Н. И. Надеждин. Стихотворения

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ НАДЕЖДИН (1804 - 1856)

СТИХОТВОРЕНИЯ

(Предлагаемые читателям стихотворения Н.И. Надеждина опубликовал журнал "Вестник Европы" в 1828 и 1829 годах)


ПЕСНЬ КРАСОТЕ

Кто ты, мать радостей, пучина наслаждений,
Неистощимая благ вечных полнота,
Душа бессмертных душ, живущих жизнь творений?..
Кто ты, о дщерь Небес – святая Крастота?..

Твой благодатный дух повсюду сладко веет;
Твое сияние всю цепь миров златит;
Твой огнь всеродное Природы лоно греет:
Но – лик твой пеленой таинственной закрыт!

Где ты?.. Откуда ты? В каких мирах безвестных
Ты сокрываешься?.. Какой премирный рай –
Твое отечество?.. В каких странах надзвездных
Твой храм таинственный, желаний наших край?

Там!.. Там, где вечный день не вечереет вечно,
Где присно юна жизнь, присно млада весна,
Откуда свет и мир струей к нам льются млечной,
На небесах небес, на лоне Божества –

Там обитаешь ты!.. И тщетно взор пытливый
Дерзает расторгать твой присносущный мрак!
Забрала вечные твои непроходимы:
Мысль преломляется о недоступный праг!

Там обитаешь ты!.. Но здесь – твое зерцало!..
Ты – дщерь Отца веков: Природа – дщерь твоя!
Здесь снемлешь ты с себя святое покрывало
И проражаешься во всех чертах ея!

Сей храм таинственный чудес непостижимых –
Сей неисчетный сонм ликующих существ,
Единым матерним млеком любви поимых –
Всеоживляющий твой озлащает перст!

Твоя длань дивная связует мириады
По тверди голубой рассеянных огней:
Из лона твоего златые их лампады
Пиют божественный, негиблющий елей!

Тобою округлен сапфирный свод над нами:
Твоя воздушную исткала сень рука:
Тобой узорятся роскошными цветами
И воздымаются холмами облака!

Из недр твоих роса сребристая струится;
Твое дыхание к нам веет в ветерке;
На трели голос твой у соловья дробится;
Ты распускаешься в прозябнувшем цветке!

Тобой разостланы шелковые долины;
Тобой раскинуты тенистые леса;
Тобой ископаны седых морей пучины
И сизых гор хребты взрывают небеса!

Твой глас ревет в громах и шепчет в сенях мирных;
Твой свет цветит поля и молнии родит;
Твой дух лелеет нас лобзаньем крил зефирных
И свистом грозных бурь колеблет и разит!

Так!.. Здесь являешься ты всюду нашим взорам;
Отпечатлелися везде твои персты:
И дух наш, скованный туманным кругозором,
Умеет находить и в нем твои черты!..

Но… твой дражайший сын, твой первенец любимой,
Заветный плод любви святыя твоея,
Наследник полноты твоей неистощимой,
Отобраз истый твой, твоя зеница – Я!

Меня избрала ты чудес твоих главою:
Во мне вступила ты в свой выспренный зенит;
Мной увенчала мир, взлелеянный тобою,
И создала во мне святилище Харит!

Я – персть ничтожная!.. Но ты одушевила
Скудель бездушную дыханием своим:
Ты мощной творческой десницею водила,
Когда из брения состав Он мой слепил!

Ты собрала во мне все красоты вселенной
И дивно соплела все корни естества:
Ты на челе моем рукой твоей священной
Отобраз вечного вписала Божества!

Из горних недр твоих мой дух бессмертный черплет
Непреходящую, превыспреннюю жизнь:
От полнтоты твоей Божественной приемлет
Небесный сердце жар, святую зоркость мысль!..

Не ты ль прелестными цветами усыпаешь
Наш путь в храм истины, сокрытыя от нас?
Иссохшее зерно познаний увлажаешь
И из него живый произращаешь клас?..

Не ты ли семена величия в нас сеешь
И учишь тления оковы расторгать?
Не ты ль надеждой к нам из стран небесных веешь
И нудишь ранее ночлег наш оставлять?..

Не ты ль в нас бурные крамолы укрощаешь
И сладкой тишины святый крепишь союз?
Не ты ль в златый Эдем жизнь нашу превращаешь
Чрез дружбу, чрез любовь и чрез цевницу Муз?..

Блажен, кто делится душою с верным другом!
Кому назначено всеправящим перстом
Сугубой жизнью жить, дышать сугубым духом
И чашу бытия пить радостно вдвоем!..

Сие блаженное блаженных душ слиянье,
Сия небесная гармония сердец,
Сие бессмертное бессмертных сочетанье –
В тебе сретает свой источник и конец!

Но – кто познал любви божественную сладость,
Кто в сердце милыя небесный рай обрел,
Кому доведома одна святая радость –
Жить ею, ей дышать, в ней видеть жизни цель?..

О!.. ты паришь над тем, как благодатный гений;
Виешь в златую цепь блудящия мечты;
И в сладкие часы небесных упоений
Возъемлешь дух его в свой храм присно-святый!

Твой лик лобзает он в чертах боготворимых;
На персях девственных твое дыханье пьет:
Твой пышет огнь с ланит, любовию палимых,
И в сердце райское ему блаженство льет!..

А те, которые, тобою освящены,
Тебе и Музам в дар свой гений принесли!
В которых огнь горит Поэзии священный
И кои с лирою цвели и возросли!..

Не твой ли веет в них дух жизни, дух эфирный
И жизнь небесную в творенья их лиет?
Не твой ли сладкий глас, во звук облекшись лирный,
В обитель горнюю их песнями зовет?..

О мать святых утех, мать горних наслаждений!
Какою силою ты полнишь дух певца,
Когда он в сладкие минуты вдохновений
Дерзает восхищать мощь дивную Творца!

Когда, одушевя перстом волшебным струны,
И сладкой песнею умеешь нежить слух
И мощной дланию, как новый Зевс, перуны
Метать и колебать тебе отзывный дух!

Когда божественной рукой твоей водимый,
Любовь и дружество средь лика Муз поет:
И – вождь сердец, вождь душ всегда непобедимый –
К отчизне краткою стезею нас ведет!..

Но – иссякает глас; язык молчит, немеет!..
Кто может все твои дела изобразить?
Кто дланью скудною объять тебя посмеет
И невместимое дерзнет в себе вместить?

Нет! Нет!.. И благо нам!.. Пусть мы изнемогаем
И полноту твою бессильны здесь объять!..
Тем с большей радостью мы там тебя познаем,
Где неизвестности разломится печать!..

Там!.. там, где корень наш, источник и начало,
Откуда мы изшли и все куда идем:
Там мрачное твое возьмется покрывало
И мы почтим тебя в святилище твоем!

О! Будь же ты и здесь всегда дотоле с нами!
Будь светозарною звездою наших дней!
Располагай душой, повелевай сердцами
И путь наш управляй десницею своей!

Да – некогда твоих достигнувши селений
И в лоне вечности жизнь вечную пия,
Речем от полноты сердечных наслаждений:
Нам матерь Красота, а мы сыны ея!

Н. Надеждин


ПРОМЫСЛ ЧЕЛОВЕКУ
(Из Ламартина)

Как!.. Сын ничтожества! И жизнь тебе не в радость?
Несчастный! Тяготит тебя любовь моя?
Тебе горька моих лобзаний Нежных сладость?
Ты ропщешь на меня?..

Немысленный! Ты был еще ничто: и мною
Тебе блаженства путь уже начертан был!
Ты в лоне спел моем, а дух мой – над тобою!
Ты был уже мне мил!

Так..! Счастие твое я искони готовил:
Ты жил во мне: и – я трудился для тебя!
Настал твой день!.. Я рек: «Родись! Я все устроил!
Будь счастлив, чти меня!»

Ты родился! И что ж?.. Рука моя благая
 Не предала тебя в игралище судьбе –
Персть хладную твою незримо согревая,
Мой огнь горит в тебе.

Из недр моих млеко эфирное струится:
И ты - воспитан им! – состав твой я соткал:
Мой перст помог твоей зенице округлиться
И в ней весь мир вписал! –

Твой дух слепотствовал в темнице мрачной персти:
Я рек тебе: прозри! – И ум отверзся твой;
Проснулась мысль в тебе, звучат уста отверсты:
Ты – носишь образ мой.

И сколь блестящими чертами
Изображаюсь я в тебе! –
Ты зришь мой перст между звездами:
Находишь след мой на земле!..
Мир для тебя – мое зерцало!..
Я – жизни вечное начало!
Краса Природы – отблеск мой;
Пространство - в узах бесконечность;
Жизнь дольняя – в оковах вечность;
Судьба – цепь, сотканная мной!..

И – ты умел в сем свитке дивном
Любовь и мощь мою читать!
Умел в восторге непрерывном
Край риз моих везде лобзать!
Но – мрак смежил твои зеницы!
Затмился блеск златой денницы,
Водивший некогда тебя!..

Ты паки слеп!.. Опять – блуждаешь!..
И – буйный раб! – еще дерзаешь
Хулить и укорять меня:
«Нет! Нет! Ты узел нерешимый,
Слепою связанный судьбой!
Сей дольний мир, твой образ мнимый –
Обитель зол!.. Нет! Он не твой!»
Смирись! Умолкни, безрассудный!..
Тебе ль, твоей ли пяди скудной
Мою безмерность измерять?..
Познай! Нас бездна разделяет!..
Твои расчеты – день рождает;
Моих советов – вечность мать!..

Слепец! Поднять ли пред тобою
Судеб таинственный покров?..
И ты увидишь над собою
Повсюду бдящую любовь! –
Из мраков утро возникает,
Из ила роза расцветает,
Из туч струится жизнь полям:
Все свет, все благо в недрах мира:
Зло – огнь небесного горнила,
Златящий мира дольний храм.

Но сердце буйное еще мятется, ропщет;
И тускло для твоих бунтующих очей:
И дух твой, узник тьмы, враждебный свету, хощет
Затмить блеск истины лучей
Рукою дерзкою своей!..

Остановить!.. Среди глубокой, мрачной ночи
Довольно для тебя и брезжущей звезды!
Иди и не ропщи!.. Она – надежный кормчий!..
Стыдись!.. Безмолвная раба –
Природа мне верней тебя!

Земляне ведает руки ее носящей:
И бурный океан, смиряясь предо мной,
Умеет ли следить за дланью вседержащей,
В честь спутницы земли младой,
Из бездны ропщущей, стенящей,
Валы кипящие гонящей
И паки их кротящей вой?..

Сей светоч пламенный, златое око мира,
Возженное моим дыханьем над тобой,
Предвидит ли стезю, среди пучин эфира,
Ему начертанную мной?..
И, облекаясь мглой ночной,
Ручается ли пред тобой
Начать бег снова утром свой?..

Но взор мой бдит над всем: и держится все мною!
Я пробуждаю вновь изнеможенный мир:
И снова светлый день юнеет над тобою…
На глас мой, бодрою стопою,
Омытый утренней росою,
Блестящий новою красою,
Исходит паки вождь светил!..

И ты, мой сын, мой образ светлый,
Дыхание любви моей,
Венец творения бессмертный,
Зеница, свет моих очей!
Тебя ль рука моя забудет!
Нет! Вечно вечный дух мой будет
Носиться над твоей главой!
Им возжены миров лампады,
Он бурных волн дробит громады
И возметает прах земной!

Иди ж, иди вослед надежды,
Доколе день сияет твой!
Мои присно-отверсты вежды –
И не воздремлют над тобой!..
Вся тварь благоговейно лобжет
Мой дивный перст: твой дух не хощет
Один почтить судьбы мои!..
Но гнев мой, благостью водимый,
Растопит хлад твой, сын строптивый,
В пучине пламенной любви!..

Н. Надеждин


К РЕСПУБЛИКЕ
(Из Горация книг. I. Од. 14)
- -|- U U -|- U U|- U U
- -|- U U -|- U U|- U U
        -  -  -|- U U|- U
               |- U U|- U U

О несчастный корабль! Снова влечешься ты
В бурное море!.. Ах! Что ты!.. Куда твой бег?..
О, спеши, спеши в пристань! –
Иль не видишь ты?.. Где твои
Весла?.. Мачту твою буйный воюет вихрь;
Райны стонут, трещат; снасти оборваны…
И тебе устоять ли
Против бурных, кипящих волн?..
Нет ветрил у тебя… и покровители
Боги волнам твоим внять отрекаются!..
Тщетно, тщетно надменный
Дубрав мрачных Понтийских сын
Ты гордишься теперь древнею славою!..
Нет! Кормы пестротой не обольстить тебе
Робких плавателей! – бойся
Быть игралищем ярых волн!
Ах! Давно ль по тебе дух сокрушался мой?..
И опять с тоской должно дружиться мне!
О! Беги пучин грозных,
Воющих вкруг Цикладских скал!

Н.Н.


НАГРАДА ПОЭТА

«Возьмите, возьмите, Камены! назад
     Ваш дар благодатный!
Персты утомились по струнам летать:
     Их звуки невнятны.
Не слышится голос безвестный певца
     На торжищах мира;
И хладные камней бездушных сердца
     Не трогает лира.
Не вымолят струны златые у них
     Улыбки приветной;
И медленно гибнет гул ропотный их
     В глуши безответной.
Так сонное эхо на трель соловья,
     В лесах пробудившись,
Теряется, шумным мятежного дня
    Жерлом поглотившись».

- Несмысленный смертный! Умолкни! Тебе ль
     Роптать и крушиться?..
Еще ли доселе твой дух не успел
     С землей раздружиться?..
Обрекшись на службу великих богинь –
     Не чужд ли ты миру?
Не временный ль гость лишь средь дольних пустынь?..
     Возьми ж свою лиру!..
Пусть ветры разносят невнемлемый звук
     По стогнам мятежным! –
Не ведает зяблик, манит ли он слух
     Чиликаньем нежным.
Пробудится ль… нет ли – под звон твой, на час,
     Сегодня – беспечность?..
Что нужды!.. Твой вещий, пророческий глас
     Подслушает вечность!

Н.Н.


ИЖИЦА К АЗУ

Державный первенец письмен,
Вождь алфавитов неизменный,
Старейший брат среди племен
Великой азбучной вселенной;
Глава согласных и гласных,
О Аз!.. Одна из сестр твоих,
Гонимая повсюду злобно,
К тебе подъемлет взоры скорбно
И от неистовства врагов
Под твой спешит укрыться кров.
Не откажи в своей деснице
Последней спице в колеснице!..

Я – Ижица!.. Из давних лет,
Твоей сопутницей бессменной,
Твоей подругой задушевной,
Исколесившая весь свет!..
Не буду с гордостию низкой,
Чтоб пыль другим в глаза пустить,
Обманом честь свою срамить,
Породой хвастаться Санскритской!
Мне незачем в туманы лезть,
Из рам всеобщих выбиваться,
За тридевять земель бросаться,
Чтоб уваженье приобресть.
Мой корень, хоть не чуть не ниже,
Зато простой, известный, ближе!

Эллады древние края –
Родная колыбель моя!
Когда сын славный Агенора
Без цели, плана и конца,
Следя влюбленного тельца
И не настигши, вздумал с горя
На злачных берегах ея
Скончать бег поисков напрасных:
То с ним явилась там и я !..
Еще и гласных и согласных
Семья невелика была:
А я… уже меж них цвела! –
Ты помнишь сам! … еще не Иты,
Ни круглобрюхой, толстой Фиты,
Ни угловатой змейки Кси,
Ни троезубой вилки Пси,
Ни даже тучныя Омеги
Не видно было и следов
В кругу старинной Абевеги
Эллады древния сынов:
А я… как полная Еката –
Не среро-злата, но рогата –
Блестя негиблющей красой,
Венчала Алфавит собой!...
И если нужны документы
Законной важности моей;
То пергаминные патенты,
Далеко древностью своей
Превосходящие все титла,
На коих суетность привыкла
Права великих назидать –
И даже Габсбургского Дома –
Готовы знатность Ипсилона
И благородство поддержать!

От Греков к Римлянам с тобою
Рука я в руку перешла:
Так дружески с твоей судьбою
Меня Судьба переплела!
То правда, сделалась длиннее
Одной ногою я у них:
Но что ж!.. Я все годилась в стих,
И в прозе стала не хромее! –
Я на хвосте у их орла
Весь свет с тобою обтекла!
От льдов Морвены седовласой
Неискаженно сохранила
Мое значение и лик.
И с той поры окоренилась
Среди письмен Славянских я,
Как кровная сестра твоя.
Напрасно Буквица  бесилась,
Хотевши древний Алфавит
Сменить нелепой чепухою
И букв семью укоротить,
Пожертвовать нещадно мною!..
Не удалась победа ей!
Ея каракульки истлели
Добычей пыли и червей:
А мы!.. Дай Бог здоровья!.. Целы!..
Живем доселе – всей семьей –
Среди Славянских букварей!..
По манию руки Петровой
Объялись мы тревогой новой!..
Потрясся древний наш покой!
И – революция настала!..
Стеснился круг обширный твой:
Но я… с тобою устояла!..
И с верною моей Фитой,
Назло векам неумолимым;
С спокойствием неодолимым,
Вершу мир азбучный собой!..
Но, о беда!.. Трикраты горе!
Четырехкратно ах! Увы! –
И в тихой, тихой, скромной доле
Я не сносила головы!
Враги нашли меня – наперли,
Наддали… стиснули, шумят…
Анафемствуют, кричат
И в азбуке мой лик затерли…
За что?.. Сама не знаю я!
Догадкам воли дать не смею.
Чертить не тяжело меня:
Я вид не варварский имею!..
Для типографщиков скупых
Убытков вовсе никаких
Не причинит моя персона!
Не нужно им слов новых лить,
Чтобы меня изобразить! –
Я им не сделаю урона:
И не за что им губы дуть!..
Секрет простой – меня представить:
Лишь стоит люди обернуть,
И вниз головкою поставить!..
В если и людей самих
Рок   часто ставит вверх ногами:
То почему ж и над людями
Не делать опытов таких?..
И так нет нужды, нет предлога
Из алфавитного чертога
Меня так злобно изгонять!..
Быть может, правда, не под стать
Я новым нынешним писакам!..
Быть может – этим пустозвякам,
Во мгле всеведчества святой
Взрывающим все корни знаний,
И низко заниматься мной!..
Как веткой малой и простой;
Быть может, что в пылу мечтаний
Высокой жизни неземной
Им недосужно и постыдно
Знакомство с Греками сводить,
Справляться с Памвою Берындой,
Чтоб знать, где должно поместить
Твою покорную рабыню!..
Но те, конечно, времена:
Сошла учености цена,
Ее не чтут уж за святыню:
И удалые мудрецы
Готовы, ежели случится,
Гомеру в бороду вцепиться
И взять Софокла за усы!
Где ж мне стоять против злодеев?
Но разве в том моя вина:
Учиться надо без меня!
Ведь грамота – для грамотеев!..
О Аз! Мой верный брат и друг!
Вступись за честь сестры родимой,
Склони на горький вопль мой слух
И будь защитником гонимой!..
Н.Н., уполномоченный от Ижицы



ВОСПОМИНАНИЕ

Куда вы умчались, куда улетели,
Минувшие дни?..
Почто невозвратно мечты охладели,
Восторги прошли?..

О юность!..О время святых наслаждений,
О девственный Май!
Пора восхищений, пора вдохновений!
Невинности рай!..

Когда мое утро сияло тобою –
Блаженствовал я!
Как юная роза, душа красотою
Алела моя:

И теплился мирно священный огнь Весты
В горящей груди,
Как в девственных персях младыя невесты,
Расцветшей к любви!..

Ни смутные думы, ни мрачные бури
Мятежных страстей
Осеннею мглою не тмили лазури
Весны моих дней!

Текла она мирно в мечтах непрерывных,
В надеждах златых,
В предчувствиях сладких, в видениях дивных,
В восторгах святых!

Под радужной тканью волшебных мечтаний
Тогда предо мной
Природа, как дева средь брачных лобзаний,
Блистала красой!

Казалося, некий таинственный гений,
Пришлец неземный,
Вскрывал предо мною, в часы вдохновений,
Ее пелены!

Я видел в ней отсвет незримыя жизни:
И тайную нить
Повсюду к пределам небесной отчизны
Умел находить!

Горело ли солнце, как яркое пламя,
Полдневной красой –
Оно мне казалось небесного храма
Лампадой златой!

Сверкали ли звезды на сводах небесных –
То были огни
Из области горней пределов безвестных,
С родной стороны!

Спирались ли тучи на горней лазури –
Я чувствовать мнил
И в грохоте грома и в рокоте бури
Глас Господа сил!

Лобзаньем ли кротким дол спящий колышал
Вечерний зефир –
Я в нем любви вечной дыхание слышал,
Лелеющий мир!

Сквозь юного сердца волшебныя призмы
Прозрачный кристалл,
Я зрел, как повсюду небесныя жизни
Струился фиал!

Мне виделись всюду бессмертные духи,
Росящие мир;
Мне чудились всюду знакомые звуки
Их сладостных лир!

И роза – дщерь Мая, и кедр – сын столетий,
Казалися мне
На Творческом лоне, как нежные дети
В единой семье!

И бурный шум моря, и сладостный ропот
Струй тихих ручья,
И сеней дубравных таинственный шепот,
И трель соловья:

В одну трисвятую, мне мнилось, сливались
Песнь горних торжеств,
И будто в единый лик брачный сплетались
Все сонмы существ!..

О тайная прелесть волшебных видений!..
Не всюду ль Эдем,
Исполненный чистых, я зрел, наслаждений
И радости в нем!..

И юное сердце как сладостно билось,
Земный когда прах
Стряхнувши, как орлий птенец, возносилось
За тления праг!..

Как некогда древний, таинственный Мемнон
В честь первым лучам
Воскресшего солнца, живимый их светом,
Чудесно звучал:

И струны все жизни во мне трепетали –
Как будто бы к ним
Незримо касался златыми перстами
Святой Серафим!..

А ныне?.. О! Где ты, священное эхо
Родимых полей!..
Проснися! Откликнись!.. И прежней утехой
Мне сердце лелей!..

Но – нет!.. Перелетна изменница младость!..
Промчалась стрелой
И вкупе мечтаний пленительных сладость
Умчала с собой!..

Свидетели прежних моих наслаждений,
Златые поля,
Ручей быстротечный, дубравные сени,
Крутая скала!

Вы те же!.. Вы также приветливы, мирны,
Полны красоты!..
Но – ах!.. В моем сердце угас огнь эфирный,
Угасли мечты!

Расторгнулась прежних волшебных видений
Цветущая ткань!
Для сладких предчувствий, для горних парений
Железная грань!

И кто мне блаженства погибшее время
Опять возвратит?
Кто снова восторгов иссохшее семя
В душе воскресит?..
                Н. Надеждин



ЗАХОДЯЩЕМУ СОЛНЦУ
Рапсодия

(Из Козегартена)

Солнце, ко сну!
Солнце, ко сну!
Сладкий сон тебе, солнце!
Безмятежен, тих твой к покою путь:
Умилительно прощальное безмолвие:
Светит грусть из дружних очей твоих:
Слезы точатся с золотых ресниц:
И земля кипит твоим благословением!
Ты все ниже,
Ты все ниже,
Величавей и торжественней
Тонешь в эфире!..

Солнце, ко сну!
Солнце, ко сну!
Сладкий сон тебе, солнце!

Шлют песни народы,
Лепечут зефиры,
Поля благодарный курят фимиам:
Кудрей твоих злато струят ветерки:
Льют волны прохладу горящим ланитам:
И стелется пышно одр влажный тебе!
Мирно покойся!
Спать тебе сладко!
Сон напевает тебе соловей!..

Солнце, ко сну!
Солнце, ко сну!
Сладкий сон тебе, солнце!

Прелестен твой отдых по зное дневном,
В объятиях мирных покоя:
То – мзда совершенных тобою трудов!..
Ты исполнило свой дневной урок
И – исполнило со всей славою:
Миры осветило, миры обогрело,
Влагой земли лоно оплодотворило,
Взрумянило почки, чреватые жизнью,
Цветку раскопало скорлупку младую,
Зеленую жатву наполнило соком,
Миры напитало, миры оживило,
Любовь везде сея, любовь и пожало,
Благословив всех, благословения
Всех за собою уносишь!

Кротко покойся!
Твой долог был путь!
Встань, оюневши
В объятиях сна!
Радостно встань, пробудися, герой молодой!
Встань, пробудися на новые подвиги!..
Тебя ожидает мир, жаждущий жизни:
Тебя ожидают поля и луга:
Тебя ожидают и птицы и звери:
Тебя ожидает путник во мраке:
Тебя ожидает кормчий средь бури:
Тебя ожидает недужный на ложе:
Тебя ожидает из радостей радость –
Радость любить и любимым быть!
И высшее всех блаженство поднебесных –
Святое блаженство: благотворить!..

Сон тебе сладкий!
Мирно покойся!
И пробудися в восторгах, солнце благое!
                Н. Н.


ОБЕТ*

Не стану лире своевольной
Высокой мысли поверять –
Порыв души, порыв невольный
Бездушным пеньем унижать;
Не стану боле слушать чувства,
Не зная слов игры живой,
И дар небесного искусства
Бесславить речию пустой:
Я не созрел еще для пенья,
Но тем утешусь я в тиши,
Что знаю силу вдохновенья
И жар восторженной души.
Отныне остаюсь безмолвным,
Безумной не пленюсь мечтой:
Я звуком диким и нестройным
Любви не оскорблю святой.
                N.
(*) Вероятно, не первый и не последний! Изд.


ЖАЛОБА

 Ах! Когда ты, море бурное,
Перестанешь бушевать?
Ах! Когда ты, сердце юное
Утомишься тосковать?

Неужели мне назначено –
Не расцветши отцвести!
И навеки мной утрачено
Право – счастье обрести!

Ах! Зачем же Провидение
Огнь в груди моей зажгло,
И кипящее стремление
В душу мирную влило?..

Рано дни промчались Майские
Юности моей златой;
И цветы увяли райские
И – мой рушился покой!..

Одиноким брожу путником
По пустынной я степи,
И никто не хочет спутником
Быть мне в горестном пути!..

Тщетно, тщетно легкокрылая
Мне надежда льстит мечтой!..
Ах! Душа моя унылая
Дружно свыклася с тоской!..

Разучился я надеяться,
Разлюбил свои мечты:
Жребий мой – повсюду реяться
И отрады не найти!..

Предо мной – море безбрежное
И кипят валы на нем;
Во мне – сердце безнадежное
И клубятся вихри в нем.

И вовеки море бурное
Не престанет бушевать;
И вовеки сердце юное
Не устанет тосковать!..

1826.                Н. Н.



В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Еще одну ступень ты перешла
На лестнице земныя жизни!
Еще на шаг ты ближе подошла
Ко прагу горния отчизны!

И что ж?.. Счастлив ли был твой путь всегда?
Везде ли розы ты сретала?..
Или – и терн колючий иногда
Стопой усталой попирала?..

И свет и тьма, и радость и печаль –
Пременной здесь идут чредою!
И – верно – ты судьбе платила дань,
Как все: улыбкой и слезою! –

Таков наш рок! – Нам здесь не суждено
Блаженство пить из полной чаши! –
И к счастию!.. Иначе бы давно
Пресытились желанья наши!..

Ключ горный бьет, сверкает и кипит,
Теснимый спертыми скалами:
Дух рвется выспрь, крылатеет, парит,
Гнетомый скорбными цепями!

И – горе б нам! – Когда б для нас вполне
Летучее довлело: ныне!
И радости сретали бы одне
Нас в сей заглохнувшей пустыне.

Не кончился б тогда наш вечно путь:
Мы здесь тогда бы закоснели…
И – на цветах легко б могли заснуть,
От горния далеко цели!..

Но – близ Творец!.. Он нашу жизнь соткал
Из наслаждений и печалей!..
Велел страдать, терпеть: и – указал
Искать блаженства далей… далей!..

Есть нечто там – в таинственной дали,
Туманною покрытой мглою!..
Куда – наш путь!.. И – там сыны земли
Должны искать себе покою!

Тесна стезя, и тьма над ней всегда:
Зияют вкруг скалы и бездны!..
Но – зажжена горе про нас звезда
Путеводительной надежды! –

И скоро ли день озлатит восток?
Далеко ль, близко ль свет?..  Кто знает?..
Но – каждый день, но  - каждый час… все рок
Нас дальше, дальше увлекает! –

И ты – теперь свершила целый круг!..
Лицо земли перед тобою
Четырежды менялось… Но – твой дух
Стал ближе ли теперь к покою?..

Ах! Ежели доселе ты вотще
Труды и силы истощала -   
Терпение!.. Конечно – ты еще
Не все стези перепытала!..

Вперед! Вперед!.. Год новый – новый путь!..
Ищи… стремися!.. И – постигнешь!..
Устала ты?.. Что нужды!.. Отдохнуть
Успеешь, ежели… достигнешь!..

И… если бы жестокая судьба
Опять шаги твои запяла;
Ты б мыслию утешилась тогда:
«Я не нашла! Но я… искала!» -

Но нет!.. Жив Бог!.. Он нам в сердца влиял
Святую жажду совершенства!..
И рано ль… поздно ли… но – должно нам
Достигнуть, наконец, блаженства!..

Промчался год!.. И ты все… не нашла!..
Но – то прошло, что было прежде!..
Он мчится вновь!.. Будь более смела!..
Быстрей, быстрей – вослед надежде!..

Июля 11, 1827.
Голубино.                Н. Н.



ЭЛЕГИЯ
(С французского)

О как ты нас неспешно навещаешь,
Небесный гость, блаженство наших дней!
О как от нас ты быстро улетаешь
С приветливой улыбкою своей!..
Я пережил мою уныло младость:
И – миг один для радости лишь жил!..
Но… дорого пришлась и мига сладость:
Я за нее – всей жизнью заплатил!..
Ах! Есть беды!.. И есть для бед отрада,
Могущая целительница ран,
Надежда, душ томящихся услада!..
И мил ее чарующий обман! –
Но – для меня погибло обольщенье!
Для всех надежд – душа охлаждена!
Ее удел – губящее томленье!
И – бедная – тоской пресыщена!..
Вотще, вотще летучих наслаждений
Ловлю в былом пленительные сны!
Не возвратить погибнувших мгновений!
Не воскресить увядшия весны!..
Златый полет чарующих мечтаний
Постылый вид присущего следит!..
Нет! Нет! Прошла пора очарований!..
Слезами мне горючими изныть!..
Погибло все!.. Восторги, упоенье,
Неистовство, волнующее кровь,
Блаженный сон, святое заблужденье…
Погибло все!.. Осталася – любовь!..

1827.                Н. Н.
    


Рецензии