Сирия

Отрывок из лекции «Сирия, Палестина, Карфаген». Москва. 1995.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, октябрь 2015.

Сирия лежит в области Благодатного полумесяца, о котором мы говорили, но не целиком, и представляет собой очень причудливую природную картину. Это и плодороднейшие земли приморской Сирии, и оазисы, и лавовые поля, и полупустыни. Большая часть современной Сирии частично пригодна для скотоводства, частично вообще не пригодна для жизни человека.

Сирия, с древнейших времен находясь на периферии великой месопотамской культуры, знала не только культуру, но и цивилизацию. Некоторые ученые выделяют ее в отдельную культуру, обычно говоря об уже существовавшей в третьем тысячелетии до Р.Х. «цивилизации Эблы» — города-государства. Эбла — такой же город, как и в Месопотамии. Там всё очень похоже. На его месте сейчас пустыня, раскопки ведутся только со второй половины XX века. Конечно, этот город никогда не был сопоставим с Вавилоном, но в третьем тысячелетии близкая к морю Эбла, несомненно, превосходила своими размерами и населением крупнейшие города Месопотамии того времени — Ур, Урук, Лагаш. Время от времени Эбла задирала нос, то есть вела себя крайне независимо.

Наш разговор о Сирии будет очень кратким, потому что она всегда оказывалась рубежной. Это тоже интересный опыт в истории человека. Она переходила из рук в руки и попадала под разное влияние. Она была под покровительством Вавилона, она была в составе Ассирии. Помните прошлую лекцию? Я говорил вам, что ассирийцы, разгромленные, рассеянные Вавилоном, правда, не самостоятельно, а уже арийскими руками, были рассеяны среди сирийцев (арамеев) и утратили древнеассирийский язык. Потому современный ассирийский язык, которым почти никто не пользуется, есть в сущности сирийский язык, арамейский, сиро-арамейский (есть такой термин в лингвистике: «сиро-арамейское наречие», «сиро-арамейский язык»). Сирия принадлежала Египту, и такое с ней случалось, например, при Фараоне Нехо (в Новом царстве). Сирия принадлежала Ирану во времена империи Ахеменидов (первой Иранской империи). У нас обычно пишут «Персидская империя». Но правильнее говорить: Иранская империя. Это первая состоявшаяся империя в мировой истории.

Очень советую вам, господа, прочитать мою статью «Империи в мировой истории». Кроме интернета, она имеется в моем сборнике «Очерки православной традиции». Она есть в журнале «Новая Россия», есть в 4-томной хрестоматии «Иное».

Когда Сирия долгое время была иранской, она в большой степени восприняла влияние зороастризма, то есть почти строго монотеистической религии. Митраизм, ответвление зороастризма, более языческое, чем сам зороастризм, распространился в Римской империи через Сирию. Митраизм — это сирийская, упрощенная, простонародная, объязыченная версия зороастризма. Именно митраизм был единственным конкурентом христианству.

Более того, Сирия и дальше останется промежуточной, и в христианские времена. Именно потому в Сирии умещались все крупные, великие ереси: арианство, несторианство, монофизитство.

В Сирии была своя ученость, в том числе христианская. В Сирии была впервые реализована христианская государственность. Армяне есть в аудитории? Никого не задену? (смех в аудитории) Армяне очень любят заявлять, что Армения — первое христианское государство. Это неправда. Христианство стало государственной религией в Армении действительно раньше, чем в Римской империи, до Константина Великого, но до Армении христианским стало маленькое сирийское княжество Эдесса. Запомните это имя. Вам, как преподавателям это будет важно, потому что с Эдессой связана Первоикона — Спас Нерукотворного Образа. Именно Эдесскому князю Авгарию Господь послал свой нерукотворный образ. После того Эдесса быстро прекратила свое существование, потому что она вошла в Римскую империю, и ее забывают. Она была первым христианским государством на планете. Не везде об этом напечатано, потому сообщаю вам это. Константин Великий — это конец IV века. А Эдесса стала христианской в последние годы III века. В Эдессе был христианский университет, в городе Нисибин (Низибия). Есть разные огласовки: иранская и греческая. С Сирией связано множество отцов-пустынников. Два преподобных имеют соответствующие прозвища. Ефрем Сирин и Исаак Сирин. Ефрем — ученейший человек, но не знал греческого языка. То следует из его жития. Когда он встретился с Василием Великим, они не могли поговорить, общались сердцами. Ефрем не знал греческого языка, хотя то было необычно. В Сирии в общем знали греческий язык.

В Сирии находился один из крупнейших городов христианского мира — Антиохия. К сожалению, господа, этот город оккупирован. Сейчас он находится не в Сирии, а в Турции и называется «Антакья». Из этого города был родом Иоанн Златоуст. Город этот по языку был греческим, и Златоуст проповедовал и писал на греческом. Вполне возможно, что Златоуст этнически был сирийцем, эллинизированным, конечно, сирийцем. Нет, нет, к Каппадокии Златоуст не имел никакого отношения. Великие каппадокийцы были старше его на поколение. Это Василий, его брат Григорий Нисский и Григорий Богослов. Они были греки по языку и культуре. Это конец IV века, а Златоуст — начало V века.

Сирия — христианская митрополия Грузии и Армении, и вообще всего Кавказа. Это важно, запомните. У них не византийское христианство, у них сирийское христианство. У грузин и армян до сих пор алфавиты сирийского происхождения, они похожи. А сами языки разные. У грузин кавказский язык, или кавказоидный, а у армян арийский. Сирийцы же были семиты, не кавказоиды и не арийцы.

Причем в средневековой Сирии было много разных алфавитов. Крайне интересно на самом деле, как люди берегли свой алфавит. Для вас это знать необязательно. Но когда-нибудь сможете с блеском этим воспользоваться. В раннем Средневековье, в VI-VII веке православные сирийцы пользовались православным алфавитом сирийского происхождения, но особым, монофизиты — своим «эстрангело», а несториане — своим «серто». Они все говорили на одном языке, они могли пообщаться на улице, но на письме пользовались разными алфавитами. Это очень интересно и поучительно.

Сирия сыграла свою роль в истории еще в одном. Видимо, ислам имеет сирийское происхождение. Мухаммед знал Священное Писание в рассказах сирийцев, ведь он был неграмотен. Во всяком случае, в его жизнеописании есть рассказ о том, что некий сирийский монах предрек ему великое религиозное будущее, великое будущее вероучителя.

То есть, Сирия — это вечное средостение востока, запада и юга (на севере не было ничего хорошего), вечный промежуток между культурами, это вечная болтанка между великими религиями и великими культурами. Естественно, что там были антисистемы. То неизбежно. Именно в таких местах и возникают антисистемы. Отсылаю вас к Гумилеву и к моей статье «Антисистемы в России». На Сирию оказывали влияние великие культуры: месопотамская, иранская, в минимальной степени египетская, античная и, наконец, христианская религия и обе христианские культуры (минимально западнохристианская и в большой степени восточнохристианская) и ислам. И сейчас каждый пятый сириец в государстве Сирия — христианин. А в Ливане, который — часть Сирии, христиане составляют большинство.


Отрывок из лекции «Сирия, Палестина, Карфаген». Москва. 2005.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, октябрь 2015.

Буквально несколько слов о Сирии. Сирия лежит в области Благодатного полумесяца. Она очень выгодно граничит с Иранским нагорьем, с государством Элам, близкородственным Шумерскому государству, у которого многие потом многому учились, даже ранние иранцы. Сирия граничит с Месопотамией, с Палестиной, имеет чрезвычайно близкие, незатруднительные морские связи с Египтом, с Критом, то есть с эгейской культурой и Кипром, конечно.

Уже в третьем тысячелетии до РХ в Сирии были заметные города, в том числе город-государство Эбла. Его поздно раскопали. Он настолько значительный, что англо-американцы, падкие на термин «цивилизация», даже ввели в обиход словосочетание «цивилизация Эблы».

Сирия обладает очень различными, контрастными природными зонами. То могут быть полупустыни, даже лавовые поля, а могут быть обширные цветущие оазисы. А вся приморская зона Сирии имеет воду, чудную растительность, прекрасное сельское хозяйство. Такое положение Сирии обеспечило ей странную судьбу. Казалось бы, как удобно! Всюду можно торговать: на север, на юг, направо, налево! И сельское хозяйство возможно. И камень имеется в отличие от Месопотамии, значит и каменное зодчество возможно.

Но не тут-то было. Быть всеобщим перекрестком — плохо! Сирия действительно была высококультурной и высокоцивилизованной, но всегда была синкретична, всегда испытывала влияние различных религиозных систем, была местом передачи различных религиозных систем. Вот классический пример. Упрощенное ответвление иранского зороастризма, которое мы знаем как митраизм, почитание Митры, укрепляется именно в Сирии и через Сирию попадает и широко распространяется в Римской империи вплоть до Британии.

Сирия — древняя христианская земля, одна из первых. Именно из Сирии христианство распространялось в Месопотамию, в Иран и на Кавказ. И, кстати сказать, именно в Сирии отмечен первый правитель христианин в мировой истории. Это Авгарий. С ним связано сказание о Первоиконе, то есть о Спасе Нерукотворном. Именно ему Спаситель послал плат с Нерукотворным Образом. А вслед за тем на земле Сирии возникло первое христианское государство. Армяне очень любят хвастаться, что Армения — первое христианское государство, что у них христианство стало государственной религией раньше, чем в Риме. Второе — правда, а первое — ложь. Первым христианским государством было княжество Эдесса, небольшое, но вполне независимое. А чем пользуются армяне? Эдесса позднее потеряла независимость и была включена в состав Римской империи. И потому армяне делают вид, что ее не было, они ее не замечают.

Есть вечные споры между некогда братскими народами — армянами и грузинами. Наиболее агрессивны в них армяне, они считают, что все древнейшие памятники архитектуры в Грузии построили армяне, потому что грузины ничего построить не могли бы. И в Грузии, и в Армении все строительство, дошедшее до нас, начинается с начала V века. Их самые знаменитые храмы очень близки типологически, в частности, Церковь святой Рипсиме (близ Еревана) и Мцхетская церковь Джвари (близ Тбилиси), то есть церковь Креста Господня. А вся недолга-то знаете в чем? Ни в V, ни в VI веке, ни даже в VII веке не было ни грузинской, ни армянской архитектурной школы, а была сирийская. Мы в X-XI веке, например, принадлежали к византийской архитектурной школе, но быстро ушли в свою сторону. А они тогда принадлежали сирийской школе. К ним христианство пришло из Сирии. У них шрифты, между прочим, очень близки по графике и оба сирийского происхождения.

Из самых крупных христианских городов восточного Средиземноморья, например, в VI веке, один находится в Египте — это Александрия, один во Фракии, почти в Греции — это Константинополь, а Дамаск и Антиохия находятся в Сирии. В Нисибине в иранской Сирии находилась мощная духовная академия, если хотите, настоящий университет своего времени. И в крупнейших городах тоже были знаменитые учебные заведения. Затем Антиохия попала в Турцию. Турки умудрились ее оттяпать. Они не только христиан грабили, они и мусульман грабили. Сейчас это юг Турции, называется «Антакья», и ничего христианского там нету.

Мы также знаем имена сирийских преподобных. Их не так уж и мало. Некоторые всеми признаны отцами церкви. Например, преподобный Ефрем Сирин (то есть Сирийский, что характерно), и преподобный Исаак Сирин. Их значение столь высоко, что все христиане, и мы, и римо-католики, почитают и читают, изучают Исаака Сирина, и считают его отцом церкви, невзирая на то, что он формально вообще-то был еретиком! Нет, в его книгах ничего такого нету. Но он был епископом несторианского поставления, он принадлежал к несторианскому кругу. Видимо, именно потому он не святитель, а преподобный.

Существует недоказуемая версия, что Иоанн Златоуст тоже сириец. Его звали сирийцем. Но то, правда, уже ни для кого ничего не значит, потому что он был из Антиохии, у него было эллинистическое образование, проповедовал и писал он по-гречески, а не на сиро-арамейском языке.

Сирия сильно повлияла на бурно исламизирующихся арабов. Видимо, сирийский монах, имени которого мы не знаем, предсказал Мухаммеду его будущую роль Вестника Всевышнего. Почему-то считается, что то был несторианский монах, хотя он мог быть и монофизитским, и православным монахом тоже. Там же тогда были все ветви христианства, в том числе и еретические. И в наше время там есть и монофизиты, и православные. Несториан, по-моему, уже точно не осталось. Их на планете всего тысяч пять. Их патриарх, хотя и носит обязательное для всех патриархов-несториан имя Симеон и титул «патриарх Вавилона», живет в США.

Замечание слушателя: Ну, правильно, «Новый Вавилон» же. (все смеются)

Сирия едва ли не первой попала, еще при халифе Омаре завоевателе, в состав халифата. Но ислам был терпим, и сами арабы учились у сирийцев больше, чем у кого бы то ни было.

После грекоязычного населения Римской империя сирийцы были крупнейшим христианским народом. Христианство в Сирии существует и сейчас. Даже без Ливана, который в XX веке был отрезан от Сирии (французами) и может считаться ее частью, где христиан вообще большинство, в Сирии все-таки 20% христиан. Но язык они утратили. И богослужение православные антиохийского патриархата совершают на арабском. Арамейский язык почти повсеместно вышел из употребления. А когда-то он имел большое значение. Во всяком случае, знаменитый филолог XX века Мещерский доказал, что помимо переводов с греческого, что естественно, и некоторого объема перевода с латыни в еще домонгольскую русскую литературу попали переводы на славянский с сиро-арамейского и грузинского языков. То были для нас значительные контакты. Но повторю, Сирия всегда оставалась перекрестком.


Отрывок из лекции «Рождение двух христианских культур». Москва. 2006.
Отекстовка: Сергей Пилипенко, октябрь 2015.

Так вот, могла сложиться сирийская христианская культура. Но несториане (в основном несториане) не выдержали испытание временем. На западе, в собственно Сирии, их начали очень серьезно притеснять мусульмане, а на востоке христианство хоть и протянулось на много тысяч километров, но там было разряженное население, небольшие народы, и благодаря монголам они довольно интенсивно двигались. И потому там несторианская культура так и не сохранилась. Нету дальневосточных, «крайневосточных» христиан. Христианская культура несторианского толка дотягивалась до Китая, но не успела. Вера распространилась, а культуру создать не успела. И постепенно всё убыло. Снова ставший сильным Китай давил. У степняков очень быстро распространился северный, тибетский, желтошапочный буддизм, вобрав в себя очень много христианского. Он напоминает переведенное на буддистский язык, на буддистский понятийный ряд христианство. Не получилось, хотя христианство протягивалось очень далеко, занимая Великую степь. И центром этого христианства была именно Сирия.

Кстати, оттуда совершено замечательная безграмотная легенда, которая до сих пор активно бродит по не очень грамотным книжкам и среди всяких доморощенных гуру, — легенда о чудесной стране Шамбале, которая находится где-то в Гималаях и которую никто найти не может. Согласно легенде, из той страны праведники управляют миром, они самые могучие люди, они за ниточки дергают всеми правительствами, и потому мир все еще существует. Это все совершенно замечательно. Сказание об этой стране, конечно, есть, но только надо знать, что «Шамбала» — это персидское название Сирии (Махнач смеется). Культурная митрополия степняков находилась для них не на востоке в Гималаях, а на западе, в Сирии. Это их память о том, что оттуда христианство, что оттуда всё. Сирия очень много сделала для христианского мира, для мирового христианства. Тем не менее, она не стала великой культурой, она стала маргиналом христианского мира.


Рецензии
Интересно. Я слышал, что после принятия христианства в Армении, вплоть до появления Месропа Маштоца, все богослужения в армянских церквях велись или на греческом, или на сирийском языках. Что созданный ММ алфавит частично, процентов на 40 состоит из сирийских букв, а остальные греческие. С учётом того, что сирийцы пользовались несколькими алфавита и, все ещё интереснее. Что касается Антиохии, то было бы уместно упомянуть, что первыми, кто стал называть себя христианами, были именно жители Антиохии. Месроп Маштоц был византийским семинаристом. Его тяготения к греческой культуре было обосновано. Но в те времена культуры соседних стран были тесно связаны и взаимодополняемы.
Спасибо за информацию. Было интересно.

Юрий Лазин   03.04.2020 11:49     Заявить о нарушении