Письмо из прошлого

Олег уже больше месяца испытывал какое - то ноющее беспокойство.  Всё началось  после встречи с бывшим одноклассником. Когда то, уже кажущимся  в другой жизни, они вместе ходили в один класс деревенской школы.
- Нет уже школы, наверное, распилили на дрова, да и домов в деревне осталось с десяток не больше, но ваш ещё стоит, правда никто не живёт в нём – рассказывал он Олегу.
Вот после того разговора и навалилась на Олега эта непрекращающаяся  ностальгия. Хотелось всё бросить и поехать в деревню, увидеть, убедиться, что там ничего нет.
Словно удалялась, исчезала часть его жизни. Вот нажмёшь сейчас на «удалить» и исчезнет она. А вдруг с ней исчезнет, что то важное и нужное, ещё не понятое до конца, и память, как диск после не восстановишь.
И от этих мыслей рождалось беспокойство.
- Что с тобой происходит, ты о чём постоянно думаешь? – спрашивала его не один раз жена, заметив его состояние.
- Да так, ни о чём, словно тот мужик, что ищет топор, а он у него в руках – отшучивался Олег.
Но состояние тревоги не проходило, не давало ему спать ночами, выбивало из привычного ритма жизни.
- А была, не была – вот возьму и съезжу, своими глазами увижу всё, успокоюсь – решился, наконец, он и от этой мысли сразу пришла уверенность в правильном решении.
Когда он рассказал о своих планах жене, Людмила пришла в негодование.
- Значит поездку на море побоку, столько лет мечтали, готовились, копили деньги, а теперь всё отменяется только потому, что тебе захотелось поехать поклониться родному пепелищу.
- Пойми же меня, Люда, хоть раз, ну не могу я не поехать и потом, могу я, в конце концов, иногда сам решать за себя.
- За себя решай, можешь ехать в эту деревню, где уже никто не живёт, можешь ехать в Дерябино, но мы с дочкой поедем на море, как решили..
- Вот и отлично и вы отдохнёте, и я приведу свои чувства и мысли в порядок, ты только не обижайся, мне, правда, очень нужно туда съездить.

Проводив жену с дочкой, Олег на другой уже день ехал в поезде и под стук колёс с замиранием в сердце смотрел в окно, узнавая, когда то хорошо знакомые  места, станции и полустанки.
Вспоминал, как он, окончив школу, студентом часто ездил в деревню и не потому, что скучал по дому, а потому, что жила в ней девчонка, которая очень ему нравилась,-  его первая любовь.
Олег слушал  стук колёс, эту завораживающую  музыку  дороги и странствий,  и  вспоминал.
Вот он мальчишкой лет семи лежит, закутанный в тулуп в санях, на подстилке из сена. Лошадь бежит неторопливой трусцой, под полозьями саней скрипит  снег, из  под копыт лошади иногда летят комочки снега и, попадая ему в лицо, тают, оставляя после себя запах лошадиного пота и помёта.
Отец сидит впереди и тихонько что - то напевает себе под нос, он приехал за ним после работы, чтобы забрать из школы – интерната на выходные домой в соседнюю деревню. Это после они переедут в районное село, и тогда не нужно будет ездить на лошади  между этими двумя деревнями.
В вечернем подмораживающем воздухе только слышен звук из под копыт лошади  тось- тось,  тось- тось. Санная дорога  петляет среди берёз, покрытых серебряным жемчугом инея, иногда среди них попадается небольшая ёлка, припорошенная снегом, словно в щеголеватой белой шубке, или огромная ель, которая своим тёмно-мрачным  остовом закрывает и сказочные берёзки в лунном свете и саму луну, что летит по небу, не отставая за их санями.
Жутко и таинственно в зимнем лесу и особенно пугает его тишина, она словно предостерегает одиноких путников от чего - то непонятно волнующего. И только  знакомое, ставшее уже родным , тось – тось , да ещё непонятная, без слов тихая песня отца успокаивают детскую фантазию и страхи.

Олег подумал.
- Мне повезло, я родился на стыке времён, когда уже отходила романтика ямщиков и её полностью заменяла романтика железных дорог.
Сейчас уже мало кто помнит стук копыт лошади, но любого человека  волнует стук вагонных колёс. Чувство дороги не исчезло, оно перешло из одного качества в другое.
 
Поезд останавливался  на полустанке около деревни ранним утром и всего на одну минуту. Проводница предупредила Олега, что ему скоро сходить. Затормозив, состав почти сразу же, лязгнув сцепкой, тронулся дальше.  На деревянной платформе, сколоченной  из  шпал, кроме Олега никого не было. Поезд, свистнув, исчез за поворотом, вместе со своими огнями, шумом и лязгом. Наступила тишина.
Олег вспомнил тишину зимнего леса из далёкого детства. Как она похожа  на эту тишину, хотя сейчас лето.
Он пошёл по шпалам к небольшому железнодорожному мосту через любимую речку детства.  Когда то в детстве этот мост, казавшийся  чудом строительства, сейчас выглядел сиротливо нищенски.
С моста открывался вид  на деревню и речку, но плотный утренний  туман накрыл всё своей массой.  Одиноко и неожиданно сквозь него пробился хриплый крик петуха.
Когда то, даже сквозь такой туман, пробивалось зарево электрических фонарей, встречая приехавших  людей своим приветливым  светом. А уж петухов можно было заслушаться.
Олег  подумал:
- Напрасно пишут, обильно поливая слезами страницы или клавиатуру компа, мастистые прославленные деревенские писатели, живущие в городе, что погибает и погибла деревня.  Конец всему старому это начало чего - то нового и человечество само обрекло себя на постоянное изменение и вымирание. Стоит ли сожалеть о прошлом и пытаться остановить историю, начавшуюся с давних пор и всё стремительнее набирающую скорость, мчащуюся, как  поезд, к какой - то неведомой станции или полустанку.  Не могут пассажиры этого поезда изменить уже проложенный маршрут, и даже рванув стоп-кран, задержат лишь на мгновение, начатое кем то движение.

В деревне остались жить действительно только одиннадцать  семей. Из них восемь старики-пенсионеры. Они тихо доживали свои дни. Приезд Олега внёс небольшое разнообразие  в их существование. Каждому хотелось поговорить с новым человеком, жившем  когда то здесь.
Днём Олег пошёл посмотреть родительский  дом, в котором прошло его детство, и откуда он уехал учиться в город, чтобы после никогда не вернуться обратно.
Дом покосился, и казалось, врос в землю, он смотрел на улицу  пустыми окнами. Какая- то жалость и угрызение совести шевельнулись  в душе Олега. Он вошёл в дом, дверь была сорвана, некоторые половицы крашеного пола  прогнили  и провалились. Перешагивая через дыры в полу, Олег подошёл к окну и вспомнил, как когда то мальчишкой ножом вырезал насечки по всему подоконнику и раме окна, считая, что это будет красиво. Но мама не оценила его старания и несколько раз хлестнула по заду отцовским ремнём.
Он провёл рукой по этим закрашенным насечкам, и они процарапались ноющей болью в сердце, от которой выступили слёзы на глазах.
Потом Олег взобрался на чердак, здесь среди  висевших берёзовых веников для бани и пучков различных целебных трав, было его любимое место в доме в те далёкие времена.
Вот здесь он лежал на матрасе и запоем читал книги, иногда засыпая, и  ему снились самые чудесные сны. Вот за эту доску в крыше он прятал толстую тетрадь -  свой дневник.
 Олег сунул руку за доску и нащупал тетрадь.  Он  почувствовал что - то вроде испуга. Разве он, уезжая из дома,  оставил свой детский дневник здесь?
Наверное,- значит  дневник  пролежал  за этой доской  почти тридцать лет , может именно эта частичка его жизни так звала  и тянула сюда.
 Олег наугад открыл тетрадь и стал читать.

                6е  сентября.
Сегодня весь наш 9й  класс работал в поле – убирали колхозную картошку.
8й класс тоже. Л. была одета в тонкую белую кофточку и такую же шапочку.  Она среди девчонок восьмиклассниц  самая красивая.  Б. этот губастый её одноклассник пытался её обнять, нужно будет поговорить с ним завтра. Я помог Л. нести её мешок с картошкой до машины. Она так на меня посмотрела удивлённо и сказала: Спасибо, Олег. Наши девчонки из класса меня зовут в основном Олежек. Когда я разговаривал с Л. то они поглядывали на нас и шушукались.
                10е сентября.
Сегодня дождь с самого утра, настроение противное да ещё вчера «разговаривал» с Б. и теперь у меня синяк под глазом, правда, я ему тоже хорошо заехал. Можно было не «разговаривать», как после выяснилось он  с Л. сидит за одним столом, а нравиться ему совсем другая девчонка.
                15е сентября.
В школе повесили объявление  об Осеннем  бале. Бал для старших классов. Я решил попросить Л. научить меня танцевать вальс. Сама она вальсирует великолепно, её бабушка  в Доме культуры руководит  кружком танцев.
-Ты хочешь научиться танцевать как я? Вряд ли сумеешь, я с пятого класса хожу в ДК с бабушкой.
- Ты попроси бабушку, а уж я постараюсь.
- За неделю до бала, ничего у тебя не выйдет..
- С тобой выйдет, помнишь, как у Толстого  Наташа Ростова первый раз танцевала на бале.
- Мы ещё «Войну и мир» не проходили.
- Мы тоже, просто я сам прочитал.
                16е сентября.
Бабушка у Л. очень интеллигентная женщина. Она не похожа на наших деревенских доярок, да и многие из наших «училок» ей в подмётки не годятся.
- Что, молодой человек, решили перед школьным балом вальс освоить? Похвально, очень похвально. А в партнёрши вы, конечно, выбрали мою внучку? Тоже правильно, ей не помешает быть в компании умных молодых людей. Вы надеюсь, умный человек?
- Стараюсь им выглядеть..
- Очень остроумно, а это уже признак, что ум  имеется. Вы видели фильм «Свадьба» по Чехову? Помните, там жених говорит:
- Я ни какой ни будь там Спиноза, чтобы ногами кренделя выписывать. Так вот он сам признался, что даже умные люди должны уметь танцевать. Займитесь  этой наукой и вы не пожалеете в будущем. А моя внучка будет вам помогать учиться танцу. Вы видели, когда ни - будь в кино испанский танец фламенко? В танце мужчина должен выглядеть мужчиной, как и в жизни, это сама галантность, мужественность, сила, порыв. А женщина – красота, кротость, любовь.  Если у вас не пропадёт желание учиться танцу, то уверяю, что  через неделю вы сможете вальсировать.
                25е сентября.
Ура, ура, ура. Бал прошёл чудесно, два часа пролетели незаметно. Я герой сегодняшнего вечера. Мы с Л. получили приз за лучшее исполнение вальса.
Я понимаю, что приз завоевала Л., она порхала по залу, как бабочка, я еле успевал за ней, совершал много ошибок, один раз мы чуть не упали, я еле- еле удержался, если бы не Л. то точно бы шмякнулись.
Девчонки из нашего класса очень завидовали Л., а меня обозвали предателем.
Глупо!. 
Да, ещё, нам с Л. дали в приз куклу, и мы решили её подарить бабушке Л.
Как она обрадовалась!
- Обычно бабушки дарят внучке куклу, а я, первая бабушка, которая получает куклу в подарок от внучки, спасибо, мои милые!

Дальше Олег не стал читать, он перелистал страницы до последней записи и увидел засушенную веточку сирени и сложенный пополам лист бумаги, вырванный,  видимо, из школьной тетради.  Он развернул его и прочитал.

- Люда!!!!!  Наверное, я снова не смогу сказать тебе, что люблю тебя. Ты давно для меня не просто друг, но любимая мной девушка.
Может некоторым людям  легко сказать: « Я люблю тебя!», а мне кажется неправильным это, -  повторять словами, то, что говорит и чувствует сердце.
Не из робости  я не говорю о том, что люблю тебя, думаю, что ты давно поняла это. Просто я боюсь словами спугнуть любовь, как иногда мы спугиваем бабочку, сидящую на цветке, или птичку, поющую на ветке.
Поэтому я решил написать в письме, сказать что, ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!!! И буду любить всю свою жизнь, чтобы с нами не случилось.
                Олег.

Прочитав письмо, Олег вспомнил тот вечер, накануне его отъезда в город . Они сидели с Людой на скамейке у палисадника, где рос огромный куст сирени, цветущие грозди которого в вечернем воздухе  расплёскивали тончайший аромат.
Люда тогда сказала, что на следующий год, и она будет поступать в тот же вуз, что поступил Олег, и они снова будут рядом. А после она впервые его поцеловала, а затем он её. А вот письмо он тогда забыл отдать, потому что между поцелуями  сказал, что любит  её. И положил это письмо вместе с веточкой сирени в свой детский дневник, видимо тогда и закончилось для него детство.
Уезжал Олег из деревни с лёгким сердцем, он понял, что в прошлом  нет жизни, и что он ничего не забыл в нём.  Разве что это письмо.
Когда приехала жена с дочерью  из отпуска и после всех рассказов о море, об отдыхе, оставшись вдвоём, спросила  Олега:
- А как ты съездил? Нашёл то, что искал?
- Нашёл, и даже больше чем ожидал. Я привёз тебе письмо из прошлого  -  и он отдал пожелтевший лист из школьной тетради Людмиле.  Та прочитала  и, обняв Олега, сказала.
- Мальчишка, мой мальчишка, ты всегда им останешься, я люблю тебя именно такого – и она прильнула к его губам своими.

                (май 2015)


Рецензии
Неожиданная концовка... добрая... Спасибо, Василий, за рассказ!

Наталья Катаева-Вергес   01.04.2020 07:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.