Летающий комиссар Копцов

Хранит поганая война
во мхах тела нетленные,
и их  не помнит имена
Россия современная.
Евгений Кабалин

Штат советского истребительного авиаполка к середине  1942 года состоял из двух эскадрилий. В каждую  эскадрилью входило по три  самолетных звена, а звено  состояло из трех самолетов. Кроме двух  летных звеньев свой самолет имелся у командира полка и его штурмана. За военными комиссарами самолеты не закреплялись, т.к. большинство партийных руководителей не были летчиками.

 
Наш земляк, батальонный комиссар 737 истребительного полка  Илья Иванович Копцов относился к разряду «летающих» комиссаров. Для него главным воспитательным приемом на войне был:  «Делай, как я! Лучше можно, хуже нежелательно». Влюбленный в небо и авиацию, ненавидящий фашистов, Илья Иванович не мог оставаться на земле. Он шел в бой на свободном самолете, выполняя  самые трудные задания командования.

Елена Ивановна Земскова, племянница  Копцова, вспоминает:
 «Илья Иванович, родился в Борисоглебске в 1913 году.  Его отец  погиб в Первую мировую войну.  Моя бабушка вышла замуж второй раз за Шалашова Ефима Ивановича, который  усыновил Илью. Илья окончил ФЗУ, потом Борисоглебскую летную  школу и Военно-политическую академию имени В. И. Ленина. Семья жила   в Москве на Мало-Симоновском проезде д.13 в одной комнате в деревянном доме, в то время окраина Москвы была застроена деревянными домами с дровяными сараями.  В семье было еще четверо детей, он был старший.  Ефим Иванович обустроил Илье из хлебовозки рядом домик. Вот в этом домике Илья и жил, приходил домой только кушать. Когда он учился уже в академии, то позволял себе гонять всех жильцов дома в борьбе за чистоту и порядок. Район Таганки был практически такой же, как и район Сокольников из фильма "Место встречи изменить нельзя". Бандюганы  Илью ни разу не остановили ночью, хотя то и дело говорили о грабежах»


В 1938 году Илья Иванович принимает боевое крещение в небе  Халхин-Гола. Перед войной он женился. Жена Людмила Николаевна подарила ему сына  Геннадия и дочь Нину.

Войну он начал  на должности военкома эскадрильи, защищая город Ленинград. За восемь сбитых самолетов его наградили орденом Красного Знамени. Награду и новое назначение Копцов получил в Москве, где встретился с семьей. Получив орден из рук Председателя Президиума Верховного Совета СССР М.И.  Калинина, старший политрук Копцов назначается батальонным комиссаром 274 истребительного полка.

  Елена Ивановна Земскова продолжает:
 «Моя мама провожала его до вокзала, и из-за разницы в возрасте он не мог с ней откровенно и долго разговаривать. Только сокрушался на счет того, что приходят в полк молодые ребята и боятся летать. Мама говорила, что он был исключительно добрейшим человеком. В подарок он привез Ефиму Ивановичу трофейный маленький револьвер на всякий случай. Мама этот револьвер после смерти отца в 1944 году выбросила, т.к. боялась его хранить»

Летчики 274 истребительного полка,  овладев новыми «лагами», сражаются с врагами у города Ржев на Калининском фронте.  За месяц боев полк произвел 340 боевых вылетов, уничтожил  в воздушных боях и на аэродромах 18 самолетов врага. Сам комиссар совершил 20 боевых вылетов и сбил фашистский бомбардировщик. Наши потери составили два летчика.

В конце января полк выводят в тыл на отдых.


У станции Сейма, на аэродроме "Свалейка», что в Горьковской области, на базе 2-го запасного авиационного полка весной 1942 года шло формирование 737 истребительного авиаполка. Основу вновь формируемого полка составили летчики 274 истребительного полка.

 Командование из 274 ИАП возглавило новую часть.  Командир подполковник Анатолий Спиридонович Мазуркевич, военком батальонный комиссар Илья Иванович Копцов и начальник штаба подполковник  Иван Герасимович Макаров организовали обучение летчиков пилотированию истребителем   ЛаГГ-3.  Первую эскадрилью возглавил капитан Хасан Салахович Салахов, а вторую лейтенант Андрей Григорьевич Гращенко.

На земле молодой комиссар Копцов пользовался особой любовью  у летного состава. Не было в полку такого уголка, куда не заходил комиссар.  Этот человек не сидел в кабинете, он был в гуще событий, отлично знал людей, их запросы и нужды. В обращении был прост и доступен.

У железнодорожной станции Плавск  Тульской области летчики сформированного полка приняли боевое крещение вначале июня 1942 года. Часто меняя аэродромы, наши истребители сопровождают штурмовики и бомбардировщики на выполнение боевых заданий, наносят удары по фашистам, ведут патрулирование и разведку.


Из показаний пленных немецких летчиков стало известно, что под Брянск прибыло крупное соединение «хенкелей». В самое ближайшее время оно должно было принять участие в массированных налетах на Воронеж, Елец и другие города. Советское командование решило немедленно уничтожить новую авиационную группировку немцев.

 
Об одном из удачных налетов на Брянский аэродром писала газета «Красная Звезда» 27 июня 1942 года:
«Наша разведка установила, что на одном аэродроме сосредоточилась большая труппа немецких бомбардировщиков. К аэродрому противника немедленно вылетели истребители под командованием тт. Мазуркевича и Салова и штурмовики под командованием тт. Сашихина и Чечикова. Несмотря на сильный зенитный огонь, наши штурмовики и истребители сожгли 22 и повредили не менее 20 немецких самолетов. Старшие лейтенанты Решетников, Сапогов и Попов сбили три бомбардировщика противника, пытавшихся подняться в воздух. Наши летчики потерь не имели».


 Утром 28 июня 1942 года гитлеровцы прорвали нашу оборону на участке 40-й и 21-й армий в общем направлении на Воронеж. Крупные соединения танков, артиллерии и самолетов обрушились на советские позиции. Полк Копцова перебрасывают на Воронежский фронт. Ожесточенные воздушные схватки шли беспрерывно. Каждому истребителю приходилось вылетать четыре-пять раз в день. Летчики прикрывают наши штурмовики и бомбардировщики, наносящие удары по танковым колонам, стремящимся к Воронежу.

Их самолеты поддерживают наземные войска, постоянно атакуемые превосходящими силами фашистов.
За неделю воздушных сражений летчики полка сбили одиннадцать самолетов противника.  Наши потери  три пилота и пять машин. Батальонному комиссару Копцову необходимо было добиться, чтобы  каждый летчик-истребитель, техник и все воины полка, несмотря на большие трудности и сложность создавшейся  обстановки сохранили уверенность в нашей победе, высокий моральный дух и глубокую преданность  народу.

Проводя  митинги, политбеседы, политинформации, он добивался, чтобы  живое комиссарское слово доходило до сердца и сознания людей и вело их на подвиги. Копцов был там, где было наиболее трудно, где решался успех воздушного боя. Совершив семь боевых вылетов, он вместе с летчиками уничтожил 68 самолетов врага на немецких  аэродромах.


Представляя его к ордену «Отечественная война 1 степени», командир 207-й истребительный авиационный дивизии полковник Михаил Григорьевич Мачин и  военком бригадный комиссар Иван Иванович Соколов 28 июня 1942г. писали: «В воздушных боях, которые производил т. Копцов с особым мастерством, всегда одерживал победу, заставляя фашистских стервятников, даже при их численном превосходстве, уходить, не выполнив задания.  За  качественное руководство боевой работой полка смелость, мужество и отвагу борьбе с немецко-фашистскими захватчиками он достоин правительственной награды».


Но награду комиссар получить не успел. В  журнале боевых действий 207 истребительной авиационной дивизии за 1942 год значится:
«8.07.1942г.   737 ИАП, боевая задача в течение дня 8.07.1042г. прикрывать действия наземных войск в районе Воронеж, Семилуки, Гремячье и аэроузел дивизии».


В оперативной сводке №084 штаб 207 ИАД  сообщал: «737 ИАП в течение дня прикрывал действия наземных войск в районе Воронеж, Семилуки, Гремячье и аэроузел дивизии 6-ю самолетами ЛАГГ-3 произвел 23 самолетовылета. С боевого задания не вернулись два ЛАГГ-3: комиссар полка батальонный комиссар Копцов и старший сержант Николай Дмитриевич Кононов.  В течение дня произведено 6 воздушных боев. Один из них в 9.45 в районе Воронеж, Отрожка, Подгорное, где наши истребители вели воздушный бой с тремя группами бомбардировщиков в общем количестве до 50 штук, прикрываемые МЕ-109 и МЕ-109ф до 20 штук.  В воздушном сражении с превосходящими силами врага летчикам возглавляемым комиссаром удалось сбить три самолета: два Дорнье-217 упали в районе Тресвятское, один «мессершмитт» в районе аэродрома «Воронеж». В другом донесении дивизии отмечалалось, что при первой атаке группа наших самолетов рассыпалась и бой начался в одиночку. Сдержали удар фашистов только батальонный комиссар Копцов и сержант Кононов, которые погибли из-за неумение вести бой в группе.

В книге писателя Александра Семеновича  Абрамова   «Мужество в наследство» штурман полка Герой Советского Союза  Павел Андреевич Пологов вспоминал:  «На следующее утро полк облетело еще одно печальное известие: комиссар Копцов не вернулся с боевого задания из района Коротояк.  За обедом в тот день царило тягостное молчание. Никто не переговаривался. Не слышалось обычных шуток. Полк осиротел...».  Пологов, говоря о месте гибели комиссара, ошибся, т.к. тогда еще в Коротояк летчики полка не летали.

               В лесу, недалеко от грунтовой лесной  дороги, связывающей посёлок Шуберское  с   микрорайоном Полыновка, что находится  в посёлке Сомово,  есть неучтенная, безымянная  могила летчика.  Ее координаты: 51°44;48; северной широты, 39°24;39; восточной долготы.        За одиноким в лесу холмиком ухаживают  местные жители. По их воспоминаниям она появилась в  июле 1942 года. Может в ней и захоронен защитник воронежского неба комиссар Илья Иванович Копцов?

         Полк комиссара продолжал бить врага на территории Воронежской области. Летчики в ходе Острогожско-Россошанской операции в январе 1943 года прикрывали 3-ю  танковую армию генерала П.С. Рыбалко, освобождавшую юг Черноземья. В Кантемировском районе на аэродроме у хутора Крамаровка полк получил новые самолеты перед Курской битвой.

     Навсегда остались на нашей земле и лежат в братских и безымянных могилах на территории нашей области воспитанники комиссара и командира подполковника А.С. Мазуркевича, погибшего 12 июля 1942 года над Воронежем. Это  старшие  сержанты Иван Ануфриевич Харченко и  Николай Матвеевич Ефремов, старшина  Михаил Павлович Терехов, младшие лейтенанты Петр Григорьевич Самусев и  Николай Николаевич Галеев, лейтенанты  Алексей Иванович Урядов и  Константин Феофанович Мищенко, старшие лейтенанты Николай Иванович  Лысенко и  Николай Николаевич Севрюк.

       А полк, вскоре, получил звание гвардейского. Он стал именоваться 168-й гвардейский истребительный Краснознаменный авиационный  полк.  Была  в этом заслуга и летчиков, воспитанных комиссаром Копцовым.

Со всеми фото на сайте:


Рецензии