Девки, война кончилась

          Как-то, роясь в бабушкиных бумажках ( она была неграмотная ), я наткнулась на фотографию: мать в военной форме и верхом на коне. А она о войне никогда и ни словом…
          Мать вышла замуж в мае, а через месяц война. Муж, не дожидаясь повестки, утром ушел на призывной пункт, к вечеру забежал лишь проститься. А еще через пару месяцев бумажка - пропал без вести. Мать беременна. Враг наступает. Рождается мальчик, нет лекарств, он умирает. Она поступает на медицинские курсы и по их окончанию направляется в санитарный поезд возить раненых с фронта в тыл и обратно.
         В одну из таких поездок, где-то в Жигулевских горах, они попали под бомбежку. Одним снарядом разворотило рельсы перед составом, вторым - позади него. Состав оказался в ловушке. Несмотря на красные кресты на крышах, следующие бомбы летели уже прицельно по вагонам. Легкораненые спасались сами, тяжелых выбрасывали через окна, двери и толкали под откос, лишь бы подальше от огня. Это было похоже на ад, горело все…
          Когда налет закончился, все стихло, стало понятно, что их ждет холодная осенняя ночь в горах. Нашли пещеру, перенесли уцелевших в нее. Натаскали хвороста, разожгли костер. Раненые лежали на земле, их надо было обогреть. Ходячих отправили искать воду - родник, ручеек…что-нибудь. Санитары обшаривали догоравшие вагоны, собирали все, что могло еще как-то сгодиться.
Утром закопали убитых.
          Помощь пришла не сразу, прожили они в этой пещере на траве, грибах и ягодах почти неделю, пока восстановили железнодорожный путь и вывезли уцелевших.
          В том поезде у матери сгорели все документы. После войны ей пришлось их с трудом восстанавливать.
          Сама же война для матери, по ее словам, кончилась в медпункте на узловой станции. Вымотанные ночной сортировкой раненых, они с санитаркой пристроились отдохнуть до прихода следующего состава.
          Напугал резкий стук в окно. Бросились наружу. Под окном на земле, уронив костыли, не сдерживаясь, в голос рыдал начальник станции. Сердца екнули - случилось недоброе? Он уже похоронил двух сыновей, а младший был под Берлином.
          Стали поднимать, а он только отмахнулся, выдохнув: “Девки, война кончилась”…
 


Рецензии