Прикосновение к прошлому

Я родился. Я вырос. Я  трудился. Я вспоминаю. Вспоминаю не только свои деяния, события, успехи и неудачи, достижения и потери. Самые тёплые, приятные воспоминания связаны с окружающей природной средой тех мест, где родился и рос, где довелось побывать на бескрайних просторах моей Родины. Все  они отличаются необычайной притягательной силой, вызывают особые чувства, обусловленные некой духовностью, ностальгией, связью с далёким прошлым. И даже созерцание поистине райских мест экваториальной части Земли с их тенистыми пальмами, небесной лазурью, лагунами, обрамлёнными ослепительно белыми песками,  ни в какое сравнение не идут с красотой и смыслом родных мест.
Одним из объектов моих воспоминаний является дорожный тракт, соединявший Екатеринослав (ныне Днепропетровск)  и Херсон. Называли его  «косая» дорога. Её, конечно, давным-давно нет. Пошла она другим путём. Но в те годы это была кратчайшая дорога между райцентром Апостолово Днепропетровской области и райцентром Ново-Воронцовка Херсонской области. И уходила она дальше на юг по правому берегу Днепра до Херсона и Крыма. Вдоль дороги росли деревья – белая акация. А в некоторых местах стояли бабы, грубо высеченные из гранита в древние времена.
Когда-то   по этой дороге проезжали императрица Екатерина II и полководец А.В. Суворов. В этих краях в 1792-1793  годах стояли лагерем близ Днепра, в разных пунктах четыре кавалерийских полка, входившие в состав корпуса, которым командовал А.В. Суворов: Переяславский, Стародубский,  Черниговский и Полтавский.  Полтавский полк под командованием отца известного героя Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова находился у села Грушевки,  принадлежавшего  княгине Елене Никитишне Вяземской (а позже барону Штиглицу). Грушевка значительно удалена от Днепра, располагалась на берегу реки  Базавлук,  у начала днепровских плавень.
Семья Давыдовых проживала  в доме, выстроенном   для императрицы Екатерины II во время путешествия ее в Крымскую область.  Летом 1793 года Суворов устроил учения в полках.  После учений приехал к Давыдовым на обед, где и увидел его Денис Давыдов, описавший эту встречу в своей книге «Встреча с великим Суворовым».
Ниже располагалось местечко Ново-Воронцовка, принадлежавшее  в те времена князю Воронцову. Оно лежало над Великими Водами  (12 км длины и 6 км ширины) -  водоёмом, образуемым весенним разливом и множеством речек и протоков. Раньше через эти Великие Воды проходили корабли в Запорожскую Сечь. Сегодня территория плавень находится на дне рукотворного Каховского моря. Мне довелось работать в плавнях в то время, когда велись подготовительные работы по их затоплению.
 Была  какая-то особенная прелесть в глубине этих плавень под тенью деревьев, накло-нившихся к воде, или под прикрытием высоких камышей, лениво шелестящих своими широкими листьями. Часами, в каком-то забытьи, можно было слышать  смешение птичьих голосов, прерываемых однообразным гулом лягушек. Рано утром и в тихий вечер, концерт этот в состоянии унести вас от действительности, если вы любите природу и  не разучились находить в ее голосах неизъяснимую прелесть.  Журчат потоки, шумят деревья и камыши, тысячи голосов несутся со всех сторон, и, если можно так выразиться, гул этот висит над вами в прозрачном теплом воздухе юга. Лежишь себе в лодке, смот¬ришь на воду, слушаешь эти голоса, словно впервые все это видишь и слышишь. Сейчас ничего этого нет. Есть большая «цветущая» вода зелёного цвета, в которой даже не искупаться.
Вспоминая о древней «косой» дороге, я особенно остро и хорошо понимаю сторонников сохранения старины, борцов за охрану исторических памятников. А дело в том, что такие места навевают чувство некой благодати, удивительного комфорта.  И ты погружаешься в века и ощущаешь связь поколений, понимая, что многие предшественники - твои предки видели ту же картину, которую сегодня видишь ты. Уничтожение таких объектов, по моему мнению, разрывает  связь поколений и наверняка вносит какой-то дискомфорт на подсознательном уровне, который, в конце концов,  когда-то может аукнуться.
По этой дороге в былые времена проходил чумацкий шлях (именуемый Чёрным шляхом) – дорога в Крым за солью. Я помню, как мой отец и другие деревенские мужики после войны действительно ездили в Крым, чтобы обеспечить семьи солью.
Чумацкий шлях
Над головой Чумацкий шлях- путь Млечный
Ночь освещает  светлой полосой,
Он путникам как указатель вечный,
Не сбились, чтоб с дороги столбовой.

Вода днепровская струится,
Рядом, как змейка вьётся  шлях,
Чтобы в Крыму остановиться,
Где соль хранят в больших буртах.

Закончились осенние работы,
И потянулись чумаки с телегами в обоз,
Чтоб не спеша, степенно, без заботы,
Доставить домочадцам соли воз.

Идёт обоз среди курганов скифских,
Грубо отесанных гранитных баб,
Среди сверчков и жаворонков голосистых,
Везёт свой немудрёный скарб.

День на исходе. Солнышко садится,
Начался  в небе звёздный маскарад.
В полукольце возов костёр дымится,
Теплу его и свету каждый рад.

Так представляю я чумацкие обозы,
Куинджи - мастер ту иллюзию разбил,
Унынья, грусти  и тоски добавив дозу,
Он в лужи, грязь  и дождь телеги утопил.

Так оптимизм и пессимизм идут по жизни.
И каждый видит в ней своё зерно,
Выбрасывая ракурс лишний.
Я оптимист. Мне в жизни повезло.
     И всё же главное украшение этой дороги были курганы. Насыпные куpганы и целые их гpуппы, являются примечательной чеpтой  южно-укpаинского ландшафта. Они хpанят в себе останки пpедставителей предскифских, скифских (VIII—VII ст. до н.э.), половецких, славянских, тюpкских и дpугих наpодностей. Скифы кочевали по всей степной Украине - от Дона до Дуная. Но самые знаменитые курганы - Солоха, Чертомлык, Александропольский, Краснокутский, Толстая Могила сосредоточены в одном месте - по обоим берегам Днепра ниже порогов. Как рассказывал побывавший в этих местах в V веке до н. э. древнегреческий историк  Геродот, когда умирал скифский царь, его тело бальзамировали и возили по всей стране. Так продолжалось 40 дней. Потом прах доставляли в местность Геррос и там хоронили.  Геррос - ответвляю¬щая от Борисфена (Днепра) речка. Так  что Геррос - своего рода скифская «долина царей», подобная знаменитому древнеегипетскому некрополю в Луксоре, где найдены сокровища фараонов. Последнее прибежище могущественных степных владык было в самых отдаленных пределах Скифии.
            Один из курганов располагался на территории нашего колхоза, а другой – прямо у дороги на возвышенности перед длинным (несколько километров) спуском к Днепру.    Великолепный вид открывался с этого кургана:  на многие километры убегали к Днепру плавни, сквозь деревья проглядывала река Серебренная, а где-то там далеко сквозь марево виднелся левый берег Днепра. Видимо скифы уважительно относились к природе, понимали её красоту и  желали любоваться ею вечно.  Известно, что запорожские казаки почитали курганы, и сам Тарас Шевченко завещал похоронить свое тело именно таким образом.   
 
Много кpупных куpганов располагалось в Hижнем Пpиднепpовье в pайоне    нынешней Каменки-Днепpовской Запоpожской области. Она находится на левом берегу Днепра, а на  противоположном его берегу  расположен райцентр Ново-Воронцовка Херсонской области, а чуть выше по Днепру -  Чеpтомлыкский  куpган возле города Hикополя,  который до pаскопок  был грандиозным сооружением высотой около 20 м и 110 метров в диаметре, частью курганного могильника из более чем 30 меньших курганов. И с этого кургана тоже открывается вид на Днепр. Кстати недалеко от этого кургана располагалась до затопления рукотворным Каховским морем деревня Капуловка, прославившаяся тем, что в ней запорожские казаки под предводительством атамана Ивана  Сирко писали письмо турецкому султану.
 С разрушением Сечи окончательно исчезла традиция почитания курганов, затопление и распашка царских могил послужили окончательному уничтожению древней памяти и связи времен. От былого величия кургана Чертомлык сейчас не осталось ничего. Курган полностью разрыт и превратился в огромный кратер, окруженный насыпями из просеянной археологами земли. Даже археологи – люди, изучающие старину, собрав предметы старины, не удосужились сохранить курганы в первозданном виде. К сожалению сейчас курганов практически нет. Уничтожены, раскопаны,  разграблены. Многие по школьным учебникам истории знают, что сокровища Чертомлыкского  (в 10-15 километрах от моего хутора) кургана хранятся в Эрмитаже.
Курганы – это не только немые свидетели многих исторических событий.
Причерноморье – это когда-то бескрайняя как море степь, сегодня безжалостно уничтоженная лемехами бесчисленных плугов. Теперь естественная степная растительность, как и в лесостепи, встречается только в старых балках и оврагах, в долинах некоторых рек.  Поверхность  курганов тоже превратились в   участки  первозданной пpиpодной сpеды, участки  живого, неповторимого  и не тронутого со времени их образования ландшафта.
В детстве мы любили взобраться на курган, весь покрытый ковылём, разнотравьем  и цветами с волшебным названием бессмертник. Ложишься на спину, раскинешь руки, щёки ласкают мягкие пушистые белые кисточки ковыля, а вверху плывут облака. Плывут, непрерывно меняются  и тают. А рядом над тобой зависает жаворонок, исполняет свою древнюю мелодию. И ты сам погружаешься в вечность, прошлую вечность, во времена набегов, времена создания курганов.

Еще в начале ХIХ в. на севере Причерноморья господствовала разнотравная типчаково-ковыльная степь с типичными для нее злаками — типчаком, ковылем украинским, костром береговым и др. Эта же растительность, в том числе и ковыль,  покрывает и курганы.
Ковыль – удивительная трава, наполненная прошлым, историей. Его вечность, его свидетельство старины особенно ощущаешь в заповеднике Аскания Нова, где до горизонта раскинулись ковыльные степи. Человечество должно быть благодарно пионерам заповедного дела, имеющего свою историю.
              На заре развития человеческого общества культ природы и связанные с ним языческие обычаи глубоко проникли в жизнь народов, и в особенности славян.  Уже в те далёкие времена существовали «священные» места, где запрещались охота, рыбная ловля и рубка леса, где звери, птицы и рыбы могли спокойно выводить потомство.   Фактически это были первые заказники, созданные  народностями, чья жизнь зависела от охоты. Первые документальные свидетельства о применении ограничений на пользование природою в нашей стране   относятся к XI веку при правлении князей Всеволода и Владимира Мономаха. С развитием капитализма росло беспорядочное истребление лесов, зверей, птиц, рыб — всех природных богатств, которые могли принести деньги.    Чтобы сохранить животных, во многих странах стали организовывать заповедники. В условиях развития рыночной экономики мы постоянно сталкиваемся с проявлениями безжалостного уничтожения природной среды, исторических и культурных  памятников.
Образование ковыльного покрытия  в наших южных краях служит прямым указанием восстановления на занятой ею площади плодородия почвы.
 Сергей Александрович Есенин говорил: "Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины - основное в моём творчестве". Этой теме посвящены многие стихи. Среди них и "Спит ковыль. Равнина дорогая". Есенин описывает дорогие ему уголки окружающей природы: бескрайние просторы родных полей, лесов, лугов. В трудные минуты воспоминания о любимых уголках природы согревают душу и придают силы поэту. Он желает остаться в старом мире, воспринимает все перемены как враждебные:

Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.

А в некоторых местах у «косой» дороги стояли бабы, грубо высеченные из гранита в древние времена. Сооружение большинства из них принадлежит половцам, народу, обитавшему в запорожских степях в XI—XIII вв. н. э. Подобные статуи можно увидеть в Харькове у Музея природы, куда они были доставлены с мест раскопок. Стоят они и в Евпатории напротив Краеведческого музея. Словом, почти в каждом городе юго-восточной Украины можно увидеть  каменные изваяния, называемые условно «каменные бабы». По сути, эти идолы остались одним из немногих следов воинственного народа половцев. Первоначально их родиной были земли севернее Алтая в Прииртышье. Затем, вследствие изменения политической и климатической обстановки, после долгих мытарств половцы (или как они себя называли сами — кипчаки) оказываются в запорожских степях и в 1055 году впервые сталкиваются с русскими.
 В течение последующих 200 лет история половцев представляет собой нескончаемые войны с русскими княжествами, на которые они постоянно совершали набеги, уводя пленных женщин и детей. Борьба с половцами воспета в знаменитом древнерусском произведении «Слово о полку Игореве». В 20 годы XIII века они были покорены монголами, которые окончательно разгромили их к середине XIII века. Вскоре после этого упоминание в летописях о половцах прекращается, и они присоединяются к большой семье канувших в небытие народов.
      Потом  бабы, стоявшие вдоль, дороги исчезли. Однажды, будучи в Днепропетровске в командировке, зашёл я в краеведческий музей и увидел там во дворе огромное количество этих баб.
      Оказалось, что коллекция древних каменных изваяний несомненно, относится к числу наиболее ярких и своеобразных собраний Днепропетровского исторического музея. Это одна из самых больших коллекций древней каменной пластики на Украине - 80 статуй. Своё название "бабы" все каменные статуи южно-украинских степей получили от тюркского "вава" - предок, дед.
       Действительно, многие половецкие статуи представляют мужчин-воинов в шлемах, доспехах, с оружием: саблями, луками, колчанами. Такие же выразительные женские статуи - в шляпах, богато украшенных костюмах, с зеркалами и сумочками у пояса. В руках у всех половецких статуй сосуд, видимо предназначенный для ритуальных возлияний. Устанавливались изваяния на курганах или недалеко от них, то есть в местах священных, какими являлись родовые могильники, где покоился прах предков и совершался круговорот жизни и смерти.

         Многочисленность именно половецких статуй объясняется очень просто - в эпоху средневековья, в ХI-ХIV веках степи Днепровского Надпорожья стали прибежищем для половецких (или кипчакских) кочевых племен, пришедших в Восточную Европу из Азии. В районе порогов по берегам Днепра, находилось крупнейшее объединение половцев - приднепровская орда.
Тяжелая экологическая обстановка в городе Днепропетровске оказалась одинаково губительной как для людей, так и для творений их рук: статуи начали катастрофически быстро разрушаться. В 80-х годах началась их реставрация.  Может быть, они и сейчас там коротают свой век под открытым небом, если бизнесмены не украсили ими свои коттеджные  участки.
       Даже поверхностный взгляд в  прошлое  показывает, что предки наши уважительно относились как памятникам старины, к окружающей среде, понимая её значение для живущих и последующих поколений.
  Охрана природы в современном понимании — это, прежде всего, разумное использование природных богатств. Разумно использовать — значит давать возможность природе восстанавливать, восполнять изъятое человеком. Природа — неиссякаемое средство оздоровления людей. Невозможно переоценить её эстетическое значение. Тысячелетиями вдохновляет она творчество величайших мыслителей, поэтов, музыкантов, художников. Любовь к родной природе — один из источников патриотизма. Мы охраняем природу для народа, для человека сегодняшнего дня и грядущих поколений.
Прикосновение к прошлому невольно приводит к удивительному открытию,  неопровержимой констатации факта, что современный человек для окружающей среды, для исторических и культурных ценностей значительно опаснее людей, живших на заре цивилизации. Получилось так, что   более двух тысяч лет  народы-варвары, копьём и мечом сменявшие друг друга, на территории Причерноморья не разрушали, не уничтожали курганы – памятники, принадлежавшие враждебным народам. Памятники, порой содержавшие несметные богатства, мало чем отличавшиеся от своих собственных могильников.
 И как объяснить, что один «цивилизованный» народ всего за 70 лет дважды уничтожал то, что было создано предыдущими поколениями собственного народа. Достаточно вспомнить тысячи разрушенных храмов, монастырей, имений, памятников деятелям царского и советского времени. Эти разрушения принесли неизмеримый ущерб  и не столько материальный, сколько ущерб духовный, означающий деградацию личности.
А как измерить ущерб, связанный с нарушением природной среды, обусловленный не продуманной хозяйственной деятельностью, строительством гигантов -гидроэлектростанций, рубкой лесов, загрязнением водных ресурсов, истощением вод Аральского моря.
Хочется завершить свои размышления на оптимистической ноте:
    Об экологии
Люблю науку я о нашем доме,
Охране окружающей среды.
Что можем дать среде мы,  кроме
Разрухи, истощенья, пустоты.

Живём и властвуем, потребностям внимая.
Отходы, выбросы и сбросы выдаём.
Ум бережём, не размышляя,
Что будет завтра, что потом?

Рубим и пилим то, на чём сидим.
Силой друг другу угрожаем,
Забыв о том, что Бог един,
Огнём, мечами споры разрешаем.

Потоки крови и среде ущерб –
Вот результат желаний и амбиций,
Цена за то, что одержали верх.
Зачем? Чтоб вниз потом скатиться!

Верю в грядущих поколений разум,
Свободный от незнанья пелены,
В людей, что различают грани
Добра и зла, святого мира и войны.

То будет новая, цветущая эпоха
Гармонии с природною средой.
Заявит с гордостью ребёнок-кроха:
«Природа-мать! Склоняюсь пред тобой».


Рецензии