***
Мальчик сглотнул ком в горле. Ему очень хотелось убежать оттуда, но он не мог. Бабушка попросила его прийти сюда. Он любил бабушку. Он сделал несколько шагов, ожидая, что они будут раздаваться гулким эхом, но этого не случилось. Пол был покрыт плотным слоем пыли, поглотившим стук его подошв. Эха не было и потому, что комната, тускло освещаемая лампой, была наполнена шкафами, мальчик только сейчас это разглядел. Его глаза не привыкли к такому плохому свету: в школе, на работе у мамы и папы, дома, во дворе, в кафе и кинотеатрах всегда освещение было отличное, всегда все ярко и красиво. Смотришь – так и хочется зайти. Но не сюда. Эта комната, расположенная в ветхом старом здании, совсем не тянула к себе светом и радостью. Он прислушался… Ветер, впущенный им, все еще метался между полок, и оттуда по-прежнему доносился ворчащий шепот.
Вдруг в этом шепоте стали различаться слова.
«Зачем он пришел к нам? Чего он от нас хочет, дорогие?»
Шепот издавала согнутая клюкой человеческая фигура, стоявшая у дальнего конца комнаты.
Мальчик знал, что она будет здесь.
«Я.. Я пришел… Меня бабушка попросила,» - только и смог выдавить он из себя. Фигура двинулась к нему, он не знал, чего ждать. Забытое цивилизацией и миром место, зачем он только пришел сюда!
«Бабушка…» - задумчиво произнесла согнутая тень.
«Да…» - неуверенно ответил мальчик, - «Она сказала, ей нужна к.. кн.. секунду.»
Он достал из кармана смартфон и нашел в заметках нужное слово.
«Вот, ей нужно это. Ей нужна книга!» - воскликнул он.
«Тише, ты в библиотеке!» - зашипела на него старуха.
«Почему тише-то? Здесь же никого нет»
Старуха оглянулась. Ее как будто удивили слова ее собеседника.
«Да… Никого. Никого нет. Давно уже никто не заходил».
Конечно, кто сюда зайдет, страшно даже представить, что здесь творится вечерами… Мальчик-то пришел сюда ранним утром.
«Хорошо… Какая книга тебе нужна?» - спросила старуха заметно ослабевшим после замечания мальчика голосом.
«Маленький принц,» - быстро ответил он. Как же ему хотелось поскорее уйти.
«А ты вернешь ее потом? Нужно вернуть в срок, в течение месяца. Сейчас я на тебя карточку напишу. Где ты живешь?»
И старуха, к величайшему изумлению мальчика, взяла в руки старую допотопную палку, которая писала чернилами, достала листок бумаги (которой уже давно никто не пользуется, несовременно и непрактично) и вопросительно посмотрела на него.
Мальчик продиктовал имя, фамилию и адрес. Старуха все записывала очень медленно, аккуратно, но с нажимом, водя древней ручкой по листу бумаги. Пока она делала это, мальчик огляделся. Глаза его привыкли к темноте и он увидел наконец, что было на полках.
"А что это а параллелепипеды на полках?" -- набравшись смелости, спросил он.
Старуха подняла на него глаза из-под очков, оторвав крючковатый нос от выведения букв.
"Какие умные слова знаешь, а про книги слыхом не слыхивал" - проворчала она в ответ.
Так вот они какие, эти книги. Интересно.
"А можно мне посмотреть?"
"Посмотреть?" - старуха удивилась, - "Тебе что, интересно?"
"Да... Я хотел бы посмотреть на них поближе" - уже не так смело ответил мальчик.
"Хорошо!" - неожиданно радостно воскликнула старуха, напрочь, казалось, забыв о карточке, которую она сотворяла.
"Какие тебе жанры нравятся? Классика? Хотя нет, ты слишком юн еще... Тебе нужна фантастика! Или нет, лучше - приключения!"
Она мгновенно оживилась, начав шуршать юбкой от полки к полке, извлекая с каждой из них по покрытой древней пылью книжке, радостно протягивая их мальчику.
Книги были увесистые, некрасивые, с потрепанными обложками, страницы в них пожелтели. "Зачем это вообще хранить?" - подумал про себя мальчик.
А старуха все приносила ему книги, которые должны были быть ему интересны. И тут мальчик стал обращать внимание на названия.
"О, я это читал!" - довольный собой воскликнул он.
"И вот это, и это... Только я читал это в нормальном варианте"
"Нормальном?" - радость и оживление старухи угасли так же скоро, как разгорелись.
"Да. В электронном. Находишь любой текст и читаешь. Все помещается вот сюда," - с этими словами он указал на свой смартфон.
Лицо старухи исказила неприятная гримаса, но мальчик этого не заметил и продолжал.
"Это же все не прошлый, а еще позапрошлый век. А то и поза-позапрошлый. Вы только посмотрите, какие они громоздкие, какие неудобные, многие буквы стерлись... Зачем вообще хранить это старье, когда есть электронный аналог?.." - и тут он замолчал. Он укололся об ледяной взгляд старухи.
"Карточка заполнена," - холодно сказала она, - "Вот книга для твоей бабушки. Месяц на прочтение. Потом вернешь. И не заставляй мня искать тебя. Я ведь найду."
С этими словами, нагнав на мальчика дрожи, она вручила ему книгу и растворилась в темноте. Полки опять недружелюбно зашептались. Мальчик поспешил выйти к свету: на яркую улицу с освещенными витринами магазинов и развлекательных центров, на улицу, озаренную экранами и мониторами. Красиво, нечего сказать. Есть все, что нужно для твоего воображения, ничего придумывать не надо. Все аккуратно и удобно. Все минимизировано и стандартно. Никаких громоздких вещей и уж тем более никаких громоздких мыслей ты не встретишь на этой улице. Только недалекий смех и плоские шутки. Только неосмысленный взгляд и фразочки из сериалов. Нет времени на то, чтобы думать. Нет ни времени, ни желания. И нет смысла освещать место, где когда-то кому-то думать нравилось.
Свидетельство о публикации №215100902312