Шахматная Шкатулка. Форма Конкурса

Многолетний опыт организации и проведения самых разнообразных детских состязаний и конкурсов привел нас к пониманию целого ряда вещей интуитивно неочевидных.
Во-первых: детский спорт вообще вызывает большие опасения за здоровье и нравственное развитие детей, тем более состязания дошкольников. Особенно это касается шахмат – как области, где состязаются нервные системы, и где именно устойчивость нервной системы нередко определяет исход напряженной борьбы.
Таким образом до определенного уровня развития – минимум до 7 лет мы полагаем недопустимыми какие-бы то ни было состязания между детьми в обычном смысле этого термина.
Проведение шахматных матчей и турниров для малышей и не эффективно и нередко ведет к глубокой потере интереса особенно у впервые проигрывающих партию.
Для детей такого возраста выработаны, апробированы и широко применяются другие виды активностей с элементами состязательной практики.
В первую очередь отмечу сеансы одновременной игры «на число ходов». Сеансер обходит доски по кругу каждый раз делая ровно один ход на каждой доске. Постепенно все участники выбывают, продержавшийся дольше всех считается победителем в сеансе. Выбывший предпоследним занимает второе место и так далее. Элемент субъективности заключается в неровности игры самого сеансёра, который может и не найти сильнейшего продолжения, и в объективных особенностях позиций, требующих иногда многоходовых реализаций.
Далее большое место в практиках занимают серии задач, когда число решенных заданий позволяет более или менее объективно оценивать уровень играющего малыша.
Но… подбор задач и сама неровность заданий как субъективные факторы – неустранимы.
С появлением компьютеров и специальных детских шахматных программ появился новый инструментарий для состязаний между малышами, исключающий непосредственный субъективный контакт и прямое противодействие.
Ребенок состязается с машиной и получаемый результат отличает весьма выгодно именно его объективность.
С учетом программного обеспечения можно позволять ребенку несколько попыток из которых учитывается наилучший достигнутый результат.
Таковы задания на число пройденных позиций в упражнениях с ладьёй и слоном. Они достаточно коротки – минута-две, эмоционально напряжены, но на допустимом для ребенка уровне, и у ребенка нет чувства необъективности или несправедливости в оценке его активности.
Кроме того мы стремимся ПООЩРИТЬ каждого участника конкурсного отбора, что – как показывает практика в других видах детской состязательной активности – позитивно сказывается на дальнейшем движении и развитии способностей малыша.
Исходя из сказанного и опыта нашего детского сада мы полагаем необходимым и достаточным ограничиться в каждой из трех возрастных категорий следующими тестами-заданиями с использованием программы «Динозаврики учат шахматам»:
1.4-5 лет игра с ладьей как базовой шахматной фигурой
2.5-6 лет игра с ладьей и игра со слоном – как двумя основными шахматными фигурами
3.6-7 лет игра со слоном и шесть уровней игры с программой на число ходов.
В качестве поощрительного конкурса – свободная игра с часами для внутренней оценки приобретенных уже знаний и навыков малыша без выхода в общий конкурсный оценочный план но с поощрением наиболее успешных.


Рецензии