13. 5. После Сахлинский период

(продолжение)

40.

Выставка функционировала всего два дня, в течение которых я наслышался очень много лестных слов в свой адресе. Кто меня не знал в лицо - хотели узнать и познакомиться и поговорить со мной. Через несколько дней в заводской газете появилась заметка обо мне и о моём творчестве. Откровенно говоря, я не ожидал, что мои работы вызовут такую бурную реакцию в Объединении. Это меня воодушевляло и мне было приятно осознавать, что моё творчество нравилось простым, не искушенным людям. Всех удивляло то обстоятельство, что это сделал не профессионал, а обыкновенный рабочий, такой же как и они, из их среды. Этим я как бы возвысил всех в их собственных глазах. Для меня же было главным, что выставку посмотрели многие и она всем понравилась. И, быть может, у кого-нибудь появится желание самому попробовать заняться живописью и он откроет в себе свой талант.

Выставка меня окрылила и я стал готовиться, чтобы уже к концу года сделать выставку своих работ написанных маслом. В прикинул, что к осени у меня будет около пятидесяти работ выполненных маслом, здесь были и портреты, и картины, несколько натюрмортов, но в большинстве были пейзажи. Весь вопрос упирался в доставку живописных работ на завод и вывозе их с завода после окончания выставки. Пришлось самому заниматься организацией выставки. С горем пополам, стоивших, мне многих нервов и пролитого пота мне удалось провести эту выставку.

Выставку моих живописных работ разрешили сделать в конференц-зале Объединения "Светлана", на последнем этаже сто тридцать восьмого корпуса. Аж туда, на последний этаж, приходилось носить по лестничным маршам одному все пятьдесят работ различной величины. В лифт попасть было не возможно, да ещё с холстами. Был риск их повредить, он непрерывно был занят. Поэтому и немного дольше и тяжелей, но приходилось носить в руках, не рискуя повредить. Хорошо еще ни одна работа не пропала. Ведь могли и утащить, пока я поднимался наверх по лестнице и затем спускался обратно за другими работами. Все это время работы стояли у стены корпуса безнадзорные.

Но, как бы там, ни было семнадцатого ноября выставка открылась. Подготовка к открыты выставки, как раз совпало со смертью Л. И. Брежнева. Запомнился эпизод. Развешивая работы, я вышел, как будто меня что потянуло туда, на площадку запасного выхода. Открыл дверь и от неожиданности оторопел - на меня, из под чёрных лохматых бровей, сверкнули из лестничного полумрака колкие глаза Леонида Ильича, чей портрет огромных размеров уже был выставлен на "задворки", видимо, совсем недавно. Ещё вчера портрет висел в конференц-зале. Теперь на его месте висел портрет Ленина с неприятно нарисованным "выпученным" глазом. Не смотря на траурный период, не выставку приходили люди: рабочие, инженеры, технологи, конструкторы. Выставка продолжалась до второго декабря, две недели. Вот некоторые отзывы об этой выставке:

- Благодарим художнике за труд и доставленную радость. Очень трогает природа на Ваших, картинах. Чувствуется её совершенство и сам, кажется, сливаешься с ней.
- После выставки долго остаётся в душе чувство светлой радости. Хочется снова и снова возвращаться сюда. Спасибо за труд.
 - Хотим иметь Ваши полотна в своих квартирах.
- Много художников хороших и разных, но лишь картины немногих из них трогают сердца. Ваши, картины принесли нам несколько минут радости.
- Удивительны в изображении картины природы. Много сочных, ярких красок.
- Изумительное изображение природы. Просто чудо!
- Очень всё понравилось. Желаем выйти победителем в конкурсе на ВДНХ. - Очень здорово. Восхищает портрет жены.
- Нет слов! В общем всё очень красиво, талантливо. Великолепно удалось сразу побывать во всех временах года. Трудно назвать одну из картин неудавшейся. Очень всё хорошо.
- Огромное спасибо за прекрасное искусство. Жалею, что не видел этих работ раньше.
- Очень хотели бы, чтобы такие выставки были чаще на нашем предприятии.
- Картины радуют свежестью и нестроением, чувствуется широкий диапазон тематики.
- Выставка впечатляет. Восхитительно!
- Природа передана реально, просто удивительно, как это всё достоверно. Получила истинное удовольствие.
- Все, как живое. Выставка доставила огромное удовольствие.
- Пейзажи выполнены профессионально! Больше всего понравилась картина "Лесная дорога". Глубоко. Как будто побывали в лесу. Спасибо.
- Картины написаны светло, радостно. Пейзажи прекрасны, радуют глаз и пробуждают воспоминания.
- Художник Черненко, это чудо у нас на "Светлане"
- Благодарим за прекрасные картины... Смотреть на них - это радость!

41.

Приятно читать такие отзывы о твоем творчестве, ещё приятней осознавать, что твой труд не пропал даром, что он нужен людям, приносит им радость и удовольствие. А что ещё может быть выше в предназначении человека, для чего и дана ему жизнь? Видимо для того, чтобы быть полезным, делать добро для людей, делать жизнь лучше, радостней, счастливей. Чтобы оставлять неизгладимый след красоты в их душах и тем делать их добрей. Выставка моей живописи вызвала огромный резонанс. О ней писали в местной газете. Меня фотографировали и за работой дома (специально приезжал фотокорреспондент) и в зале, где проходила выставка. Даже из городской корреспондент газеты брал интервью. Со всех сторон мне посыпались заказы. Как я от них не отмахивался, ссылаясь на нехватку времени и это было правдой, но два заказа я никак не мог проигнорировать.

Первый заказ - это портрет Н.Н. Токаревой, соратницы и сподвижницы В. И. Ленина. В предреволюционные годы она работала на " Светлане" и была связной, когда Ленин скрывался в "шалаше". Заказ мне сделали родственники Токаревой для филиала музея Ленина, что возле кинотеатра "Выборгский".

Второй заказ поступил, от начальника полупроводникового производства.
Мне предложили нарисовать картину, которая должна была послужить подарком для главного инженера "Светланы", в честь его пятидесятилетия. Сроки и в первом и во втором случае были сильно ограничены - нужно было срочно.

В первом случае трудность заключалась в том, что портрет пришлось писать с маленькой фотографии (три на четыре сантиметра) и из черно-белой фотографии необходимо было написать портрет в цвете. К тому же фотокарточка была потерта и плохого качества. После разговора с родственниками я получил неплохое представление, каким была человеком Н.Н. Токарева революционерка, большевичка, член ЧК. Когда я представил портрет на "суд" - все были единодушны в оценке - портрет удался, особенно глаза за сверкающие огоньками, острые, живые, блестящие карие глаза. Как известно, глаза - это зеркало души человеке. Родственники остались довольны портретом. Когда портрет был уже написан мне показали увеличенную и отретушированную фотографию, но оно мне уже не помогла.

42.

Для выполнения второго заказа-подарка для главинженера Борового, мне необходимо было съездить на этюды дня на два-три хотя бы на родину Борового, в посёлок Паша. В Паше он родился, провел детство и юность. Там сохранился дом, в котором он жил. На "Светлане" работал мужчина родом из Паши, имевший собственную машину. Его уговорили свести меня в Пашу на выходные дни и привезти обратно. В пятницу после работы, в первых числах июня восемьдесят третьего, года мы отправились в двухсоткилометровый путь до Паши. Дом инженера бревенчатый, невзрачный оказался за рекой Паша, у самой реки, недалеко от лесопильного завода. Улица вдоль реки - всего три дома. Опытные художники говорят, что первое впечатление всегда самое верное. Так вот мое первое впечатление - это сиротливость, пустынность дремучее захолустье, беспробудная серость. Даже яркое солнце не может ничего изменить и зелень тополей не радует. Глазу не за что зацепиться, как будто край света. Река пустынна, серая, со связками брёвен посередине. На берегу бурелом - брёвна в беспорядочном виде, в навал возле самой воды. По другую сторону улицы у самого берега на верёвках сушиться стиранное бельё. У берега, где нет брёвен, несколько лодок, мальчик удит рыбу с мостка, служащего причалом для лодок. Две женщины с ребёнком сидят прямо на траве на пологом берегу. И почти безоблачное небо, летняя пора и... тишина.

Как только мы приехали (солнце было ещё высоко) на место, я тут же сел делать первый набросок, без предварительного рисунка. В этот вечер, до захода солнца, я сделал два наброска на картоне. Всего же за два дня сделал пять набросков и один этюд. Ночевал я в хате матери товарища, который меня сюда привез. Кроме набросков по теме я сделал несколько зарисовок ручкой в блокнот для себя. Старую баньку в огороде, улицу с лежащими бревнами, лодки возле берега, женщину с ребенком, сидящих у воды и другое.

Питаться пришлось в столовой от лесопильного завода. Столовая работала только в обед. Пища скверная, невкусная, так что приходилось полуголодным терпеть, пока за мной приедет вечером на машине светлановец. По пути к себе, возле мосте через реку, в магазине мы отоваривались, чтобы хватило и на ужин, и на завтрак. В субботу вечером мы решили гульнуть по предложению сотоварища. Взяли в магазине пару бутылок водки, закуски. Сели в машину и катнули подальше от посёлке, на реку. Ехали по дороге проходящей в лесу. Выехали на полянку, распадили костер и чудесно отдохнули. Плохо, я сильно перебрал и на другой день пришлось работать с больной головой. В этот же день вечером я уже был дома в Ленинграде.

Картина получилась тоже скучной, сиротливой не смотря на мои ухищрения. Чтобы показать ширь реки и её значимость для лесосплава, как транспортную артерию Северо-запада, я изобразил на реке небольшой пароходик с дымящей, трубой. Мне старожилы здешние рассказывали, что ещё не так давно такие пароходики ходили по реке. Кроме того, чтобы вызвать ностальгию у пятидесятилетнего инженера, я изобразил на небе грозовое облако и радугу. Но большего я сделать не мог, не хватило фантазии. Не знаю понравилась ли картина юбиляру. Мне она, откровенно говоря, не нравится, пустая для такого формата. Может на меньшем в половину формате картина смотрелось бы по другому, более насыщенной?

43.

По итогам конкурсе на лучшие художественные работы, проведённого на предприятии "Светлана" я был награждён дипломом второй степени и денежной премией (пятьдесят рублей). Несколько моих работ должны были быть выставлены в павильоне "Электроника" на ВДНХ в Москве. Дело в том, что в том, что в этом павильоне летом восемьдесят третьего года демонстрировались все достижения "Светланы" - её продукция: микросхемы различных типов, полупроводники, электронные лампы, рентгеновские трубки, различная бытовая техника, хрусталь и так далее. А также демонстрировались достижения в области культуры производства, труда и отдыха светлановцев. Одновременно в одном из залов проводилась конференция под рубрикой "Опыт ленинградского объединения "Светлана" по повышению эффективности и качества продукции". По условию конкурса всем занявшим первые три места по каждому виду творчества были выданы бесплатные путёвки для поездки в Москву. Кроме меня из семьдесят четвёртого цеха в Москву получил путёвку ещё начальник смены Величко, занявший первое место по изделиям выполненным из дерева. В Москве мы поселились, недалеко от ВДНХ, в гостинице "Ярославская". Эта гостиница мне уже была как родной дом. До этого я в ней останавливался дважды. Здесь почти всегда можно найти свободное место. В этой гостиницы много корпусов, к тому же рядом почти что находятся ещё несколько гостиниц: "Колос", "Космос" и гостинице на ВДНХ.

В первый день пребывания в Москве мы для приличия побывали в "нашем" павильоне, посетили семинар, где нам вручили фирменные блокноты с ручками для записей. Блокнот с надписью "Участнику семинара" нам не понадобился, так как на семинаре мы просидели до ближайшего перерыва. Все остальные дни (десять дней) мы были предоставлены сами себе. По вечерам я частенько заглядывал "на огонёк" к своему старому другу А. Михненко, где всегда находил радушный приём. Нам всегда было о чем поговорить. Мы делились своими успехами, много дискутировали об искусстве вообще, о живописи, цветомузыке, политике, экономике. Словом, мы могли говорить на любую тему. Мне всегда встреча со знающим, эрудированным человеком, каковым был Анатолий Петрович, доставляла удовольствие, хотя и не всегда и не во всём мы были согласны, но в большинстве своём мы понимали друг друга и мыслили почти одинаково. Видимо, наше воспитание было похожее в чём-то и от того наше мировоззрение, наш взгляд на те или иные вопросы, вещи мало чем отличались.

В будние дни я любил ездить по Москве, изучая её и делая наброски ручкой в блокнот. Так в блокноте "Участнику семинара" первым наброском стал вид на церковь, что возле гостиницы "Ярославская". Странно, но факт, я за все годы, бывая в Москве, ни разу не побывал на Новодевичьем кладбище и в монастыре. На этот раз я решил, во чтобы то ни стало, побывать там. К великому сожалению, и не этот раз мне, можно сказать, не повезло. Правильнее сказать повезло наполовину. Оказалось, что после некоторых, событий, якобы связанных с могилой Хрущёва, Новодевичье кладбище закрыли для "посторонних" посетителей. Пришлось довольствоваться лишь посещением Новодевичьего монастыря, в котором я провёл целый день и получил огромнейшее удовольствие и удовлетворение от увиденного и услышанного.

Мне повезло побывать в действующей церкви при монастыре. Вечером в церкви проходила службе и всё время пел церковный хор. В то время если предоставлялась возможность послушать духовную музыку или церковное пение, это считалось большой редкостью, даже удачей. Для меня это было настоящим открытием. Я слушал как поют монахи-певчие с замирением сердца и не мог уйти пока не кончились все песнопения. Звуки, глубоко запавшие в душу и уносившие куда-то высоко, ввысь обволакивая елейным туманом разум, еще долго потом продолжали откликаться эхом от высокие сводчатых потолков церкви и в смятенной душе. Я прежде ничего подобного не слышал . Первой моей мыслью было – жаль, что не было с собой магнитофона, вот бы записать на кассету эти божественные звуки.

Пережало, что на территории монастыря было много молодёжи и, что особенно радовало, что множество художников, которые встречались на каждом шагу, кто как и кто где устроившись делали рисунки, писали этюды. В основном почему-то в разных ракурсах делали этюды со старинного, ровеснику монастыря, собору. Я тоже решил запечатлеть его на память и сделал, набросок в блокноте собора и колокольни.
Поздно вечером, когда солнце спешило к закату, я покинул монастырь и ещё раз решил взглянуть на него со стороны. Оказалось, что возле монастыря, сразу за его стенами, великолепное местечко с живописными ивами на берегу огромного пруда, в водах которого отражение Новодевичьего монастыря, его башен и куполов.  Сейчас, когда я пишу об этом, на ум приходят слова из известной песни: "Чистые, пруды, застенчивые ивы", которая как нельзя лучше подходит к той картине которую я наблюдал, но тогда ещё кажется эту песню не пели.

Я долго выбирал себе место, чтобы сделать рисунок. Наконец, как мне кажется, выбрал наиболее интересное, с которого оказались хорошо видно все строения монастыря. С места, оказавшегося среди ив и кустов, я сделал "Общий вид на Новодевичий монастырь" себе в блокнот. На рисунке, сделанном ручкой, за высокой монастырской оградой с прямоугольной и круглой башнями, надвратная церковь, колокольня, собор и церковь, в которой проходила служба.

44.

В дни нашего пребывания в Москве, стояла неимоверная жара. Поэтому дня два я вынужден был провести у воды - искупаться, позагорать. Один день я провёл на водоёмах в парке "Сокольники", а второй – на платном пляже с бассейном, что недалеко от гостиницы.

Конечно же, я не мог не побывать снова в "Третьяковке". К этому времени, по моему заказу, все мои работы - живопись и графика - были сфотографированы и сделаны слайды и цветные фотографии в двух экземплярах. Один экземпляр цветных фотографий я взял с собой в Москву, чтобы показать другу и узнать его мнение. Когда же надумал идти в "Третьяковку", возникла мысль подарить эти фотографии с моих работ в научный отдел картинной галереи.

В дирекцию "Третьяковки" охрана меня пропустила "без всяких яких" - тогда ещё про террористов не слышно было. Только спросили о цели моего прибытия. Меня любезно принял сам директор в своём кабинете Он оказался довольно приятный, тактичный мужчине лет сорока пяти на вид. Выслушал меня с искренней заинтересованностью, но принимать подарок для галереи не хотел, ссылаясь на то, что у них не предусмотрено хранить и брать на хранение мелкие вещи типа фотографий, слайдов и т.п.

И всё же (видимо для приличия, чтобы меня не обидеть) он уступил моим горячим доводам и после консультации с кем-то по телефону и личного просмотра фотографий, согласился их принять. Я был на седьмом небе от радости. Пусть их никто не увидит и они пролежат забытые всеми в уголке какого-нибудь ящика, но всё же... Как известно, надежда умирает последней. В голове теплилась мысль, что может быть, когда-нибудь, чья-нибудь рука их возьмет и "пыль от хартий отряхнёт…"

45.

В последний день в Москве я отправился на Красную площадь, но предварительно решил погулять по центральной части города, осмотреть Кремль. Гуляя по Красной площади, я всё время искал, чтобы такое нарисовать необычное, ведь кто только не рисовал Красную площадь, неверное нет художника, который будучи в Москве не пытался изобразить Кремль, Красную площадь или хотя бы их фрагменты. И не удивительно, ведь это сердце нашей Родины, дорогое для каждого патриота, к тому же "сердце" красивое.

Выбрав место на углу ГУМа - напротив Спасской башни - я раскрыл блокнот и стал делать зарисовку части площади с Храмом Василия Блаженного, Лобным местом, памятником Минину и Пожарскому, башнями Кремлёвской стены и Спасскими воротами с башней. Возле меня прохаживался туда-сюда мужчина в штатском и, то и дело, посматривая, что я делаю. Вдруг, всё движение на улице, выходящей на Красную площадь остановилось. Я посмотрел на площадь и сразу всё понял. Из ворот Спасской башни выехал небольшой кортеж черных лимузинов и на полной скорости промчался мимо меня. Я даже не успел, что-либо разглядеть, кто проехал, но по всему было видно, что, как минимум проехали люди из правительства.

Кроме панорамного рисунка на Красной площади, я сделал набросок "поста № 1" - часовых у входа в мавзолей Ленина.

46.

Надо сказать, что для меня восемьдесят третий год был насыщен событиями, а именно - в апреле месяце, я получил отпуск. Случайно я узнал, что в профкоме Объединения имеется "горящая" путёвка по маршруту город Ставрополь-курорт Кисловодск. Для этого времени года, лучшей турпутёвки било не найти. Мне давно хотелось побивать в этих местах, как раньше говаривали, на Водах или их ещё называют "лермонтовскими местами". Это район минеральных источников, кубанского казачества, живописнейших горных массивов и тёплого климата. Горы, в любое время года, прекрасны, величественны и неприступны, но летом, конечно же они не могут соперничать с морем, так же как море не может соперничать с горами зимой - это с точки зрения отдыхающего, тем более туриста. Для художникам (кроме мариниста) горы несравненно интересней, чем море. В горах, как говорится, есть за что глазом зацепиться. Красотища - куда не посмотришь, раздолье для художников-пейзажистов.

До Ставрополя добрался поездом с опозданием на один день. Здесь мы должны были пробыть пять дней. Жили в лучшей гостинице города в центре. Питались в ресторане при гостинице. Первым делом, как всегда, я пошел знакомиться с городом. Город небольшой и показался довольно заурядным. Наверное, любой провинциальный город в сравнении с Ленинградом будет казаться небольшим и заурядным. Центр города расположен на возвышенности и имеет хорошую планировку, улицы прямые. С верхних этажей гостиницы хорошо просматривается и нижняя часть городам (привокзальная) с зоной отдыха - лесопарком и прудом. По городу у нас была экскурсия - мы познакомились с историей основания крепости казачеством. Интересно, что как раз в то время, когда экскурсовод раскапывал про казачество, откуда-то снизу -нижней части города - повеяло (потянуло) степью. Где-то топили кизяками, соломой, видимо смолили кабана. Невольно вспомнилось детство, Украина Полтавщина, с её степными просторами. Подумалось, места резные и расположены далеко друг от друга, а запахи одинаково любимые, знакомые, навевающие ностальгические воспоминания, чувство Родины.

Вторая экскурсия была очень интересной, с поездкой на целый день на автобусах в Домбай. Впечатление незабываемое на всю жизнь. Не было наверно человека, который побывав в Домбае, не восхищался этой дивной сказочной красоты, жемчужиной гор Большого Кавказского хребта. Я был просто потрясен увиденным, был в неописуемом восторге. Даже теперь, спустя более двадцати лет, я отчётливо вижу, закрыв глаза, перед собой все виденное в Домбае и ощущаю то настроение, в котором я тогда пребывал.

 С благодарностью я вспоминаю фотографов, которые фотографировали нас. Я сфотографировался два раза на цветную фотографию. Один раз - на нижней площадке Домбая со всей группой, а второй - когда поднимали на гору на канатном подъёмнике. Хотя в Ставрополе и по дороге в Домбай снег уже растаял и было сравнительно тепло, в самом Домбае, в горах, сыпал снежок, мела метель, но народу было много - приехало сразу несколько групп туристов на экскурсию и горнолыжников кататься на лыжах. Наша группа поднялась по канатной дороге вверх по склону на нижний ярус, поросший дремучим еловым и пихтовым лесом. Прямо на свежем воздухе отведали шашлыков.

Место было исключительно живописное, уютное. В лесу, в метровой толще снега, покрытые мхом и лишайником, стоят толстые и высокие стволы деревьев. Воздух чистый, с ароматом дымка и жженных шашлыков. Дышится хорошо и аппетит исключительный. Если внизу мело, то здесь было уютно и тихо. Подумалось, вот где лечиться астматикам и туберкулёзникам.

Жаль, что все, даже самое приятное и интересное, когда-то кончается. Кончилась и наша экскурсия на один из райских уголков Кавказа, на чудо созданное природой - Домбай. Чтобы поесть на Домбай мы проехали на автобусе туда и обратно по интересным местам Теберды, Черкесии и Хакасии. Но по сравнению с Домбаем, с тем что мы там увидели, они на обратном пути казались незначительными, неинтересными. Поэтому не обратном пути почти все в автобусе спали. Я не спал, а сидел с закрытыми глазам и видел перед собой незабываемые картины Домбая. Периодически я открывал глаза для того, чтобы посмотреть, где мы едем. Вот кончились горы, вот выехали к водохранилищу, вот - к оросительной системе каналов и, наконец, выехали на автомагистраль республиканского и союзного значения ведущую на Минводы. К ужину мы были в Ставрополе.

В поездку на Домбай я взял фотоаппарат и сделал тем несколько снимков, некоторые получились довольно удачными. Много фотоснимков мной было сделано во время прогулок по городу. Я прошел город вдоль и поперёк, чуть ли не по воем улицам и переулкам и сделал несколько набросков в альбом.
 
47.

Чем мне особенно запомнился Ставрополь, от чего я испытал огромное удовлетворение, насладился уведенным - познакомился там с творчеством художника-пейзажиста П. Е. Гречишкина. Гуляя по городу я заглянул в Краеведческий областной музеи и остался там часа на три не меньше. Меня зачаровала живопись художника, насыщенная богатством цвета и ярких красок, сочная, напоминающая театральные декорации. От всего уведенного я не мог оторвать глаз, мне импонировала палитра и манера передачи уведенного в ярких цветах. Так живописно горные пейзажи ещё пожалуй не изображал ни один художник. Гречишкин - это Айвазовский в горах - певец гор, их тонкий знаток. Я долго ещё жил под впечатлением уведенного и с мечтой изобразить что-либо подобное. С тех пор мною написано около десятка горных мотивов, но ни один из них, как мне кажется, не может сравниться даже с самым неудавшимся пейзажем Гречишкина. Я хотел бы быть его учеником - учеником короля горного пейзажа. Никогда бы не подумал, что горы можно вот так красиво изобразить. Полотна этого замечательного живописца можно сравнить с россыпью драгоценных камней. Тут тебе и изумруд, и амазонит, александрит и ауляр, хризоберилл и яшма, оливин и лабрадор, янтарь, аметист, опал, сердолик, сапфир, берилл, рубин, циркон и другие.

Спустя пару дней нас перевезли автобусом в курортный город Кисловодск на турбазу со странным названием "Велинград". Турбаза расположена на окраине Кисловодска, недалеко от "Лермонтовского кольца”, у подножья небольших сопок, рядом с озером. В туркомплекс входят четыре спальных многоэтажных корпуса, большой пищеблок и хозяйственные постройки. Нашу ленинградскую группу разместили в последнем, четвёртом корпусе.

В Кисловодске у нас было несколько экскурсий и одна другой интересней. Первая, как всегда, ознакомительная экскурсия по городу-курорту, пешеходная с посещением минеральных источников. Затем была экскурсия по перку с поднятием по канатной дороге в олимпийский городок. Была экскурсия в дом-музей художника Ярошенко, к ресторану "Замок", находящийся в одном из живописнейших ущелий. По дороге к ресторану находится источник свободно текущей минеральной воды. Кроме того, была пешая экскурсия к "Кольцу Лермонтова" и автобусная поездка через перевел в Карачаево-Черкесию. Также мы ездили на ознакомительные экскурсии поездом в Пятигорск и Железноводск.

От всех этих экскурсий масса впечатлений. Одно знакомство с жизнью и творчеством художника Ярошенко что значит. В Пятигорске побывали во всех местах, связанных с именем поэта Ю. М. Лермонтова. Нас (в группе и по одному) много во всех местах от фотографировали. Я своим фотоаппаратом тоже сделал много снимков на память, многие из которых получились неплохо.

Чем запомнился весь этот курортный район, под общим названием район кавказских минеральных вод, куда относятся такие города-курорты как Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск? Пожалуй, главное - это кипением жизни. Очень много отдыхающих, лечащихся, много красивых женщин и девушек, много туристов, много всякого роде лечебных комплексов: санаториев, пансионатов и прочих здравниц.
Красивая и разнообразная архитектура самих здравниц и старинных особняков. Много зелени: парков, садов и скверов. Постоянно ощущается праздничное оживление, всюду улыбающиеся лица и много солнца. В Кисловодске, например, в году триста дней солнечных.

48.

Помимо экскурсий предусмотренных турпутевкой, проводились экскурсии по желанию. В один из таких турпоходов решил сходить и я. Желающих идти в трёхдневный поход в горы к так называемому "Медовому водопаду” записалось со всех групп человек двадцать, в основном молодые люди в возрасте до тридцати лет. Я пожалуй, был самым старым из всех (мне тогда было за пятьдесят). После прохождения специальной медкомиссии нас, отобранных, экипировали соответственно для пребывания в горах, мы получили на три дня сухой паёк и разместили всё равномерно по рюкзакам. Мне досталось нести сырое мясо для шашлыков - килограммов двадцать наверное. Получилось так, что все кому не предлагали из ребят помоложе нести его, даже попеременки, никто не согласился, а без шашлыке в горах, надо понимать, совсем не тот коленкор. Зразу же после завтрака вся наша группа двинулась в путь. Возглавлял группу опытный экскурсовод-проводник – он же фотограф, мужчина лет сорока пяти, местный житель. Он хорошо знал окрестности Кисловодска. В прошлом спортсмен, учитель истории, хорошо знающий историю кавказских народов.

Сначала идти было легко. Тяжесть за плечами почти не ощущалась, ничего не давило ", не натирало спину. Было даже приятно ощущать за спиной холодок, идущий от мяса вынутого из морозилки. Это бодрило, было не так жарко, как другим. Сначала путь лежал по асфальтированной дороге. Прошли мост через горную речушку, питающую своими водами озеро, что возле туркомплекса. Прошли источник минеральной воды, где хорошо напились и за запаслись холодной ключевой водой. Дойдя до ресторана "Замок" мы решили сфотографироваться всей группой на фоне ресторана, а затем на фоне кафе "Сакля". Этим красивейшим уголком природы, небольшим "пятачком", где находятся два этих необычных по своей архитектуре, выдержанной в кавказском стиле и в стиле модерн, шедевра и заканчивалась асфальтированная дорога. Дальше кругом горы скалистые и еле заметная горная тропа.

Пока было время я решил им воспользоваться, чтобы сделать снимки по своему усмотрению. С этой целью мне пришлось взобраться по почти отвесной скале, поросшей кустарником и деревьями выше метров на десять и сделать несколько панорамных снимков сверху. Дело в том, что по ущелью меж камней огибая "Замок", журча протекает горная речка, которой не видать на снимках сделанных внизу, Можно лишь догадываться по перекинутым через неё мостикам. Можно было себе представить, как красиво бывает здесь осенью, при разноцветье красок. По закону гор, перед тем как ступить на горную тропу, руководитель провёл с нами короткий инструктаж. Впереди идет он, как самый опытный, хорошо знающий тропу, проводник. Позади - самый выносливый и серьезный. Мужчины, в промежутке, должны чередоваться с женщинами. Меня экскурсовод назначил идти замыкающим группы.

Я должен был сам не отставать от группы и следить, чтобы сзади меня никого не было, никто не должен отстать. По мере того, как тропинка поднималась всё выше и выше в горы, а солнце припекало всё сильней и сильней, наша группа незаметно стала растягиваться всё больше и больше. Пришло время мне почувствовать, что за спиной у меня не просто тяжесть, а коварный груз, лежащий до сих пор, как бы в ожидании удобного случая, чтобы сотворить пакость. И вот этот случай наступил.

При переходе через речку я чуть было не свалился в холодный бурлящий поток. Был как никак апрель, месяц и хотя солнце уже палило во всю, вода в горной реке была холоднющая, как лёд, так как происходила от таяния снега в горах, Перепрыгивая с камня на камень, я потерял равновесие - по инерции мясо в моём рюкзаке сместилось на один бок и чуть не потянуло меня в реку. Огромным усилием мне удалось изловчиться и я всё же удержался на камне. Наученный опытом, далее мне пришлось быть осторожней. Ещё несколько раз приходилось преодолевать водную преграду следуя тропинке ведущей то на левый, то на правый берег, пока, наконец, мы не преодолели пятнадцати километровый путь.

До конечной цели, до "приюта" мы добрались часам к пяти вечера, наверное. Девчата и женщины хоть и шли налегке, но устали казалось сильнее мужчин, поэтому сразу разошлись по комнатам и на отдых до ужина. Мужчины же, после короткого перекура, разошлись по окрестным склонам гор в поисках дров, сушняка для костра. Все склоны в кустарниках орешника, под которыми еще можно было находить прошлогодние орехи, но сухих деревьев было очень мало, видимо группы, побывавшие здесь до нас ещё осенью хорошо постарались. Но как бы там ни было, а через час недалеко от специального места, отведённого для костре, лежала огромная куча дров.

Теперь настало время знакомства с "Приютом". Он представляет собой несколько довольно приличных на вид построек - это два спальных помещения (для мужчин и для женщин), помещение, где живёт обслуживающий персонал и помещение пищеблока. Все продукты принесённые с собой, кроме мяса, сразу сдали на кухню, где нам стали готовить ужин. Так как ночи в горах холодные, то для сна всем выдали спальные мешки.

Не думал, что впервые мне придётся спать в спальном мешки, находясь на тёплом Юге. Надо сказать, что удовольствие не из приятных лежать, как колода всю ночь на спине, не пошевелиться, ни тем более, перевернуться на другой бок - не отдых, а мучение. Как только обосновались по комнатам мужчины, да наверняка и женщины - первым делом вытащили из рюкзаков спиртное, нехитрую закуску и сели за общий стол, чтобы отметить поход. После ужина организовали танцы, пели песни, а ближе к ночи разожгли костер. Примерно, через полчаса нагорел жар и можно было начинать жарить шашлыки.

Не успело солнце спрятаться за ближайшие горные вершины, как в ущелье стало прохладно и сыро и сразу стало быстро темнеть. Как известно, южные ночи тёмные и казалось, что огромный костер озаряет всё вокруг и чем темнее становилось, тем ярче казалось племя костра. Ещё не успел костёр прогореть, как откуда-то с гор верхом на лошадях к нам на шашлык, как бабочки на огонёк, наехали "джигиты" из горных аулов. Откровенно говоря, нам, мужчинам, стало мягко говоря, неуютно в такой "дикой" компании, особенно после того, как горцы бесцеремонно сгребли добрую половину наших шашлыков из углей. Дело чуть было не дошло до драки. Слава богу, этого не случилось, а могла бы пролиться кровь, ведь все "джигиты" имели у себя на поясе кинжалы. Кинжал является их обязательным атрибутом и входит неотъемлемой частью в национальный костюм. В нашу сверх эмоциональную перебранку с "джигитами" пришлось вмешаться нашему экскурсоводу, когда ситуация стала угрожающей - горцы стали приставать грубо, даже нагло, к нашим девушкам.

Только далеко за полночь лагерь утихомирился. Перестали слышны быть за окнами смех, беготня, визги. Видимо, до прихода в "приют" следующей группы, горцы разъехались по своим аулам, с тем чтобы, в следующий приход новой туристической группы, также совершить вероломный набег, чтобы полакомиться на "шару" шашлыками и попробовать подцепить девушку "слабую на передок". Это развлечение у них видимо превратилось в привычку, во что-то само собой разумеющееся. Впервые в своей жизни, я залез в спальный мешок и тут же отключился, утомлённый событиями дня.

49.

Весь следующий день мы лазили по горам, где нас периодически фотографировал экскурсовод. Затем, по специальным лестницам, мы спустились в глубокий каньон к подножию "Медового водопада" - цели нашей экскурсии. Кроме основного - "Медового водопада" - здесь оказалось ещё три других водопада. Самый страшный из них – "Гремучий" водопад, на который мы наткнулись в каньоне прежде чем дойти до "Медового" водопада. Вода, падая с высоты в воронку из камней, бурлит и ворочает бревнами и камнями в ней. При этом создаётся страшный, оглушающий силы грохот, слышимый за версту. Один бы ни за что к этому водопаду не приблизился бы. Ужас охватывает даже когда находишься рядом в большой компании. Так вот, в этот адский водопад я чуть было не свалился.

Я решил его сфотографировать сверху, но для этого мне понадобилось перепрыгивать на округлённый водным потоком большой камень, лежащий посреди водного потока, низвергавшего свои воды вниз. Когда меня угораздило прыгнуть на этот скользкий округлый камень, я поскользнулся, потерял равновесие и чуть было не свалился в бурлящий холодный поток в метре от ужасной смерти. Не хватало только подумать словами Пушкина: "Так вот где хранилась погибель моя...". Буквально в последний момент я чудом развернулся на сто восемьдесят градусов и одной, "срывающейся" ногой, опёрся на другой камень - оказался стоящим "в раскоряку". Наверное в это время в моей голове прибавилось несколько седых волос, скажу только что страх я испытал ужасный, как только представил, что могло случиться, если бы я упал в воду.

Обошли все водопады и у каждого сфотографировались и выслушав легенду связанную с водопадом, мы выбрались из каньона. Оказывается, что самый красивый и высокий "Медовый" водопад называется так потому, что давным-давно в этом каньоне было очень много диких пчёл, гнездившихся на крутых склонах в земле и мёд прямо ручейками струился по камням, образуя медовый водопад. Побывали мы и на скале, где снимался эпизод дуэли поэта Ю.М. Лермонтова. Мне посчастливилось увидеть и заснять редкую зрелищную, эффектную картину - такое можно увидеть лишь в кино. Над падающим с большой высоты "Медовым" водопадом - маленькая фигурка всадника-джигита на вздыбленном чёрном коне. Снимок был сделан с противоположного от водопаде "берега" каньона, от приюта. Обо всём, что касается гор, ущелья, водопадов - нам подробно рассказал наш проводник. По всему было видно, что он знает и любит свое дело. Общение с людьми, передача им своих знаний доставляло ему удовлетворение и понимание полезности своего дела. Впечатлений от похода осталось очень много. Впоследствии я даже жалел, что в то время еще не записывал обо всём увиденном и услышанном.

Последний день в водопадах у нас был днем отдыха – гуляли, загорали. Я сделал несколько зарисовок ручкой в блокнот. К сожалению день выдался ветреный (в ущелье дуло, как в трубе) и было холодно - зябли руки. С питанием всё было хорошо, так как помимо обязательного трёхразового питания, у каждого было чего поесть в рюкзаке. И не только поесть, но и попить.

Последние несколько дней в Кисловодске мы были предоставлены сами себе, могли идти и делать куда хотим и что хотим. Я, как всегда, от завтрака до обеда и от обеде до ужина гулял: по городу, по парку, по окрестностям города. Останавливался и делал зарисовки и фотоснимки заинтересовавших меня мест. Добрался я и до "Лермонтовского водопада" и до "Лермонтовской скалы". Походом по "Лермонтовским" местам я так увлёкся, что забыл про время. В туркомплекс "Велинград" возвращался, когда солнце скрылось за горами и в домах зажигались огни. Побывал на кладбище, где находится могила с памятником революционера-народника и изобретателя реактивного летательного аппарате Н.И. Кибальчича. Там же много могил воинов, умерших в госпиталях Кисловодска во время ВОВ. Обошел чуть ли не все санатории и пансионаты. Попил резной минеральной водички. Из любопытства, заглянул даже в ресторан "Замок" с чисто национальными обычаями и кухней.


(продолжение следует)


Рецензии