Призраки без жилетов

Сегодняшний подслушанный в метро разговор навел меня на интересные мысли. Вчера на лекции по психологии нам сказали, что мышление шизофреников и творческих людей схоже, и меня это поразило. По некоторым тестам невозможно понять, кто отвечает на них - творческая натура или больной человек. По-моему, это означает, что шизофреники, помимо того, что являются психически больными людьми, при этом в чем-то являются еще и творческими. Сегодня я в этом убедилась. Сначала я обратила внимание, что парень из парочки, сидящей справа, очень много и смешно болтает, а его девушка просто молчит. Мне это показалось забавным. Однако, слегка повернув голову, я поняла, что это вовсе не его девушка, а женщина в возрасте, а он - психически больной молодой человек, который не в состоянии контролировать свою речь. Так вот, этот поток слов был удивительным для меня. Этот парень настолько ярким и поэтичным видел окружающий мир, что ему мог бы позавидовать любой художник и поэт.

Если бы не его речь, я бы никогда не подумала, что с ним что-то не так: черные пышные кудри, оживленное, симпатичное, молодое лицо. Единственной необычной деталью в его внешности был жилет, похожий на одежду дорожных рабочих - на нем были светоотражающие полосы. Женщина, с которой он разговаривал, спросила, зачем ему такой жилет. Он так удивился этому вопросу, как будто она спросила, зачем ему голова. “Как зачем? Это необходимая вещь!”. Дальше он сказал еще о какой-то вещи и резюмировал: “Без этих двух компонентов люди становятся призраками”.

Получается, чтобы не быть призраками - иначе говоря, чтобы тебя заметили - нужно иметь то, что привлечет всеобщее внимание. И ведь это правда.

Краем глаза я заметила, что он положил женщине на колени картинку с изображенными на ней цветами и травой. Это была одна из тех посредственных отфотошопленных фоторабот, которые можно увидеть на любом рабочем столе в любом среднестатистическом офисе. Сначала меня позабавило то, как он красочно восхищался этой картинкой, а потом я перестала смотреть на эту ситуацию так саркастично. Может, это не он не отмечает посредственности этой картинки, а мы не можем разглядеть красоту в окружающих нас предметах? Он говорил о росе, свисающей с травинок на этой картинке, словно о каком то чуде, безумно необычном и красивом. И я поняла в тот момент, что он один был абсолютно прав, а мы все - миллионы здравомыслящих людей - не правы.

Меня порадовало, что женщина, в отличие от обычной реакции на приставание подобных этому молодому человеку людей, покорно слушала его и даже соглашалась с ним, хотя видно было, что она делает это из снисхождения.

Поскольку он не мог контролировать поток своей речи, он быстро перескакивал с темы на тему и каждый такой раз я удивлялась его видению мира. Вы когда-нибудь задумывались о том, почему станция метро "Славянский бульвар" называется именно так? Готова поспорить, что даже люди, прожившие всю жизнь на этой станции, ни разу не задавались этим вопросом. А вот он задал его, причем как что-то само собой разумеющееся. Он спросил: “На этом бульваре что, жили славяне?”. Сначала я восприняла это как глупую несмешную шутку, а потом подумала: а ведь правда, во времена славян ведь еще в помине не было никаких бульваров, так почему его так назвали? Известных личностей с фамилией “Славянский”, вроде бы, тоже не было. Его дальнейшие гипотезы были не менее интересны. "На “Молодежной” должна жить только молодежь, в “Строгино” живут люди строгие, а люди из “Крылатского” должны уметь летать". Как это было бы здорово, не так ли? Если бы слова всегда соответствовали действительности, мир был совсем другим - думаю, гораздо справедливее. Мы так привыкли к лжи вокруг, что уже не замечаем ее, живем в ней и вполне комфортно себя чувствуем. Может, надо быть сумасшедшим, чтобы видеть все так, как есть?
С другой стороны, всё ведь зависит не от того, как всё есть на самом деле, а от того, как мы это видим. И он видит все таким, как нам, "здравомыслящим" людям и не снилось. Может, наше здравомыслие и практицизм нас ограничивают? Его же фантазию не ограничивает ничто.

Я подумала, что хотела бы смотреть на мир так же романтично. Он обязательно стал бы более ярким и прекрасным. И, может, даже чуть более справедливым.


Рецензии