Обзор фильма Марсианин
"Я могу сделать только один вывод: из этого дерьма меня может вытащить только наука."
Новый научно-фантастический триллер Ридли Скотта, снятый по мотивам одноимённого дебютного романа Энди Уира снова бросает зрителя в далёкий космос, на популярную нынче в околонаучном сообществе красную планету Марс, где экипаж космического корабля "Арес-3" по стечению обстоятельств забывает одного из своих членов - жизнерадостного Марка Уотни, которому придётся изловчиться, и, используя все свои инженерно-биологические познания, каким-то образом выжить больше года на недружелюбной планете до следующей космической миссии, имея в запасе пропитания всего на месяц.
Сразу скажу, что сравнения с первоисточником, которого так не любят все лентяи до чтения книг, не избежать. Ещё бы - авторы не стали заморачиваться с оригинальным сценарием, а решили экранизировать одну из самых громких научно-фантастических книг последних лет. Да, литература и кинематограф - жанры абсолютно разные, но цель - создание атмосферы и увлечение потребителя в созданный мир иллюзий - у них одна, хоть и достигается совсем разными методами.
Кратко: фильм - классный! Да, не без погрешностей как с кинематографической, так и с экранизационной точек зрения, но всё же - очень и очень достойный. Правда, я честно шёл на "Марсианина", не ожидая от него вообще ничего после прочтения одной из лучших, по моему мнению, книг в своём жанре. Так что разочаровать меня было в принципе сложно.
Для начала, хочется отметить работу сценариста - Дрю Годдарда. Он очень жёстко перекроил оригинал, повырезав и изменив львиную долю событий, но, тем не менее, создал вполне цельную и законченную историю, так что, подозреваю, что зрителям, не знакомым с работой Уира, фильм придётся по душе. К тому же, в таком подходе к созданию сценария есть свой огромный плюс - после фильма читать книгу будет ничуть не скучнее, ибо за кадром остались добрые три четверти произведения и очень много сюрпризов и неожиданных сюжетных ходов. Даже финалу будет, чем порадовать читателя.
Для меня лично оказалось большим сюрпризом, что Годдард оставил огромное количество сцен, которые, как я полагал, будут сокращены, и напротив - вычистил немало ключевых и весьма остросюжетных моментов, так что интрига держалась до самых титров. Плюс экранизации - в том, что зачастую не понятно, что хочет сделать герой, тогда как в книге Марк всё предварительно рассказывал своему дневнику. Так что для зрителя сюрпризов и напряжённых моментов окажется вполне достаточно.
Не могу не похвалить работу оператора Дариуша Вольски - он мастерски управлялся с камерой и подбирал идеальные ракурсы и композиции, полностью погружая зрителя в жизнь главного героя. Очень приятная и красивая съёмка - от и до! Со всем вниманием к мелочам и постановке идеального кадра.
Отдельно следует отметить монтаж Пьетро Скалии - именно этот человек, на мой взгляд, проделал самую громадную работу из закадрового состава съёмочной группы. Возможно, лучший монтаж на моей памяти. Грандиозно, атмосферное и невероятно эффектно!
Музыкальное оформление Гарри Грегсона-Уильямса - вполне ожидаемое, но весьма приятное и здорово подходящее картинке. Старое-доброе диско и внушительные тревожные темы штаба.
Особенно славно потрудились художники - думаю, если фильму и "грозит" Оскар, то именно за их впечатляющую работу.
А вот спецэффекты - достаточно простые и совершенно ничем не выдающиеся. Даже был слегка в них разочарован. Как-то всё слишком банально и скучно в плане графики и действия. Куда слабее прямых конкурентов при подобном бюджете.
Но, увы, нашлось место и огрехам. Так, немало косяков и сюжетных несостыковок присутствуют в картине именно по причине плохой проработанности отхода от текста романа и использовании различных киношных популярных трюков. Все детальные описания и размышления Уотни, понятное дело, убраны или упрощены, от чего научная фантастика мягко превращается на экране в фантастику развлекательную. Из-за масштабной перекройки оригинала повествование потеряло большую часть своего драматизма, а также комичности, став достаточно плоским и поверхностным, привычно-голливудским. Убрано очень много действительно напряжённых моментов, где Марк проявлял себя истинным несокрушимым по духу выживальщиком, особенно из второй половине истории - и это я считаю основной ошибкой сценариста. Плохо раскрыт характер и внутренний мир главного героя, отсутствует почти весь саркастический юмор Уотни. А второстепенные герои и вовсе создают впечатление статистов из-за своей абсолютной непроработанности. Убраны абсолютно все маленькие милые хитрости, на которые шёл Марк для поддержания своего боевого духа. Плохо передана атмосфера одиночества и скрываемого за шутовством отчаяния Уотни - почему-то, не получается по-настоящему прочувствовать всю серьёзность и весь трагизм положения астронавта-колонизатора красной планеты. В чём, в том числе, виновато и практически полное отсутствие этого самого Марса. Да, книга тоже довольно таки камерная, но Марса там хватало с лихвой. До скрежета его красно-серого песка на зубах. Ну и конечно - размазанный и совершенно бледный, неэмоциональный финал. Без морали, послания и точки в идее.
Отдельно невыносимо грустно было смотреть на категорически испорченные голливудскими фантазёрами скафандр Уотни и его ровер - дань моде, стиль Фабрики звёзд.
Так что, если сравнивать "Марсианина" с тем же "Изгоем", то он, однозначно, проигрывает последнему в драматизме. Хотя по мне, книга была сильнее по накалу страстей и нагнетанию атмосферы даже знаменитого "Робинзона Крузо" (и я совсем не принижаю значения или силы произведения Дефо). Практически, уровень Джека Лондона.
Если же вспомнить последние комические эпопеи, вроде "Интерстеллара" или "Гравитации", то творение Скотта находится как раз между ними - он не такой масштабный как шедевр Нолана, но и уж не настолько сопливо-тупой, как поделка Куарона. Крепкий середнячок. Что как раз и весьма неожиданно - к фильмам Ридли Скотта термин "середнячок", как правило, неприменим. Здесь же съёмка и общий уровень картины соответствовали, скорее, кому угодно - никакого размаха и стиля классика я здесь не заметил и ни за что не догадался бы, кто сидел в режиссёрском кресле, не знай наверняка заранее. Очень бледно для мэтра.
Ну и немного про актёрский состав.
Мэтт Дэймон. Очень непривычный поначалу Марк Уотни, который, тем не менее, целиком и полностью поглощает своей искренней, пронзительной, живой и очень эмоциональной игрой. Дэймон откровенно вытягивает весь сюжет на себе, своём умении покорить зрителя и заставить того поверить в реальность происходящего на экране. Блестящая игра и отличное попадание в роль. Никаких нареканий! Особенно впечатляет физическое изменение актёра на протяжении фильма и умело "скрываемое" за маской клоуна отчаяние и решимость выжить любой ценой.
Джессика Честейн. Очередная бледная космическая роль. Ничего и ни о чём усилиями сценариста. То же могу сказать и о любимых мною Кейт Маре, Шоне Бине, Кристен Уиг и Дональде Гловере.
Единственные актёры второго плана, кому авторы фильма дали хоть как-то себя проявить - великолепные Джефф Дэниелс, Майкл Пенья и Чиветель Эджиофор, которые доказали, что при даже самой маленькой возможности они выдадут максимальный результат!
В целом же - неплохой фильм. Увлекательный, напряжённый, интересный, красивый. Пронзительная робинзониада, за которой почти два с половиной часа пролетают совершенно незаметно и быстро. Главное - не сосредотачиваться на первоисточнике и голливудских штампах, а просто получать космическое удовольствие. 8/10.
"Это космос - он недружелюбен, и в какой-то момент всё пойдёт к чёрту."
Свидетельство о публикации №215100900922