Кружево первое. Сначала все непонятно...

                - Как ты это делаешь?!!
                - Что именно из того, что я делаю, «как»?
                Впрочем, не важно. Если я начну думать «как»,
                я не смогу это делать. Я не думаю, я делаю...
                (Из разговора с другом)

         Вместо предисловия. К написанному ниже совершенно не относится (если есть хоть что-то, что к нему не относится)

   Мир Булгакова... это такое волшебное пространство, которое, если однажды «посчитало» вас и включило в свою реальность (совершенно вашего согласия для этого не спрашивая), начинает считать вас то ли своей собственностью, то ли частью себя, жить вокруг вас, появляясь и исчезая независимо от вашего желания и нимало не интересуясь готовы вы сейчас к этому или нет.
Оно врывается в вашу жизнь когда хочет и делает в ней что хочет, вовлекая вас в свою яркую ярмарочную круговерть, и, громко «наследив», внезапно исчезает, чтобы опять появиться в самое непредсказуемое время, в самом непредсказуемом месте со всеми своими балаганными плясками и святочно-фольклорными чудесами…
Так и живем - шумно, весело, непредсказуемо... Чудим и волшебим на всю катушку и прекращать не собираемся

          Волшебное слово «вдруг» или «дело пахнет керосином»

   «Дзинь!» Дверной замок за спиной щелкнул как-то уж очень подозрительно… «музыкально». Знакомая разухабистая мелодия заиграла где-то в отдаленных уголках сознания, мелькнуло что-то ярко-карнавальное, а в голове даже не успело пронестись стандартное «что-то не так», как в нос ударил знакомый запах. Как сказано в известной книге, «в воздухе густо запахло» … А вот и нет, а вот не угадали! Не парикмахерской, — керосином. С некоторых пор фраза «запахло керосином» приобрела для меня совершенно конкретные формы и формы эти … Впрочем, время лирических отступлений еще не настало, так что не будем отвлекаться.
На встречу мне выбежал мой пекинес Кузя, привычно виляя всем телом, и как-то виновато-недоуменно гавкнул. Он все еще не мог привыкнуть, что то, что видно и то, что слышно или можно унюхать в нашей квартире не всегда совпадает.
- Ну и где этот починяющий примусы? Опять провонял всю квартиру керосином!.. – я постаралась придать голосу «сердитость», но радостные нотки скрыть не удалось. — Может он соизволит «выйти из сумрака»?
Когда-то (во второе пришествие ко мне МиМ), я писала диссертацию по фольклорным мотивам у Булгакова и именно тогда с удивлением узнала, что дети до 3 лет и животные видят то, что взрослым становится недоступным. Тот мир, который в фольклоре называют «Навь» или «Навье царство». От себя добавлю: кошки видят все, собаки почему-то избирательно. Видимо, в силу своей бОльшей «сближенностью» с человеком.
Проследив взгляд кошки, я повернулась к дивану.
- Любезная Донна, я же не был уверен, что Вы появитесь одна. С Вашей-то общительностью… Согласитесь, очень действенный способ сразу сообщить Вам о своем прибытии и остаться незамеченным другими, ежели таковые будут, — на диване начало медленно проявляться нечто большое, черное и пушистое. — Можете не говорить, я тоже безмерно рад Вас видеть.
- А заодно и дать этим «таковым» повод ретироваться побыстрее. Ты по делу, или я ставлю чайник, и мы идем опустошать мой холодильник? — я улыбалась, как ярмарочный зевака перед скоморохами.
- Княгиня, когда это дела мешали нам опустошить сей полезный бытовой прибор? – кот вальяжно развалившийся на моем диване потянулся и прикрыл зевок лапой.
Я заглянула на кухню, протянула руку к тумбочке возле двери и нажала кнопочку чайника.
И вот тут, по закону жанра, положено так любимое нашими классиками «лирическое отступление». Традиции на то и существуют, чтобы их чтить и продолжать… Традиционно…

        Лирическое отступление или «Дань традициям».

   С чего и когда все это началось?
   Пожалуй, все же с диалога с шефом лет так… «боже, как давно это было…» тому назад и примерно через год-два после окончания школы:
   - В таком состоянии, как у меня сейчас, впору на столе танцевать...
   - В таком состоянии, как у тебя, на метле летать, а не танцевать!
И «вдруг» (ох уж это «вдруг»), сразу после фразы о полете, шеф спросил, читала ли я Булгакова. Надо сказать, что мне, конечно «39 лет и никогда не будет больше. Ни на один день», но, сознАюсь честно, помню времена, когда «МиМ» еще не был в школьной программе, а взять его в библиотеке считалось чудом, покупка вообще была делом нереальным, т.е. даже не чудом, а антинаучной фантастикой или утопией… Несколько раз, по совету подруги (ох уж эти мои волшебные подруги…), я порывалась прочесть роман, но в библиотеке он стабильно был «на руках». После вопроса шефа я решила «пора прочесть» («дзинь») и, опять это волшебное «вдруг», — на следующий день книга оказалась в наличии!.. Так началась моя первая любовь с первого взгляда, вернее, с первой фразы…
   В первое знакомство, надо отдать им должное, они вели себя довольно скромно. Для себя. Но «посчитали» меня сразу, поэтому предупреждать о том, что я теперь их собственность или часть этой гоп-компании никто не собирался. В общем, скромничали они довольно долго, - аж дня три. Потом решили, что этикет выдержан и я уже ко всему готова… И исчезли. Не прощаясь. До второго пришествия. То есть, сейчас-то я уже понимаю, что они никуда не исчезали, просто тогда я была слишком «взрослой», чтобы видеть невидимое и слишком занята обязательными взрослыми делами, чтобы обращать внимание на «цепь закономерных случайностей», которые всегда приводили меня к тому, что я называю «все будет так, как должно быть, даже если будет наоборот». Второй раз выйти в Явь они решили, когда я выбирала без выбора и почти без вариантов тему своей будущей диссертации, а тогда еще курсовой работы за 4 курс. Из 30 тем, предложенных на выбор, к моему появлению на кафедре не выбранными остались 2, думаю, уже понятно, что обе они были по Булгакову. А если быть точным, то по фольклорным традициям в его произведениях. Так началось второе пришествие МиМ в мою жизнь. Опять никто ни о чем не предупреждал, просто все как-то забавно закружилось и… Они ворвались в мою жизнь шумно, ярко, с балаганными песнями, плясками, улюлюканьем… и как-то «по-свойски» в ней расположились. Можно даже сказать, по-родственному, — когда приходят, не спрашивая, и уходят, забыв сказать, когда вернутся.

   Но, довольно лирики, когда ждет такой долгожданно-нежданный гость.
- Тебе чаю или покрепче?
- Донна, я уже обо всем позаботился, - голос, как всегда, с легким сарказмом, - несите кипяток, остальное готово.
- Вот за что я вас всех так люблю? Приходите, когда хотите, уходите не прощаясь. Если раствориться в воздухе вообще можно назвать «уходите».
Кот довольно щурился на диване, искорки в глазах весело и со вкусом отплясывали гопака так, что даже кому-то менее знакомому с ним, чем я, стало бы понятно, что «сейчас начнется» очень мягкое определение дальнейших событий.
- Догадываетесь, зачем я здесь?
- Нет, конечно, но с вами же всегда так: сначала все непонятно, а потом все правильно.
- Что есть, то есть, - такой знакомый негромкий смешок Кота напоминал то ли журчание, то ли мурчание.
   Как же часто я слышала эти звуки в самых непередаваемых и парадоксальных ситуациях своей жизни! Порой, их «автор» так и не «проявлялся» в Явь, но всегда это означало одно и то же и могло быть коротко и ёмко охарактеризовано одни словом, – «началось!»
- Ну… я, право, не знаю, зачем Вам это нужно, но… заказ есть заказ: сначала не понятно, потом все правильно. Принято к исполнению! - Кот буквально трясся от смеха. Опять он поймал меня на эту притчу, расспрашивать о чем-то теперь не имело смысла – все равно напустит туману и станет еще непонятнее. Остается сделать вид, что меня это не интересует и попытаться выведать «окольными путями» в чем все же мне предстоит принять участие. Маловероятно, конечно, но вдруг?..
- Значит, теперь я не узнаю, какое дело привело тебя ко мне?
- Если коротко, княгиня, то Вы имели неосторожность сказать несколько фраз, а, если быть совсем точным, дать пару обещаний и даже произнести их вслух. Причем, трижды.
- И чем это для меня чревато? — Судя по тону, волноваться мне не о чем, скорее, ожидается очередная шалость и будет очень весело. Впрочем, как обычно.
- В октябре встречаемся в столице. Думаю, вы уже догадались, где именно. Остальное скоро узнаете. Не будем заранее забивать вашу прекрасную головку лишней непонятной информацией, — кот подмигнул и поднял запотевшую рюмку с прозрачной жидкостью, — Ваше здоровье!
В голове зазвучало «пропадай моя заблудшая душа» из мюзикла, который я никогда не видела в живую, но в который влюбилась, как в свое время в роман, - безоговорочно, сразу и навсегда.
- Моя головка была прекрасной лет так дцать тому назад, а сейчас она больше умная, чем прекрасная. Причем, настолько, что порой мне уже даже хватает ума прикинуться в нужное время дурой. Значит это твоих рук дело, что он возвращается на сцену?

          Лирическое отступление №2, которое совершенно необходимо, чтобы понять, что же все-таки происходит, но которое, совершенно точно, можно пропустить не читая.

   Когда подруга (ох уж мои волшебные подруги!) прислала мне ссылку на мюзикл Овсянникова, выложенный на известном ресурсе, спектакль уже год как был «закрыт на неопределенное время». Моя первая и пока последняя «дружба» с компьютерными пиратами подарила мне еще одну «любовь с первой фразы» и ознаменовала очередное пришествие в мою жизнь моих любимцев, включая того, кто сейчас развалился на моем диване.
   Было уже в районе полуночи… Я запустила ссылку.
   «А скажи мне, любезный Фагот…» — произнес низкий голос кого-то невидимого… И сон мой ушел в небытие, - это был НАСТОЯЩИЙ голос. Несмотря на ночь, отложить просмотр было совершенно не реально! Ни одного знакомого актера, но, казалось, я давно знаю каждого из них, причем ооочень давно. Они резвились, любили, жили, страдали и творили добро… Создавали «то самое» давно и хорошо знакомое волшебное пространство. И делали это действительно «С любовью о любви», и это были именно «те самые» Мастер, Марго, Бегемот, Гелла.. А Мессир!!! Затрудняюсь сказать, сколько я видела постановок, но этот актер… в общем, он единственный, в котором мне хватило и голоса, и внешности, и «вечности»! Самое забавное, что, дабы не будить ближних среди ночи, спектакль я слушала через наушники, но, как только в них раздавался голос Мессира, мой Кузёк вскакивал с места и бежал лаять на входную дверь. После третьей остановки просмотра, в очередной раз выяснив, что за дверью никого, я, наконец, «просекла» закономерность и связь этих двух событий… Но даже тогда не поняла, что кое-кто сидел рядом, тихо хихикал и ждал момента чтобы «поймать меня на слове».
   Пару месяцев спустя мне захотелось посмотреть спектакль еще раз. Но… увы и ах! Видео было удалено! Впрочем, когда нас это останавливало? Говорят же, «если женщина чего-то хочет, надо ей это срочно дать, иначе она возьмет сама»!
В общем, вспомнив любимую фразу «в любой непонятной ситуации спрашивай Яндекс» и напевая КВНское «Я спросил у Яндекса», я взялась за дело. Результат не заставил себя ждать: слегка помучив Яндекс, я не только выяснила, что это ни разу не мюзикл, а вовсе даже опера-фантазия, но и нашла видео 3 разных сезонов и группу в соцсетях, посвященную спектаклю. Я добавилась в группу, вот тут-то и выяснила, что на сцене спектакль не идет уже больше года и… уселась смотреть видео. Кузёк опять лаял под партии Мессира, но уже как-то иначе. Видимо, приветствовал старого знакомого. Что было дальше? Дальше было то самое «началось!»
   Все произошло как обычно необычно, - ощущение приближения карнавала и ярких шумных красок, цепь то ли «случайных закономерностей», то ли «закономерных случайностей», сайт спектакля, который то исчезал, то появлялся на просторах паутины... Несколько волшебных людей с нужными фразами... И опять сайт и видео с совершенно конкретным сообщением «в октябре». И как-то «неожиданно» «вдруг» все совпало – возвращение МиМ, отпуск, билеты и, конечно, люди... А, попутно, и гастроли в Волгоград любимого коллектива, который теперь («случайно») тоже оказался «связан» с Мастером. «Но это уже совсем другая история»...
***
- Вот уж не замечал за Вами стремление напроситься на комплимент, - подмигнул кот. - Ум, красота и чувство юмора взаимодополняющие, а не исключающие качества. И это, так сказать, обязательное условие для входа «в наш клуб». А то сидел бы я тут сейчас.
- Азазелло прав, - ты само обаяние.
- Когда Вы догадались, что это я?
- Заподозрила, когда прочитала в группе вопрос «есть ли информация о возвращении спектакля?» и услышала твой смешок. Сразу вспомнила «не знаю, зачем вам это надо, но заказ есть заказ» и повторила это вслух, добавив от себя «увижу на сцене уже этой осенью!»
- Да, Вы тогда повеселили всю компанию, даже Мессир улыбнулся. Планировалось немного позже, так что Вы тоже «приложили руку» к его возвращению. Ну да осенний бал не менее красив, чем весенний. А когда Вы перестали сомневаться?
- Когда что-то «не давало» мне купить билет на самолет до тех пор, пока он «внезапно» не подешевел в 3,5 раза. Да еще произошло это как-то сразу после того, как отпуск успешно продлился на неделю и появился второй билет на спектакль, и, что характерно, как раз на неделю позже первого. Бонус, так сказать. Встречаемся 11 или 18?
- У Вас ведь все равно билеты на оба спектакля, - кот буквально расцвел в улыбке. - Пусть это тоже будет из разряда «сначала не понятно». Вы же сами заказали сюрпризы и чудеса. Я читал в группе, - он подмигнул зеленым глазом, яркая искра вспыхнула и погасла. Диван был пуст, гость исчез, как обычно, не прощаясь.
-И тебе до свидания, — сказала я вслух. Откуда-то из Нави раздалось тихое хихиканье-мурчание…

Ну что ж, как написано на сайте спектакля, «Ждать осталось не долго».
Метла заправлена, билеты куплены, договоренности созданы. Октябрь уже скоро. Всем желающим встретиться в Москве: приглашаю на красивый спектакль 11 и 18 октября.
До встречи, Мастер!!!

«А что дальше было, потом расскажу» (с) журнал «Веселые картинки» 70-е гг. 20 века
  25-30 сентября 2015 г.

http://www.proza.ru/2016/01/19/1992


Рецензии