Вместе заново

Всем известна фраза «Второй раз мы проживаем жизнь вместе со своими детьми».
И правда! Малыш немного подрастет, и нам так здорово будет вместе смотреть на падающие с деревьев листочки, бегать по двору и дурачиться, открывать для себя, будто впервые, как это увлекательно — лепить из пластилина и собирать желуди. Мы знаем все это, но накрепко забыли, что такие детские занятия способны подарить чувства наполненности и богатства жизни.
Но это годика через два-три. А что же сейчас, пока он еще лежит спеленутый и только поворачивает головку с сторону света? Или только-только начинает обнаруживать свои ручки и еще даже не держит погремушку?
 Проживать с ним вместе всю глубину жизни можно и теперь! И для этого надо немного «притормозить» свои бегущие мысли и дела, отчетливо услышать тишину и на время стать... таким же маленьким, крохотным созданием.
Наш малыш лежит на спинке и то подтягивает ножки и ручки к животику, то раскрывает их. Такой на первый взгляд неприметный, этот этап очень важен для всего дальнейшего психического развития человечка! Он многое расскажет и вам, если вы ляжете на пол, раскинув руки и ноги как звезда, ощутите свой живот, медленно сгруппируетесь, а затем также плавно расправите тело. Повторите несколько раз, пока вам интересно наблюдать за своими ощущениями. О чем это для вас? О безопасности, о напряжении, о чем-то еще? Вы теперь можете глубже понять переживания вашего младенца? Если хотите, запишите или зарисуйте возникшие у вас ощущения.
Наше солнышко сделало открытие! У него есть ручки! И он подолгу смотрит на кулачок вытянутой ручонки. «Ах ты мой глупыш!» - а я лягу с ним рядом, тоже вытяну руку и стану долго рассматривать свою ладонь, сжимать и разжимать пальцы, пробовать, какие возможности здесь живут. Я пользуюсь ими каждый день от зари и до зари, но слушать их, ощущать мне не приходило в голову, пока мой ребенок не научил меня этому.
Маленький, лежа на животике, отталкивается ножками от моей ладони и короткими рывками ползет вперед. Это рефлекторное ползанье, но именно вот такие пульсирующие движения сейчас включают, активизируют его нервную систему. Представьте и себя маленькой гусеничкой! Запустите в себе импульс от пяток до макушки, поддайтесь ему, сделайте это лежа или стоя и, может быть, вы вскроете в своем теле новые ресурсы и силы, о которых даже не подозревали!
Малыш ощупывает свои первые игрушки. Я комментирую: «Вот она какая шершавая, деревянная». Я-то знаю, что она деревянная и шершавая, но это знание давно стало каким-то информационным. И я тоже беру в ладонь игрушку, закрываю глаза, будто в детской игре «Узнай, что это» и начинаю ее не спеша ощупывать. Медленно — у нас много времени на знакомство с этим миром. Обостряется чувствительность пальцев, когда я ощупываю каждую шероховатость, ладонь становится мягче и начинает ощущать тепло; я рассказываю ребенку об игрушке, но теперь не приходится играть интонациями, чтобы привлечь его внимание — в голосе сами собой появляются удивление и радость от этих маленьких, но таких больших открытий!
И так во всем... Трогайте, ощупывайте, ползайте, наблюдайте внимательно, как это делает ваш ребенок и старайтесь повторить за ним во всей кажущейся неуклюжести и простоте, а не так, как вас научил ваш опыт. И чем меньше ребенок, чем ближе он еще к черте своего рождения, тем тише и глубже его внутреннее знание чего-то совершенного и истинного, что потом всю жизнь может искать ищущий человек. А ведь все просто! Нам же говорили: «будьте как дети»! 

2015 г.

Людмила Кулешова ©


Рецензии