2. Энергия в искусстве

Самым совершенным из искусств признана архитектура… Скульптура… тоже хорошо...
В театре - опера. Но тут я еще, наверно, слишком молод, еще не могу оценить по достоинству. Или мне ближе визуальное восприятие, чем слуховое? Потому понятнее движение во всех проявлениях - танец, балет, пантомима.
В живописи - графика.

Различные способы записать, передать движение энергии. Цвет уже отвлекает, поэтому черно белое фото - признак профессионализма, это сознательный отказ от реалистичности в пользу обобщения. Как поэзия отличается от прозы тем, что уходит от подробности в сторону формирования коротких и емких метафор, заточенных и усиленных ритмом и местом.

Тулуз Лотрек на закате своей жизни стал писать графические полотна. Его живопись и так весьма графична, но в последних работах потоки энергии просто осязаемы. Будучи глубоко больным он настолько нуждался в энергии, что буквально пил ее через соприкосновение с натурой. И эти потоки запечатлевал на холсте… возможно для усиления их действия или для их полного осмысления?

Энергия, как вода, как любой поток движется по законом потока. У него есть инерция, есть ламинарность или турбулентность, есть вихри. Он может расслаиваться и соединяться, дробиться и множиться.
Любая линия является и траекторией движения энергии. Наш взгляд наполняет ее энергией, прослеживая от начала к завершению. Если линия терпит излом, то в этом месте мы невольно ощущаем некую проблему, может быть катастрофу, так как в этом месте энергия претерпевает насильственное изменение.

Расположение точки на полотне - тоже может переживаться, как событие. Мы умеем ощущать пространство с примесью времени. Для нас преодоление пространства сопряжено с временными затратами, потому мы его ощущаем через затрату энергии, которая тратится на его освоение.

Нам важно различие направлений, как справа налево и наоборот, так и в глубину пространства. Мы ощущаем смысловое различие движения в разных направлениях.
Слева направо - для нас (европейцев) это движение “правильное”, двигаясь по этому направлению мы не испытываем сопротивления. Движение слева направо для нас сопряжено с сопротивлением, конфликтом. Отсюда рождаются диагонали оптимистичные и унылые. Движение вперед - позитивно, назад - это всегда отступление. Вперед - это в будущее, назад - в прошлое.

Плоскости могут быть раскрытыми и закрытыми,
Формы - упругими, свернутыми, скомканными, скрученными…

Мы все это ощущаем сопереживая, отождествляя себя с тем, что мы видим, мы как бы пропускаем свою энергию по неким маршрутам, траекториям, и следим за тем, что происходит с этой энергией. Если энергия не испытывает сопротивления, если она ширится, множится и усиливается, если она в равновесии и гармонии - нам приятно. Энергия может и трансформироваться, становиться тоньше и легче или наоборот набирать мощь или деградировать, становиться грубой и не отесанной.
Мы можем это так оценивать потому, что внутри нас так же протекают потоки энергии. Это движение мы видим и в других. По походке или осанки, по позе, мы можем ощутить в каком месте у человека есть проблемы. Где он зажат или ссутулен, где у него излом или узел. Мы можем ощущать его состояние, как свое. Мы можем делиться с ним энергией, мы можем обмениваться ей или закрываться от такого обмена. Но мы в любом случае - сопереживаем.

(иллюстрация - Анри де Тулуз-Лотрек "Ла Гулю и Валентин" (1894)


Рецензии