Непревзойдённый Егоров

Сила восприятия творчества, и мощнный гений художника проверяется годами, а иногда  столетиями. К сожалению, достойная оценка таланта художника приходит спустя много лет после физической смерти, не давая насладиться автору его непревзойдённым мастерством. К счастью, Юрий Николаевич Егоров был признан коллегами классиком ещё при жизни. Замечательный художник, поэт Николай Степанов, посмотрев персональную выставку Юрия Николаевича в «Морской галерее» в декабре 1998 года, от переполнявших его чувств взялся за перо. Он написал статью в газете «Слово» - «Планета по имени Егоров». Да, на мой взгляд, это была вершина творчества 72 летнего художника. Признание пришло, что Егоров непревзойдённый мастер кисти. О нём писали многие; критик Марина Жаркова, талантливый искусствовед Ольга Савицкая, автор этой публикации ваш покорный слуга и другие.  Незадолго до смерти  народного художника Адольфа Лозы, в беседе он мне признался откровенно: « Ты заешь Женя, больше пятидесяти лет занимаюсь творчеством, и не могу выдавить из себя Егорова».  Большое влияние на своих коллег Егоров произвёл в 60 – 70 годы прошлого столетия. Его аналитический ум и авторитет художника способствовал формированию группы единомышленников на правах андеграунда того времени. Родилась и выделилась современная - одесская школа искусства, то, что мы прежде называли – Южно – русской отсоединился в этом процессе Крым. Естественно эта школа строилась не на ровном месте, у неё были уже  традиции, и предшественники, такие как; Тит Дворников, Павел Волокидин, Герасим Головков, те которые признали импрессионизм. На одесскую школу оказал большое влияние французский импрессионизм. Я вспоминаю, с каким восхищением рассказывал мне Юрий Николаевич о своём любимом художнике  импрессионисте Эдгаре Дега. В искусстве у Егорова было своё мнение и если оно не совпадало с оппонентом он очень омрачался. Наверное, так уж повелось новичку коллекционеру правятся ранние работы художника, они лаконичны доходчивей и дешевле. Я присматривал работу для приобретения и остановил свой взгляд на работе, которая по всей вероятности очень долго провисела в мастерской, и имеет для автора какой - то особый смысл. Это была картина молодой девушки, идущей по песчаной косе вдоль моря. Егоров улыбнулся, по всей вероятности на него нахлынули романтические воспоминания тех лет. Мы согласовали цену, расспрашивать сразу о натуре, кто изображен,  не хотелось. Я понимал интимность отношений, лезть в душу художника в грязной обуви не в моих правилах. Юрий Николаевич сам начал разговор:
- Это было после войны, я познакомился с Людой Колесник, возникли чувства.  Однажды увёз её из города, и мы уединились в небольшом домике на Бугазе. Егоров продолжал свой рассказ, и я отчётливо представлял то послевоенное лето, тёплое море, горячее солнце, и его, тогда ещё не сгорбившийся горизонт. Теперь иногда на тусовках художников, я встречаю пожилую женщину, которая даже не догадывается о причинах моего пристального внимания к ней. Всплывает классический вариант,  Роденовская работа, - «Та, которая была красивой». Спина к спине сидят две женщины: одна молодая, красивая и дряхлая старуха. Вот, что делает с нами старость. Любые попытки с помощью пластической хирургии вернуть свой облик заканчиваются гротеском. А где взять молодую  душу, страсть? Всё это химеры нашего воображения.
 Вот ещё один случай свойственный мощному художнику. Мой знакомый хочет подарить большому чиновнику на день рождения картину Егорова. Задача надо сказать не простая, объяснить несведущему человеку, что такое живопись, так же сложно как познакомить его с космосом. Подбираю небольшую работу: «лодка на берегу моря». Просто, без лишней детализации; лодка на берегу, от неё тень, кусочек моря. Мой товарищ говорит:
- Так это как школьный рисунок, это и я смогу так, да и лодка какая-то не такая?. Он даже не понимает, что в этом состоит сложность, и называется этот приём в искусстве - нонконформизм. Я не знаю, как отнёсся к подарку чиновник, поэтому очень часто через много лет, мы находим шедевры где – ни буть в чулане или на чердаке, а не в музее.
 Не хотелось бы мне делать из Егорова икону и непогрешимость. Егоров был сложный человек, со свойственным только ему характером. Лично у меня тоже были размолвки с Егоровым. Давйте определимся какими качествами должен обладать классик: Образован, за плечами «Суриковка» и академия художеств, талантлив картины находятся в лучших музеях мира, трудолюбив – это неоспоримый факт. Всё остальное, необходимо отнести к каегории «причуд гения», справедливости ради, талантливому художнику можно простить эти небольшие слабости. Просматриваю газету «Образ» №5 за ноябрь 2008 года. Где художник Игорь Божко записал ряд высказываний коллег в адрес тогда уже покойного Юрия Николаевича Егорова. Диапазон мнений большой, от святости - до грехопадения. Вот одно из них, и относится, на сколько я понял одному из моих любимых Художников Валерию Басанцу:
 - Меня удивляет – и удивляем мы – только человек умер – мы сразу потеряли чувство реальности – я знаю это есть в природе человека – человек умер одна реальность умерла – и начинается полная мифологизация – вот прямо сейчас начинается.
 - Вы забыли какой он был сложный человек – (А где вы видели гения простым?) я не знаю человека тут – про которого он бы не сказал негативного слова, (Какое это имеет отношение к таланту?) … На мой взгляд; о покойниках не принято говорить плохо, хорошо или никак. Но мы говорим о художнике; прошло семь лет после смерти, а мы возвращаемся к разговору о творчестве Юрия Николаевича Егорова. Лично я не заметил, что бы образ Егорова потускнел, и есть тенденция к его усилению. Тут дело не в мифологизации, здесь начинает говорить наследие художника, его картинны, к которым не пропал интерес у общества, коллекционеров, любителей, искусствоведов сегодня. Как бы не пыжились коллеги, я знаю в творческих коллективах конкуренция на самом высоком уровне, вам могут простить деньги, любые долги, но не талант. По этому я прихожу к выводу; такой величины живописца как Егоров, у нас, пока не наблюдается. Это моё субъективное мнение. С уверенностью могу сказать:
- Время расставляет свои акценты, и если это талантливо, - то это надолго.
                Писатель Евгений Николаенко


Рецензии
Замечательная статья, о которой я ничего не знала! Огромное Вам спасибо!
Я - дочь художника - Ира Егорова. У меня тоже есть на прозе.ру воспоминания о папе: Не спи, не спи , художник http://www.proza.ru/2015/02/06/104 ; и Ленивый воздух Одессы - там, правда, о папе немного, в конце. http://www.proza.ru/2014/10/11/20
Если Вы живёте в Москве, то приглашаю Вас 28 января в 19.30 на презентацию моего фильма "Круглый горизонт" о художнике Юрии Егорове, которая пройдёт в арт-кафе МАРК ШАГАЛ, ул Сергия Радонежского 5/2 стр. 1, М. Римская или Пл.Ильича. Этот фильм уже был показан в Одесском художественном музее, во Всемирном клубе Одесситов, в Московском Доме кино.

Ира Егорова   22.01.2016 13:14     Заявить о нарушении