Акмнсс и дв рф. начало конца?

Чемезова Екатерина
Леонид, здравствуйте. Меня зовут Екатерина Чемезова, журналист газеты "Якутск вечерний". 2 октября в Якутске проходил семинар по изменению климата и влияния на КМНС. На семинар приезжал Родион Суляндзига. Мне хочется, чтобы вы выступили в моей публикации в качестве эксперта.
Очень много говорится о проблемах КМНС, поддержке и пр. А как же на самом деле?  Вокруг Суляндзига немало разговор. Кто-то братьев считает действительно настоящими борцами за права и интересы КМНС, а кто-то нет. у меня вопросы такие.
1. Получают ли необходимую поддержку со стороны государства КМНС? Сколько выделяется в год и по каким программам? 2. Насколько помогает Центр КМНС Р. Суляндзига? 3. Можно ли действительно утверждать, что он стал неудобной фигурой, что он находится под давлением?
Леонид, буду надеяться, что вы ответите и проясните, что происходит в этом сообществе.

Уважаемая Екатерина!
Отвечаю на Ваши вопросы. Насколько Вы  знаете, сегодня уже опубликовано, что в Минюсте начали проводить проверку в отношении организации, которую возглавляет Родион Суляндзига. И, как писал сам Р.С в фэйсбуке, что эту проверку им устроил президент АКМНС  ДВ РФ Ледков.
На прошедшем съезде АКМНС в Москве руководством АКМНС было принято решение о сокращении московского отделения АКМНС, которое также возглавлял Р.С.. Подробностей этого я не знаю, так как ни я ,ни наша организация не состоим в АКМНС. По слухам, из источников, приближенных, Р.С. и его соратников «попросили», так сказать мягко, причина простая – кража денег, которые были направлены на развитие коренных народов и которые поступали в АКМНС. Это Вам информация для размышления.
С Родионом я познакомился в Хабаровске 2009 году, он произвел впечатление человека замкнутого необщительного по большому счету, не интересующегося тем, что происходит на местах. В дальнейшем я следил за его деятельностью, читал издание, которое он выпускал для аборигенов.
Многие из тех, кто занимается национальной политикой коренных малочисленных народов, понимает, что Родион и его команда занималась лишь распространением литературы и другой деятельностью, которая имела далекое отношение к той ситуации , с которой сталкиваются коренные здесь.
Долгое время их финансировали иностранные государства, и помощь они получали огромную.  Поэтому имели возможность жить в Москве, покупать недвижимость и путешествовать по всей земле со своими лекциями. Родион и его друзья, организуя семинар по экологическим проблемам, отказали представителю нашей общественной организации в участии. Когда мы подавали заявку, я в интернете открыто заявил, что Родион и его команда на свои мероприятия нас не пригласят. И основная причина такого подхода – в их (АКМНС)  выработанной стратегии действия  - они работают только с теми, кто, по их мнению, соответствуют тем стандартам, которые они же и устанавливают.  Такой подход ими практикуется не первый год, и АКМНС, благодаря и Родиону, превратилась из общественной организации в закрытую секту, где процветает клановость, семейственность и, конечно же, самое главное желание – быть всегда на виду у власти и пользоваться теми привилегиями, которая эта власть может им дать. И, как показывает практика на местах, дают не за хорошие дела, а, например, как в нашем случае, чтобы бороться с инакомыслием или с позицией, которая не совпадает с мнением АКМНС, а, по большому счету, с той группой лиц, которая за 25 лет работы постепенно утратила свой авторитет среди коренного населения. Сейчас это стало очень заметно, возможно, это связано с тем, что народ уже устал от всевозможных обещаний и заверений, сменилось уже не одно поколение, да и народ становится более требовательным, информационно осведомленным. И уже сейчас во многих регионах России, где проживают коренные народы, серьезно задумываются над тем, чтобы создать Ассамблею коренных малочисленных народов, эту идею развивает и готов воплотить в жизнь один из создателей АКМНС Владимир Михайлович  Етылин. Я лично поддерживаю его, и считаю, что монополия одной общественной организации ни к чему хорошему в итоге не привела. А если организация и ее лидеры мельчают и теряют авторитет среди населения, то на смену таким организациям и людям должны приходить новые лица, лидеры, общественники со своими идеями, организациями, должно быть мощное гражданское течение в поддержку коренных малочисленных народов.
Лично я на сегодня рассматриваю Родиона Суляндзигу, как человека, который никогда ничего хорошего для коренных народов  не сделает. Нам, дальневосточникам легче судить о деятельности друг друга. Проблем очень много и здесь целый ряд статей можно опубликовать, и есть общая проблема, это как АКМНС и Ассамблея, как же мы будем развиваться в общественно-политическом поле в дальнейшем. Есть проблема городов. г. Хабаровск, как место традиционного проживания КМНС, где живу я и где сосредоточена моя основная деятельность, в отличие от г. Якутска, где я был на одном из семинаров, которое проводило «Содружество общин», так вот в Якутске есть Дом народов Севера, где могут собираться представители КМНС, я был в гостях у Вячеслава Шадрина в кабинете, старейшины юкагирского народа, он провел для меня экскурсию по Дому, а вот в Хабаровске нет такого центра, нет вообще ничего. Вот это местная проблема, которую мы стараемся решить, и ставим Якутию в пример, что там имеется такой опыт. Но есть и общие проблемы – территории традиционного природопользования КМНС, взаимоотношения с властью и бизнесом, популяризация и сохранение родного языка, и самая главная проблема – это активность коренного населения, в том числе, в отстаивании своих прав и участие в проектах общественной жизни. До сих пор нет четкой концепции развития коренного населения у нас в РФ, и это тоже проблема. Очень мало представителей КМНС в законодательной власти в регионах и на местах. И это проблема, она как раз таки мешает нам отстаивать свои интересы в органах власти, проводить свои законодательные инициативы, иметь своих представителей в разных общественных структурах, например, в Общественных палатах, комитетах, в организациях, занимающихся общественным контролем. Огромнейшая проблема – это отсутствие элементарных знаний у тех народов, которые проживают на территории КМНС. Дети в школах не имеют возможности знать больше о быте, культуре КМНС. Пробел в образовании приводит к тому,  что вчерашний ребенок, который ничего не узнал о коренных жителях, завтра став губернатором, например, Хабаровского края может себе позволить плохо высказываться о нанайском языке на своих совещаниях, так же на этих же совещаниях рассказывать анекдоты о нанайцах, и при этом наш губернатор Хабаровского края не догадывается. что может обидеть целый народ, настроить его против себя. И никакие медали и регалии, которые вручает ему президент АКМНС Ледков, не в состоянии скрыть тупость нашего губернатора. И это наводит на определенные размышления, что, таким образом, заискивая перед властью, просто снимает с себя ответственность за те вопросы, которые нужно решать, в том числе и на уровне губернатора. И это самое страшное зло изо всех перечисленных , потому что смахивает на коррупцию, вместо денег можно дать медаль и успокоится , вторить дальше свои грязные делишки. В итоге губернатор доволен, президент АКМНС доволен, Родион доволен, все получают гранты, а сотни – тысячи аборигенов не могут реализовать свое право на вылов нормовой рыбы, обеспечить себя лесом для строительства жилья, в итоге идет нарушение всех норм, законов, в том числе и конституционных прав.
Наша организация и я лично считаю, что сейчас такое время, что просто отчитываться перед властью за свои нереализованные мечты, выдавая их за реальные дела, невозможно, это преступление против народа, а в целом, это преступление против России. Большинство лидеров АКМНС прошли обучение за границей, в Женеве, в ООН. И они продолжают там обучаться, не смотря ни на что. Только как показывает личный опыт общения с теми, кто обучился там чему-то, то эти люди стали абсолютно чужие для коренных жителей, они исповедуют другие, западные ценности. Они настолько далеки от народа, что слушая их, приходишь в ужас - становится плохо. АКМНС  и на местах не является патриотически настроенной организацией,  а, порой, действует даже во вред целостности нашего государства. Вот мы еще с чем сталкиваемся. За чужие заграничные деньги воспитали так называемую элиту АКМНС, которые стремятся поскорей покинуть свое селение, переметнуться в Москву, и даже за границу, такие примеры в АМКНС есть. В Хабаровском крае за какое направление мы бы не взялись, оказывается , что АКМНС здесь как будто и не было. Есть просто 2-3 человека, в лучшем случае 10, присвоивших себе право говорить от лица всех коренных малочисленных народов.  Этакие арабские шейхи, саудиты. Кто им дал такое право? Нам не известно. Так же, как нам, неизвестно, почему власть думает, что они представляют все коренные народы. Но именно на этом обмане и построена вся нынешняя схема АКМНС. Везде прививается только одна точка зрения АКМНС, одна позиция АКМНС – мы представляем все народы, нам 25 лет, мы знаем все лучше всех. А кто  считает не так, подвергается клевете, травле, они не стесняются ходить по властным кабинетам и порочить тех людей, кто по их взглядам, пытается посягать на их благополучие и безбедное существование. Не секрет, что эти защитники бедных коренных народов, сами обладают миллионными состояниями. Если бы они опубликовали все свои доходы, поездки, доходы своих ближайших родственников, то простой народ сразу бы понял, что эти люди не могут представлять интересы их, эти люди сформировали свой народ  с одной национальностью – АКМНС. И делиться своим благополучием , возможностями , связями они ни с кем не будут. А все их семинары, в том числе, и Родиона Суляндзиги, как правило, такого низкого уровня  ( и по проведению, и по содержанию, и по цели), что они нужны самому Родиону Суляндзиге, а не мне и моим товарищам,  которых меньше всего беспокоит глобальное потепление и т.д..  А  беспокоит нас самое главное – почему, живя на родной земле, мы, коренные народы, до сих пор так и не научились, не приспособились к современным реалиям жизни? И слушать Родиона про его ООНовские задачи у меня нет никакого желания.  Я отчетливо понимаю, что идет очередной отмыв грантовых денег, Родиону нужны поездки, слушатели и кофе-брейки. И возможно, отчет иностранным спецслужбам о проделанной работе. А сейчас у них новая задача перед лидерами АКМНС – им нужно всем доказывать свою любовь и преданность новому руководителю – Федерального агентства по делам национальностей Баринову, потому как сейчас их благополучие зависит от того, как поведет себя Баринов.
И совсем коротко отвечу на Ваши вопросы.
1. Государство поддерживает коренные малочисленные народы, выделяя деньги, и на каждый регион разные суммы. Сколько выделяется в год, и по каким программам, тут мне ответить очень сложно. Точная цифра есть в Минфине РФ. Возможно, сейчас в Агентстве по делам национальностей. Если же говорить о программах, в каждом регионе принята своя концепция развития коренных народов, с учетом численности, интересов, территорий, на которых они проживают. Но, если бы мы знали истинные цифры, а также имели бы возможность видеть эффективность, ощутить ее на себе, то можно было бы ответить, что деньги, выделенные на коренных, не пропали в глухих нанайских селениях или в якутских улусах. Если бы осуществлялся контроль за использованием этих средств, тогда мы могли бы себе представить общую картину. На примере Хабаровского края, губернатор отчитался, что уже за 3 года освоено 2 млрд, но поверьте, ни я , ни моя община, ни общественная организация из этих денег не получили ни копейки. Это грустно и печально и непонятно, кому ж давали эти деньги, и кто вообще принимает решение кому давать и кому не давать и на какие цели, и кто формирует этот заказ. Но мы , журналисты, понимаем, что деньги дают тем, кто за них может красиво отчитаться , и еще и поделиться с кем-нибудь, и потом еще и рот народу закрыть, чтобы не возмущались. И пример у нас такой, - дома для подтопленцев, в которых , как сейчас показала практика, жить невозможно. Они уже разрушаются, воняют фенолом. Коренным жителям сделали такие условия, что они теперь вынуждены вымирать в родном селе, в родных домах. И почему АКМНС молчит, не возмущается? Вопрос, наверное, к их лидерам.
2. Я с 2003 года занимаюсь вопросами и проблемами коренных. Центр КМНС мне даже брошюру свою ни разу не выслал. И сам Родион, зная мою позицию, прячется от меня, так что какая может быть от них помощь? Мы и не ждем от них помощи. Так же как не ждем помощи от его брата Павла Суляндзиги. У нас в театре «Бури» есть актер Павел Суанка, удэгеец, родом из того же села Красный Яр, откуда все эти братья Суляндзиги, и они знают об этом, и фотографии видели, читали посты, но даже своему соплеменнику, односельчанину, земляку,  может быть, родственнику, не хотят протянуть руку помощи. А Пашей Суанка в отличие от братьев Суляндзиг, гордятся в селе, а этих молодежь не знает, а старожилы не помнят.
3. Про неудобство фигуры Родиона я могу ответить так, что вор у вора шапку украл. И теперь они там сами не могут понять , кто из них более достоин наказания, а кто – менее, но чем интенсивней они будут бороться между собой за влияние внутри своей структуры, тем быстрее АКМНС прекратит свое существование в том виде, в каком она сейчас существует. А изображать из себя мученика, пострадавшего за народы, я бы никому там не советовал. Потому что на местах есть люди, которые действительно пострадали,  в отличие от них, и которые действительно являются неудобными фигурами для той власти, которая приручила этих «дикарей-аборигенов» и заставила их плясать под свою дудку и желательно в национальном халате и без лишних вопросов. Суляндзига - это натуральный жулик и обманщик. Человек, который решил прожить свою жизнь за счет народа, а когда народ от них стал отворачиваться, то ничего умного придумать, что они жертвы, они выдумать не могут. Потому как будучи притесненной фигурой, у них есть полное право, руководствуясь уставом ООН и западными ценностями, выехать за границу, и уже оттуда  поливать всех нас грязью. А меня, который не боится говорить власти правду и развеивать мифы о благополучии коренных народов и заботы к ним со стороны власти, эти деятели никогда не простят. Так же как и я никогда не прощу им всю их деятельность, направленную на уничтожение коренных малочисленных народов. Яне боюсь об этом открыто заявлять, так как именно АКМНС писала на меня доносы в органы внутренних дел, включала против меня административный ресурс, на своих собраниях и советах старейшин эти ничтожные люди пытались выносить мне приговор и советовать мне , как мне жить на родной земле. Но при этом, ни Родин, ни Ледков не спросил у меня, а может быть, нужна помощь? Но на сегодня мне от них ничего не надо. Когда действительно нужна была помощь, я обращался к ним, в том числе , и к Родиону и к его брату Павлу Суляндзиге. Ни о каком давлении я бы не стал говорить, просто пришло время Родиону отчитаться за свои грехи перед контролирующими органами, неминуемо придет время, когда и народ спросит с таких деятелей: «Что же вы сделали с нами, уважаемые «знатоки»?» Я не удивлюсь, если в скором времени займутся не только центром КМНС, а всей АКМНС. А пока , на мой взгляд, Родион Суляндзига – не жертва, а козел отпущения. И такие козлы сейчас будут появляться во всех регионах нашей Родины. И когда с их идеологическими центрами будет покончено, и эти центры активно начнут сотрудничать с органами госбезопасности, то завтра, возможно, и сам Ледков ответит, что же они там натворили такого, что у меня на словосочетание «Ассоциация КМНС» возникает только одно желание – приложить все усилия, чтобы от нее ничего не осталось. Ведь только благодаря их усилиям, я не мог продвигать свои идеи, реализовывать свои проекты, достучаться до власти. Всегда передо мной, как тень, возникала Ассоциация и везде сидели ее люди, алчные, воровитые, хитрые, карьеристы, такие, которые , на мой взгляд, не могут называться аборигенами, коренными жителями. АКМНС – это монстр, но у этого монстра заканчиваются кадры, лидеры их мельчают, и авторитет стремительно падает. А если кто-то этого еще не понял, то я советую всем почитать книгу В.М. Етылина « Ассоциация коренных малочисленных народов Севера: куда привел хорей?». Это бестселлер  в мире литературы коренных народов.

На вопросы журналиста «Якутск вечерний»  Екатерины Чемизовой отвечал Леонид Сунгоркин.


Рецензии