Шахматная Шкатулка. Порядок шахматного конкурса

Приложение к Приказу №___ от ___ ****бря 2015 г.

ПОРЯДОК
проведения конкурса «Самый Юный шахматист» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, расположенных на территории муниципального образования субъекта Российской Федерации
I. Общие положения
1.1. Настоящий порядок определяет цели, задачи, сроки проведения конкурса «Самый Юный шахматист» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, расположенных на территории муниципального образования (далее - Конкурс).
1.2. Организатором Конкурса является Департамент образования и молодежной политики субъекта Российской Федерации и Управление образования муниципального образования.
1.3. Целью проведения Конкурса является:
формирование здорового образа жизни детей,
дальнейшая популяризация шахматного искусства.
1.4. Задачи Конкурса:
привлечение детей к систематическим занятиям шахматами;
содействие интеллектуальному развитию детей;
ранее выявление юных талантов в области интеллектуальных игр.
II.Участники Конкурса
2.1. Участниками Конкурса являются воспитанники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, расположенных на территории муниципального образования, в возрасте от 4 лет и старше.
III. Времяи  место проведения
3.1. Конкурс проводится в период с ___ ****бря 2015 года по ___ *****бря 2015 года на базе организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования.
IV. Организация Конкурса
4.1. Для организации Конкурса в муниципальном органе, осуществляющем управление в сфере образования, создается Оргкомитет Конкурса (далее - Оргкомитет).
в составе:
4.1.1. Оргкомитет Конкурса:
__________________ – председатель Оргкомитета
__________________ - член Оргкомитета
__________________ - член Оргкомитета, главный судья Конкурса
4.2. Задачами Оргкомитета являются:
разработка настоящего порядка проведения Конкурса
определение для каждой возрастной категории детей критериев и форм Конкурса
(Возрастных групп три: 4-5, 5-б, б-7 лет)
на уровне муниципального образования автономного округа;
подготовка бланков отчетных таблиц и
проведение необходимой организационной и технической  подготовки Конкурса
организация информирования родителей (законных представителей) участников Конкурса;
формирование судейских команд для каждой организации;
обработка результатов конкурса;
подведение итогов Конкурса.
4.3. Победитель.
Победитель определяется в каждой из трёх возрастных категорий детей (4-5, 5-б, 6-7 лет).
4.4. Сводный отчет. Управление образования муниципального образования  формирует сводный отчет по Конкурсу (форма прилагается) и в срок до ___ ****бря 2015 года направляет его в Департамент образования субъекта Российской Федерации

Фотоотчёт – 4 наиболее ярких фото, отражающих проведение конкурса, формируется ________. по фотоотчетам от ДОУ о проведении Конкурса.

V.Судейство
5.1. Главный судья Конкурса - член Оргкомитета осуществляет общее руководство проведением Конкурса и подводит итоги Конкурса
5.2.Судейская бригада в МБДОУ
1._____________ – главный судья конкурса
2.Ст. Методист МБДОУ
3.Воспитатель группы МБДОУ участника

VI. Порядок организации и проведения конкурса:

6.1.Введение

Многолетний опыт организации и проведения самых разнообразных детских состязаний и конкурсов привел нас к пониманию целого ряда вещей интуитивно неочевидных.
Во-первых: детский спорт вообще вызывает большие опасения за здоровье и нравственное развитие детей, тем более состязания дошкольников. Особенно это касается шахмат – как области, где состязаются нервные системы, и где именно устойчивость нервной системы нередко определяет исход напряженной борьбы.
Таким образом до определенного уровня развития – минимум до 7 лет мы полагаем недопустимыми какие-бы то ни было состязания между детьми в обычном смысле этого термина.
Проведение шахматных матчей и турниров для малышей и не эффективно и нередко ведет к глубокой потере интереса особенно у впервые проигрывающих партию.
Для детей такого возраста выработаны, апробированы и широко применяются другие виды активностей с элементами состязательной практики.
В первую очередь отмечу сеансы одновременной игры «на число ходов». Сеансер обходит доски по кругу каждый раз делая ровно один ход на каждой доске. Постепенно все участники выбывают, продержавшийся дольше всех считается победителем в сеансе. Выбывший предпоследним занимает второе место и так далее. Элемент субъективности заключается в неровности игры самого сеансёра, который может и не найти сильнейшего продолжения, и в объективных особенностях позиций, требующих иногда многоходовых реализаций.
Далее большое место в практиках занимают серии задач, когда число решенных заданий позволяет более или менее объективно оценивать уровень играющего малыша.
Но… подбор задач и сама неровность заданий как субъективные факторы – неустранимы.
С появлением компьютеров и специальных детских шахматных программ появился новый инструментарий для состязаний между малышами, исключающий непосредственный субъективный контакт и прямое противодействие.
Ребенок состязается с машиной и получаемый результат отличает весьма выгодно именно его объективность.
С учетом программного обеспечения можно позволять ребенку несколько попыток, из которых учитывается наилучший достигнутый результат.
Таковы задания на число пройденных позиций в упражнениях с ладьёй и слоном. Они достаточно коротки – минута-две, эмоционально напряжены, но на допустимом для ребенка уровне, и у ребенка нет чувства необъективности или несправедливости в оценке его активности.
Кроме того мы стремимся ПООЩРИТЬ каждого участника конкурсного отбора, что – как показывает практика в других видах детской состязательной активности – позитивно сказывается на дальнейшем движении и развитии способностей малыша.
Исходя из сказанного и опыта дс№10 мы полагаем необходимым и достаточным ограничиться в каждой из трех возрастных категорий следующими тестами-заданиями с использованием программы «Динозаврики учат шахматам»: (сайт для скачивания программы www.dinosaurchess.com/website/default.shtml )
1. 4-5 лет игра с ладьей как базовой шахматной фигурой
2. 5-6 лет игра с ладьей и игра со слоном – как двумя основными шахматными фигурами
3. 6-7 лет игра со слоном и шесть уровней игры с программой на число ходов.
В качестве поощрительного конкурса – свободная игра с часами для внутренней оценки приобретенных уже знаний и навыков малыша без выхода в общий конкурсный оценочный план но с поощрением наиболее успешных.


6.2. В каждом МБДОУ выделяется Конкурсное место и компьютер на который устанавливается программа «Динозаврики учат шахматам»
С воспитанниками проводится обучающее занятие и дается время на тренировки
В назначенный по графику день в МБДОУ проводится Конкурс, объективные результаты которого заносятся в прилагаемые формы и отчет направляется в Муниципальный Оргкомитет Конкурса.
Примерный график установки ПО по  детским садам в муниципальном образовании ___****бря в 10.00   -  ___****бря в 10.00


6.3. Учебное занятие в детском саду

МБДОУ "Детский сад №1  – ****бря в 10.00
МБДОУ "Детский сад №2  – ****бря в 11.00
МБДОУ "Детский сад №3  – ****бря в 12.00
МБДОУ "Детский сад №4  – ****бря в 09.00
МБДОУ "Детский сад №5  – ****бря в 10.00
МБДОУ "Детский сад №6  – ****бря в 11.00
МБДОУ "Детский сад №7  – ****бря в 12.00

6.4. Проведение конкурса

МБДОУ "Детский сад №1  – ****бря в 10.00
МБДОУ "Детский сад №2  – ****бря в 11.00
МБДОУ "Детский сад №3  – ****бря в 12.00
МБДОУ "Детский сад №4  – ****бря в 09.00
МБДОУ "Детский сад №5  – ****бря в 10.00
МБДОУ "Детский сад №6  – ****бря в 11.00
МБДОУ "Детский сад №7  – ****бря в 12.00

6.5. Конкурсная программа

6.5.1. Возрастная группа 4-5 лет
Контрольное выполнение заданий в программе «Динозаврики»
Игра «Ладья против чудовищ»
Фиксируем число пройдённых позиций и съеденных конфет

6.5.2. Возрастная группа 5-6 лет
Контрольное выполнение заданий в программе «Динозаврики»
Игра «Ладья против чудовищ»
Фиксируем число пройдённых позиций и съеденных конфет

Контрольное выполнение заданий в программе «Динозаврики»
Игра «Слон собирает конфеты»
Фиксируем число призовых звёздочек

6.5.3. Возрастная группа 6-7 лет

Контрольное выполнение заданий в программе «Динозаврики»
Игра «Слон собирает  конфеты»
Фиксируем число призовых звёздочек
Игра против Динозавра
Фиксируем уровень свободной игры против динозавра

6.6. Форма отчётной таблицы конкурса:

6.6.1. Возрастная группа 4-5 лет
Ладья
№ уч-ка- № гр. – Фамилия Имя – Дата рождения–Число позиций – Число уничтоженных объектов - Место

6.6.2. Возрастная группа 5-6 лет
Ладья
№ уч-ка- № гр. – Фамилия Имя – Дата рождения–Число позиций – Число уничтоженных объектов - Место

Слон
№ уч-ка- № гр. – Фамилия Имя – Дата рождения–Число позиций – Число уничтоженных объектов - Место

6.6.3. Возрастная группа 6-7 лет

Слон
№ уч-ка- № гр. – Фамилия Имя – Дата рождения–Число позиций – Число уничтоженных объектов - Место

Свободная игра
№ уч-ка - № гр. –  – Фамилия Имя – Дата рожд – Максим уровень (1-6) – Число ходов- Место

VII. Подведение итогов
7.1. Список победителей Конкурса утверждается приказом Управления образования муниципального образования.
7.2. Победители Конкурса награждаются Сертификатами победителя, все участники — Сертификатами участника.
7.3. Список победителей Конкурса размещается на официальном сайте Управления образования муниципального образования не позднее ___ ****бря 2015 года,


Рецензии