На пути к Аиду...

     Рано или поздно, но каждого человека заинтересовывает вопрос о смерти. Начинаешь искать истории людей, перенесших клиническую смерть, описание ощущений момента выхода из тела. Интересны некоторые религиозные трактовки. Мне нравится индуистская - о перевоплощении: умерло Тело, похоронили, Душа поднялась над землей, а как ей там будет ... зависит от поведения человека на земле. Почему я задумалась над этим вопросом именно сейчас? Грусть навевают проблемы кладбищ – они разрастаются, порядка на них нет. А тут ещё новые площади, отводимые под захоронения не всегда пригодны для этих целей.
     Например, в моём родном городе Кунгуре на покой не могут рассчитывать даже усопшие. На местном городском кладбище образовался карстовый провал. От подобных несчастий люди здесь страдают уже много лет. Расселено несколько домов, пришлось спасать железную дорогу. И вот теперь дело дошло и до сакральных дел. Стала искать материалы о вопросах погребения наших предков и вот что обнаружила.
В плане отношения к усопшим и к факту смерти в целом культура наших славянских предков кардинально отличается от мировоззренческих концепций большинства религиозно-этических концессий и социокультурных образований, имевших место на Земле за последние тринадцать тысяч лет.
     Слово «смерть», которое сегодня пишется «урезанным» вариантом святорусской буквицы, изначально имело руническое (а точнее – каруническое) начертание. Трехрунница, составляющая понятие «смерть», дословно обозначала следующий образ: «смена мерного тела».
     Фактически современный «буквичный» вариант, полученный частичным сращением основ соответствующих словоформ, во многом схож с оригиналом, даже по звучанию. Конечно, с точки зрения «официальной» русской лингвистики подобные метаморфозы с языком принципиально невозможны. Так или иначе, но наши предки воспринимали смерть, как естественный, органичный элемент существования любого объекта во Вселенной, будь то человек или Солнце. Это не «переход в лучший мир», это продолжение жизни, но в следующей мерности (мире, реальности), либо цикличное возвращение (перерождение, реинкарнация) в трехмерную реальности ввиду тех или иных причин (чаще – негативного характера). Это не говорит о том, что детям и жене не жаль было умершего отца или брата, погибшего на войне. Конечно, люди горевали, но – в меру. Никто не заходился истерическим плачем, потому что было понимание и осознание.
     Для славяно-арийской культуры было характерно кродирование, или как это принято называть сегодня – кремация. Труп усопшего располагался на специальной колоде, сложенной из бревен, и затем поджигался. В действительности практиковалось сжигание вместе с ушедшим его личных, особенно дорогих ему вещей. Для воинов – это оружие, для ремесленников – инструменты. Коней и жен никто никогда не сжигал, вопреки расхожему мнению современных «ученых» наши предки были не столь «первобытны». Как минимум, однозначных исторически задокументированных фактов, подтверждающих данный тезис, не обнаружено.
     В традиции народов Скандинавии и Британских островов, которые являются прямыми наследниками древних славяно-арийских Родов, вплоть до Средневековья сохранялся несколько иной вариант кродирования. Человека располагали не на деревянной колоде, а на ладье, которая поджигалась и направлялась по течению реки. Эта традиция связана с культурной деградацией северных народов, который уже к началу «нашей эры» потеряли большую часть знаний о собственном происхождении и своих исконных обрядах. Тем не менее, у горящей ладьи, уносившей усопшего быстрым течением реки, также был очевидный образный подтекст. После сжигания тела, прах помещали в специальную керамическую урну, которая затем располагалась в кургане, в свою очередь располагавшемся в Долине Мертвых. Долиной Мертвых или Городом Мертвых (как сейчас принято говорить – Некрополем) наши предки называли часть поселения, которая располагалась на западной стороне реки. То есть на восточном берегу находилось само поселение, а на западном – погост, курганы, на «современном» языке – кладбище, где никто не жил.
     В Городе Мертвых курганы располагались в шахматном порядке, чтобы солнце равно освещала все надгробные плиты. Конструктивно курган представлял собой яму, в центре которой располагался саженный столб, на котором стоял специальный деревянный ковчег. В ковчег ставили урну с прахом и яму засыпали. Сверху помещали каменную плиту, без каких-либо надписей или отличительных черт, потому что родственники всегда могли найти место погребения родича, как бы мы сейчас сказали, интуитивно. Все курганы были равны, вне зависимости от статуса и положения человека при жизни.
     В процессе погребения зачастую устраивались воинские игрища. Для этого в Городе Мертвых существовало специально отведенное место, подобное ристалищу. На нем воины, провожая родича в иной мир, отдавали ему дань имитацией жестокой сечи. Постановочная битва обычно предварялась речью жреца, руководившего погребением.
Жрец говорил немного, он славил Богов и Предков, и просил их по справедливости судить усопшего. Обращался к Удрзецу, богу-проводнику мертвых. После погребения все покидали Город Мертвых, организовывалось застолье, на котором никто никогда не плакал. В целом проявление негативных эмоций по поводу смерти в процессе погребального обряда было неестественным. То есть родичи, конечно, грустили, но это не мешало им смеяться, петь и танцевать. Впоследствии с приходом в жизнь славян хмельных напитков погребальные обряды стали дополняться масштабными гуляньями.
     Таким образом, исконные погребальные обряды славян кардинально отличались от того, что мы видим сейчас. Наши предки не склонялись в благоговейном ужасе перед смертью, они чтили ее, как закономерную часть жизненного цикла. И отношение к смерти было соответствующее, уважительное, естественное. Может стоит вернуться к такому обычаю?...


Рецензии