В. А. Сухомлинский. Заповеди красоты

В.А. СУХОМЛИНСКИЙ
член-корреспондент Академии педагогических наук,
директор Павлышской средней школы Кировоградской области



                ЗАПОВЕДИ КРАСОТЫ


Красота – могучий источник воспитания нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства.

Мастерство воспитания и заключается в том, чтобы в красоте окружающего мира – природы, искусства, человеческих поступков - ребёнок черпал духовное благородство: подлинную человеческую доброту, сердечность, отзывчивость, готовность к созданию и утверждению прекрасного.

Мы говорим ученикам:
Красота – это радость твоей жизни. Человек стал Человеком потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звёзд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днём, трепетание марева над горизонтом, безбрежную даль степей, синие тени в сугробах мартовского снега, журавлиный косяк в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, фиолетовое облачко на сиреневом кусте, нежный стебелёк и голубой колокольчик подснежника, – увидел и изумился, и пошёл по земле, создавая новую красоту.

Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт человеческая красота.


Перед человеком открылась радость жизни потому, что он услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание первого весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.
Умей слушать и ты эту музыку, умей наслаждаться красотой.

Эту заповедь красоты мы стремимся внести во все сферы духовной жизни учеников: в умственный и физический труд, творчество, общественную деятельность, духовно-психологические и нравственно-эстетические отношения, дружбу.

Уже первая осень школьной жизни убеждает нас, что красота – мать доброты и сердечности. Всё твоё восхищение кустом шиповника, на котором горят соцветья красных ягод и оранжевых листков, маленьким клёном, стройной яблонькой, на которой осталось несколько пожелтевших листьев, кустом помидоров, опалённым первым ночным дыханием заморозка, – всё это пробуждает у ребенка ласковое, доброжелательное, заботливое отношение к живому и живущему.
Он сочувствует растениям, готовящимся к трудной поре – к зиме.

Особо значительны для воспитания чувства красоты весенние экскурсии и наблюдения. «Нельзя долго спать в эти дни, – учим мы детей, – можно проспать красоту». И дети поднимаются до восхода солнца, стремятся не пропустить тех мгновений, когда первый поток солнечных лучей озаряет цветы, покрытые капельками росы.

Это – изумительная игра красок и оттенков, и если ребёнок, затаив дыхание, любуется её неповторимой красотой, то мы уже не опасаемся чёрствости, равнодушия, бессердечности. Бесценное духовное богатство, приобретённое благодаря созерцанию красоты, мы развиваем, обогащаем в труде, направленном на создание радости для людей.

Создавай, твори красоту – учим мы детей. Пусть рядом с пшеничным колосом цветёт хризантема, рядом с кукурузным стеблем – роза, рядом с кустом картофеля – куст сирени. Украшая землю, ты создаёшь собственную красоту.

С малых лет мы воспитываем у детей чуткость к эстетической стороне окружения: везде, где мы трудимся, отдыхаем, должно быть красиво.

Предметы большой заботы ученических коллективов – красота классных комнат, школьных праздников. Ученицы вышивают скатерти, для классного стола, салфетки под графин с водой. В школьной мастерской изготовляют красивые рамки для стенгазет и репродукций картин. Старшеклассники ежегодно два раза меняют репродукции в школьной художественной галерее.

Люби родное слово. Читай и перечитывай выдающиеся произведения художественной литературы. Как слушание прекрасной мелодии открывает перед тобой красоту музыки, так повторное чтение поэтического произведения открывает тебе всё новые и новые духовные богатства, красоту жизни, величие человека.
Люби музыку – она облагораживает твои мысли и чувства.

Мы ставим целью добиться, чтобы чтение художественных произведений, особенно лирической поэзии, вошло в духовную жизнь каждого ученика, доставляло глубокое личное наслаждение.

Как у музыкально образованного и чувствующего красоту музыки человека есть свои любимые мелодии и произведения, которые он с наслаждением слушает десятки раз, так у каждого культурного человека должны быть любимые на всю жизнь поэтические, художественные произведения, многократное чтение которых каждый раз открывает ему всё новые и новые оттенки красоты, – такова наша программа практической деятельности в этой важной области воспитания.

Во время экскурсий и прогулок мы открываем перед ребёнком богатство чувства, переживаний, мыслей, которое вложил народ в каждое слово и бережно передаёт его из поколения в поколение.

Дети восхищаются красотой утренней зари – и мы раскрываем перед ними эмоциональную окраску слова заря, любуются мерцающими звёздами – и мы раскрываем перед ним красоту, аромат слова "мерцанье". В тихие летние вечера мы проводим на лоне природы беседы, посвящённые словам закат, сумерки, тишина, шёпот трав, лунное сияние. Здесь же, на лоне природы, читаем бессмертные образцы русской и мировой поэзии.

Уже в начальных классах проводятся утренники художественного чтения, в средних и старших классах – вечера. Они становятся важнейшей формой воспитания любви к слову.

С первых дней пребывания в школе воспитываем у детей любовь к музыке. Большое значение придаём слушанию музыки природы: пения птиц, жужжания пчел, шума дубравы, трепета листьев, завывания ветра, ночных шорохов. Далеко не каждому суждено стать музыкантом, но каждый должен получить наслаждение от богатств, созданных человечеством. На музыкальных вечерах и утренниках ученики слушают записанные на плёнку народные мелодии и произведения выдающихся композиторов.

Таковы некоторые аспекты нашей практической работы по эстетическому воспитанию, приобщению ребёнка к миру прекрасного.


                Учительская газета. 1963 г., 26 ноября.


Рецензии