Пролог Доступные среды...

«Он, гад, шептал мне в ухо по-латыни "смерть", а я назло ему орал приставку "а"»
Александр НЕПОМНЯЩИЙ –«Цветочек»

Всё, что вы не знали,  хотели, но боялись спросить о жизни инвалидов в России, вы найдете в этой книге. Сходите на кухню, возьмите чайку, (но лучше водки) и возвращайтесь, мы поговорим про такой ныне модный термин, как  «Доступные среды». Вы, наверняка, его слышали по телевизору, по радио, читали о нем в газетах, по Интернету, вам уже вложили неправильное представление об инвалидах в целом и о «Доступных средах» в частности. Здесь я постараюсь разрушить выгодную, официальную и циничную мифологию.
Социальные рекламы под лозунгом «ДОСТУПНАЯ СРЕДА», что показывают по федеральным каналам, ужасные на мой взгляд.
В мою душу запали три абсурдных, сюрреалистичных ролика, они направлены на то, чтобы показать у инвалидов всё солнечно, так безоблачно, и у многих обывателей складывается представление, что инвалиды как сыр в масле катаются. А если, по-честному, такие социальные рекламы, должны призывать к равенству и братству между людьми, быть направлены   на интеграцию инвалидов в общество, чтобы люди не отталкивали нас, наоборот проявляли заботу, были готовы оказать любую помощь и поддержку пусть хоть добрым словом, непринужденным общением, лучше, конечно же, делом. Но этого в существующих роликах и близко нет, этим даже не пахнет. «А что же там есть?!» -  спросите вы. А я вам сейчас в красках отвечу.      
Представьте себе обычную среднестатистическую  русскую школу   в глубинке и среднестатистических старшеклассников (только почему-то они все жутко напоминают средние школы и классы из второсортных американских молодежных, плюющих гормонами, с позволения назвать, комедий, да таких, что Аристотель вертится в своей могиле как детский волчок ). Вот там показывают школьников и школьников, условно-инвалидов, готовящихся стать кто химиком, кто физиком, учителем, математиком, ученым. Ну, прямо министерство образования сказку сделали былью, из школ  создав апогей коммунизма: «От каждого по способностям,  каждому по потребностям!»  Кульминацией этого ролика становятся кадры, как из актового школьного зала после крутого рок-концерта выносят на руках парня на коляске, но с гитарой и чествуют его, как Курта Дональда Кобейна, затем появляется гордая надпись: «Доступная среда».
Кто писал сценарий к этой рекламе? Он знаком с проблемой изнутри, видел инвалидов хотя бы на улице? Где они нашли такую школу и почему я там не учился? Хотя у меня была самая лучшая школа в мире, меня любили все учителя и директор, потому что я тянулся к знаниям. Правда, мне изрядно подпортили настроение на вручении аттестата зрелости, когда меня не пускали в зал ДК на коляске, так как она с улицы, а в зале ковры. Театр абсурда во всей красе. «Ну, конечно, ведь – скажете вы – 9 лет назад Доступных сред не было, одни четверги». У меня не было выбора поступать, кроме как  заочно на филфак (правда, можно легко было поступить платно и учиться дистанционно, что ограничивает общение с преподавателями и с однокурсниками), но это и хорошо, я стал тем, кем стал. Мне повезло поступить на заочное, на следующий год заочное отделение у филфака закрыли.   
О следующей социальной рекламе говорить особо нечего. Мелькают счастливые семьи, и приятный, хорошо поставленный голос произносит бессмыслицу: «Семьи бывают богатыми и скромными, веселыми и грустными и т. п. и т. д. с инвалидом  и без». Это всё равно,  что говорить художнику, что есть три основных цвета и если их смешать, то получатся все остальные. Как математику говорить, что дважды два – четыре. Как физику написать формулу относительности E=mc2. Как лингвисту-русисту говорить из какого языка произошел старославянский. То есть информация банальная, что-то давно известное и, выражаясь лингвистическими терминами, в высказывании совершенно отсутствует рема.
Но третья реклама самая лживая, циничная и бесчеловечная. Маленькая девочка читает стишок о том, что в России она может кем угодно стать, и врачом и учителем, писателем, забыла добавить, оперативником,  военнослужащей, следователем уголовного розыска, пожарником, монтажником, высотником, феей, эльфом и единорогом, у нас страна возможностей, все двери открыты, все ждут ее с распростертыми объятьями. В это время показывают веселых детишек и в конце показывают героиню: она счастливая-счастливая едет по пандусу в синей коляске-гробу из Китая, спасибо партии за нее. И с пафосом юной патриотки заявляет, что инвалидность не беда. Конечно же, не беда, это не подходящее слово, в русском языке есть более яркие слова, но, правда, они находятся все в области ненормативной лексики, и я сейчас не буду их перечислять, вы сами взрослые люди, только представьте апокалипсис на поле Армагеддона, две Мировые Войны, торнадо, и прочие катаклизмы. Представили?  Хорошо. Теперь охарактеризуйте это  одним словом. Правильно. Именно слово из шести букв, причем в полной форме. Наверное, именно это имели в виду авторы социального ролика. Если нет, мне жаль их, они бездушны.
Теперь поговорим о телевидении, ведь оно зеркало современного общества, и пусть говорят, это средство   отмирает, это не так. Федеральные каналы ищут более-менее успешных инвалидов, которые имеют своих детей и живут самостоятельной жизнью, ну и, конечно, чествуют паралимпийцев, и есть за что!!! Но то счастливые исключения из правила. А как правило, если очень повезет с родителями и с остальными родственниками, подавляющее большинство нужно только родне, впрочем, как и все люди, тут полное равноправие у нас. Общество еще не привыкло и не подготовлено к инвалидам: одни боятся неэстетичного вида, другие мажут всех одной сажей, думая, что все инвалиды страдают слабоумием, забывая самого умного человека на Земле – Стивена Хоккинга. Я надеюсь, что эта книга послужит своего рода откровением и люди сделают шаг навстречу инвалидам. Простите мне мою детскую наивность.   
  Пару слов буквально о специализируемом канале. Канал ИНВА МЕДИА больно уж пафосный. Он, как и федеральные каналы, повествует о жизни успешных. Я, конечно, не знаю, может в Москве именно так живут. Но Россия необъятная, она столицами не заканчивается.
Русский кинематограф находится почти на дне, сейчас снимают только глупые комедии для канала ТНТ.  Русский  арт-хаус еще хоть как-то барахтается и пытается выплыть на берег. Но в основном фильмы, претендуя на инструкцию по эксплуатации современности, спускаются в клоаку быта русской провинции. Одни режиссеры учат школьниц своих родителей слать на три знаменитых русских буквы. Другие пошли еще дальше и показали, как правильнее и изощрение унижать инвалидов, а общество ведь это смотрит и берет модель поведения у любимых героев. Да и в Европе не лучше: там снимают о том, компания инвалидов едут в специализированный дом терпимости.  Один фильм правильно показывает инвалида – «1+1». Я не буду пересказывать фабулу фильма, кому нужно, те посмотрят или уже посмотрели.
Как люди в действительности относятся к инвалидам, я ощущаю на себе. Как только люди начинают  общаться со мной, держат некую дистанцию, через некоторое время они удивляются, что я простой, общительный, образованный парень, полноценный  мужчина двадцати семи лет. Я  живу полноценной жизни, как говорится на все руки от скуки, но все мои таланты и способности пока не нужны этому обществу только потому, что я, видите ли,  на коляске, люди не задумываются, что  это просто моя особенность, небольшой нюанс и ничто человеческое  мне не чуждо и то, что положено мне по возрасту тоже.  Они  считают, мою инвалидность преградой, ширмой, одиночной камерой, где царит вечная весна. Это диаметрально не так, меня воспитывали свободной личностью, я всю жизнь ломаю свои цепи, ломаю в умах стереотипы, устоявшие годами любые ярлыки, которые так и норовят на меня повесить все, кому не лень. Я люблю свободу, меня к ней с детства приучили Александр Башлачев и Егор Летов.    Нельзя  называть  меня человек с ограниченными возможностями, ибо мои возможности безграничны. Я всегда говорю, что  ДЦП – не болезнь, а стиль жизни.  Вот у Радиона Романовича Раскольникова была концепция, согласно которой он решил, что право имеет на убийство старушек, а я вот тоже не тварь я право имею  на Дружбу, Счастья, Любовь и светлое будущее. Посыл этой книги один, если разобраться: дайте мне возможность жить самостоятельно, создайте условия построить свое собственное счастья, создать крепкую семью. Если вы не желаете мне в этом помочь, то хотя бы не мешайте. Давайте жить по Конституции. И так думает всякий разумный человек, я уверен.   
Ну, а пока зимой практически невозможно на коляске доехать до автобусной остановки, особенно в снегопад, когда коммунальщики не справляются с выпавшими осадками. И далеко не во всех маршрутах автобусы приспособлены для инвалидов, большинство автобусов со ступеньками. А  таксисты часто отказываются везти инвалида с коляской. Переходя дорогу, можно колесом заехать в трещину у трамвайных путей и упасть головой об асфальт.
А врачи циничны, им наплевать на пациентов, они могут поставить неправильный диагноз, даже лекарство перепутать, сломать жизнь, угробить, укоротить, и они при любом раскладе выйдут сухими, как чиновники, как президент. Причем  я говорю об очень конкретных случаях, к сожалению.
Так что лучше не снимать невнятные рекламы, передачи, и не делать громких заявлений, а проводить реальный ликбез на тему «Как правильно обращаться с инвалидами?» среди гражданского общества, улучшать инфраструктуру, не создавать «Бренд инвалидности», а создавать рабочие места, и не встречать людей по одежку, а смотреть прямо в душу.
Я искренне надеюсь, что эта книга чуть-чуть да приблизит доступную среду к тому, чтобы она стала реально доступной. И вообще Доступные среды!!! Доступные среды!!! А я вот хочу, чтобы все дни недели были доступными, а не только среда! И  Наша Родина станет уютной страной. Не возражайте, дайте помечтать…
21-29.09.2015 Толстиково………………………………….Никола А. Кузнецов 


Рецензии
Замечательно! И очень актуально

Анна-Корнелия Квин   19.12.2018 13:05     Заявить о нарушении