племён Алтая во второй половине I тысячелетия до н.э. к одной и той же культуре, что и европейские скифы, — к культуре коневодческих племён, господствовавших на огромных пространствах от Карпат на западе до Алтая, Тянь-Шаня и Памира на востоке.
 
Советские исследователи культуры племён Северного Причерноморья в скифское время много внимания уделяли выявлению местных вариантов этой культуры, и скифская проблема в широком плане ими не ставилась.

Как уже говорилось выше, наименование многочисленных коневодческих племён евразийских степей и
или скифы, данное Геродотом по названию одного из западноазиатских племён, — было и остаётся собирательным.

Переднеазиатские элементы в искусстве скифских племён, в том числе и алтайских, обычно объяснялись переднеазиатским влиянием или заимствованиями из переднеазиатского искусства. Такое объяснение вряд ли правильно.
 
Если скифские или сакские племена — азиатского происхождения, то естественно, что до их расселения на запад — в Причерноморье и на север — на Алтай они жили вместе с другими скотоводческими племенами Передней Азии.

http://kronk.spb.ru/library/rudenko-si-1961.htm


Рецензии