Борис Николаевич Окунев

(Из цикла "Наши преподы")

Борис Николаевич Окунев*) читал лекции по теоретической механике, внешней и внутренней баллистике и был звездой первой величины на преподавательском небосклоне Военмеха.
Ритуал восхождения светила обставлен был с блеском.
Сначала кафедра** вносила кафедру*** и водружала её на кафедру****.
­­­-------------------------------------
* Борис Николаевич Окунев (род.1897 г.;Умер: 1961 г. (64 года))Ж- Известный представитель советской баллистики артиллерийского орудия - науки о движении снаряда в канале ствола (внутренняя баллистмка) и в воздушном пространстве (внешняя баллистика). Профессор, доктор наук./Википедия.
** Кафедра – преподколлектив;
*** Кафедра - стул, скамья, в нашем случае – солидное кресло с подлокотниками;
**** Кафедра - возвышение для лектора.

Затем с профессорским опозданием в аудитории появлялась карабас-барабасовская борода Отца-основателя, сопровождаемая крупным грузным телом. (Говорили, что полнота Бориса Николаевича – одно из проявлений последствий блокады). С искренним сочувствием наблюдали мы, как ассистент помогал гиганту подниматься из глубокого кресла. Любимым (им и нами) обращением к нам было инфразвуковое иерихонское трубно-басовое «БоООАААааа, мои юные друзья!»

На потоке, в дополнение к старостам групп, Борис Николаевич назначал "дежурного старосту" и "старосту старост" (потока).
Однажды, не обнаружив мел, он протрубил:
- Дежурный староста, встаньте! Староста старост, встаньте! Где же мел?
- Кончился.
- Ну, а вы что?
- Меры принимаем, Борис Николаевич.
- Мм-да-а… Это как однажды в Новогоднюю ночь:
                " - Скорая?! Срочно!! У нас гость штопор проглотил!
                - Выезжаем! Меры приняли?
                - Приняли.
                - Какие?
                - Вилками открываем".

Любил Отец-основатель в пух и прах разносить оппонентов.
Сначала, привлекая на свою сторону великих предков, он мог процитировать нам по-латыни ПринсИпы НьЮтона. Потом, для контраста, цитировал современного автора учебника, утверждённого Минобразом. Диктовал и заставлял нас записывать с нового листа определения из этого учебника.
И далее:
- Записали?
- Записали, Борис Николаевич!
- А теперь зачеркните! (Оживление аудитории!)
- Зачеркнули, Борис Николаевич!
- Зачеркните двойным жирным крестом!! (Восторг!!)
- Зачеркнули, Борис Николаевич!!
- А теперь вырвите этот лист к чёрту!!! (Экстаз!!!)
И следовал сокрушительный разбор полётов бедного автора.

На консультациях перед экзаменом:
- Ответ на три вопроса билета даёт студенту право на беседу с преподавателем, в ходе коей преподаватель имеет право задать студенту от двенадцати до ста сорока четырех вопросов.
(Даже граничные значения имели место быть на практике! Заграничные – никогда!
Сам отвечал на 12 вопросов)

- Вот вам мой домашний телефон. Если у вас во время подготовки к экзамену возникнут вопросы - звоните мне в любое время дня и ночи.

Слышал от старших товарищей:
Ночью на квартире Б.Н. раздался звонок.
- Слушаю Вас.
- Простите, Борис Николаевич, что потревожили. Но у нас завтра экзамен, а мы никак не можем решить и заспорили…
- Никаких извинений! Я к вашим услугам! В чём вопрос?
- Когда спать ложитесь,  Вы бороду под себя кладёте или укрываетесь ею?

На экзамене Б.Н. Окунев врубил группе 19 двоек.
Гонцы всполошившейся общественности и деканата предстали пред его ясными очами:
- Борис Николаевич, приглашаем Вас на заседание партбюро факультета.
Ответ Отца-основателя гласил:
- Не могу, мои юные друзья. Сегодня я пою в церкви.

P.S. "А было ему тогда 57 лет"- добавил мой однокашник, знаменитый испытатель танков Юра Мироненко.


Рецензии
Старшие товарищи научили меня: как легко сдать зачет (у нас был зачет не экзамен) Окуневу. Накануне зачета поймать его между лекциями в коридоре и спросить его мнение о возможных пришельцах - кометах из космоса в обозримое время. Он что то ответил и запомнил студента. А на завтра, на зачете его мнение донести в развернутом виде, вот был кайф для обоих. Мнение старших товарищей для меня было золотым фондом на все студенческие годы. Вот одно из них. Если вечером немного взгрустнулось и гастроном на углу уже закрыт, то можно пойти на Варшавский вокзал в буфет, там всегда людно, и можно найти того, кто тебя понимает. Еще был случай. Во втором семестре 1956 года я пропустил несколько практических занятий по Начертательной геометрии, вел их Доцент (ФИО не сохранилось в памяти). Наследующем занятии Доцент мне пообещал трудности на экзамене. Посоветовавшись со старшими товарищами я пришел в уныние, было сказано, что этот гад свои обещания исполняет. А как быть: был совет изучить эту науку, что я и проделал. Наступил экзамен. Нам сказали что на экзамене первых студентов будет принимать сам Зав. кафедры Дешевой. Я бросился в бой, первым взял билет, прочитав вопросы, попросился отвечать без подготовки Дешевому. Нутром чувствовал скип зубов Доцента. Ответил блестяще, получил похвалу от Дешевого и отлично в зачетку. Дешевой сказал хорошо бы каникулы мне не тратить на пустые развлечения, а взяться за составление задач к готовившемуся задачнику на кафедре для студентов, ну и по окончании вуза в перспективе на работу на кафедру. Окрыленный тут же взял в библиотеке задачник по начертательной геометрии для ориентации при составлении новых задач (мне его выдали на все лето по распоряжению Дешевого). Сдав все экзамены весенней сессии 1956 года на отлично, купил билет на поезд для поездки в родные края в Туркмению. Как положено была куплена пачка пельменей, круглый хлеб, пачка маргарина и бутылка за за 28руб. 70 коп. Кончилось наше торжественное застолье, прибегает в комнату Саша Пономарев (наш староста группы) и говорит, что не могут тебе дать повышенную стипендию, как отличнику, потому что у меня четверка за зачет по черчению и что меня ждут на кафедре черчения для пересдачи. Но мне было так хорошо: экзамены сданы стипендия получена, через 4 часа отходит поезд, который отвезет меня в родные края. Потом - святое "альма матерь". Явится туда не совсем трезвым - посчитал для меня не приемлемым (был очень молод). Приехал домой, моя любимая мама уже приготовила 20 литров хорошего напитка крепостью не ниже 42 градусов. Встречи однокашников, новые впечатления, новые подруги все это так увлекли "юного Вертера" что только накануне отъезда в Военмех вспомнил про задачи по начертательной геометрии и подумал: "еще не вечер". С уважением - Вадим.

Вадим Милованов   07.06.2019 11:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.