4-я кн. 7-я гл. гранит науки

   Герман   старался в отношении  Вовы: купил  ему   пальто,  ботинки,  шапку…Стал   обучать    «нехитрым»  школьным  наукам, которые  тому  не давались...Многое  происходило  в Щербинке, -и школа  там.   
- Сколько  секунд  в   минуте? – спрашивал  он  Вову  в  кухне.
-Не  знаю, -  набычившись,  бубнил   Вова.
-Как не знаешь?! – злился  Герман,- Ты  же   повторял: шестьдесят!..– и  он   крупно нарисовал   на  листе цифру «60».
Но  Вовка   упрямо  твердил  «не знаю»! Так продолжалось, пока  Герман  не  написал  синим   цифру  «60»   у  Вовки  ни лбу:
-  Шестьдесят!..-  орал   и   спрашивал. Но Вовка  упирался,  Герман   тыкал   пальцем   в  зеркало:
-  Вон, идишь?  Шестьдесят! Запомни!!!...
  Вовка  надувался: «не знаю», «не знаю»…и  закипал  обидой.
  В  десять  лет  он    не   понимал,  что такое «вчера», «сегодня»,  «завтра»…Рита    обьясняла, рисовала…Он   не  хотел,  не понимал.  Герман  вздумал   помочь  с  понятиями  «полтора» и  «половина»…
-  Вот, видишь, -  говорил, -   яблоко,  ОДНО. А  это, - резал   надвое, -  ПОЛОВИНА. Понятно?
- Та..-   шептал   Вовка,  опустив голову.
-  Сколько   яблок? -  брал   Герман   в  руку  одно, а  Вова  говорил:
- Два.
- Где  два?! – бесился Герман, - Яблоко, видишь?! Одно!!!
- Да.-  тихо  говорил Вовка.
- А это...? -  Герман  показывал  половинку, -  Чего  молчишь?!..
 - Сколько  яблок  у  меня  в  руке?!..
- Три…- безнадежно  выдыхал  Вова.
 Герман, дрожа  от  гнева,  налил   в  стакан воды:
-  Вот  видишь,  я  налил   воду. Сколько  здесь  воды?
- Один…
- А это? –   он  налил    половину  стакана.
- Не  знаю…
- Как не знаешь?! Я  же  сказал:  ПОЛОВИНА!!- и, вышедший  из себя  Герман, оттянув   Вовке  резинку  штанов,  вылил   туда  стакан воды,  -   ОДИН  стакан! – Понял?
- Да!- плачущим голосом  проговорил  Вова.
- А это  половина! – Герман  вылил   туда   еще  пол- стакана. Повтори!
- Половина, -  проплакал  Вова.
- А вместе   будет  ПОЛТОРЫ!!!…
    Вовка  ревел. Рита,  прибежав  из  комнаты,  сердилась:
- Как  ты  учишь  ребенка?! - Все,  хватит. Нечего  его   обижать!
- Ну  и учи   сама!..- бросил, уходя,   раздосадованный Герман, - Он  тупой,  ничего не  понимает!
- И  буду. Иди  отсюда!  Взяв  картофелины, Рита одну  разрезала  пополам:
- Видишь? ОДНА КАРТОШКА. А это  ПОЛОВИНА. Понятно?
  Вовка  молчал.  Рита  взяла   картофелину:
- Это  сколько  картошек?
  Вовка  думал-думал  и  сказал  «не знаю».
- Как  не знаешь?!- вызлилась  Рита, - тебя  учить, как  Герман?!
- Нет..
- Вот  это, -   взяла  полторы  картошки, - сколько  картошек?
- Пятнадцать..-    вымолвил Вовка.
 -Чего   пятнадцать?! -  вскричала  Рита.
- Метров,-  сказал  Вовка.
   Рита  схватила   рулетку  и  потащила  Вовку   измерять комнату  от  стены до стены…
-  Вот  ПЯТНАДЦАТЬ  МЕТРОВ! – кричала она, -  наша  комната  в  длину.  А  картошки   полторы! – видишь? Одна  картошка, и   половина,  а  вместе    полторы! Понял?!..

…Нетрудно представить,  как  он  учился  в  школе.  Рита замучилась   выяснять, почему  ему  ставят  «два», и  сделали очередную  запись в дневнике:  «Срочно придите в школу! – Ваш  сын  ПЛЕВАЛ   В  СОСЕДНИЙ  КЛАСС»…
- Куда ты плевал?!.- смеялась Рита, -  Расскажи!
- Там  все плевали..
- Куда  плевали, зачем?!
- В класс…один  плевал..другой плевал..и   я   плевал...
   Рита  пришла  к  учительнице. Та  обьяснила:  детям понравилось забегать  и  плевать  в  соседний  класс. А  дети  из  того  класса,  соответственно, забегали  и  плевали в  ИХ класс..Так  и  бегали, пока  не   наткнулись  на  учительницу…не успел  увильнуть,конечно, Вова!  А к  нему  и   так   полно   претензий.
- Он  дерется! -  доложила   учительница. – Невозможно  пройти мимо, чтобы  не  стукнул! Агрессивен. Учится  плохо,  ни на  один вопрос не  отвечает. Даже  имя  свое  НЕ  ХОЧЕТ  назвать!..

- Почему  ты  дерешься? -  спрашивала   Рита.
- Дразнят..
- Тебя   дети  дразнят?!
- Да..
- Тебе  обидно, и ты дерешься?
- Да..
- А почему  не  говорил? Как  дразнят: «ЧУКЧА», - как в той  школе?
- Да..
- А говорят, ты  просто  так  дерешься.
-Нет..
«Срочно  придите в школу! Сильно избил ребят»,-  писала учительница.
- Опять   дерешься! – расстраивалась  Рита, -  Мы  же договорились...  И   кого   ты  там  избил?..
Молчание. Снова  пошла  в  школу.
- Кого   конкретно  избил  Володя?
- Всех…- отвечала  учительница.
- Что значит  «всех»? Он  что,  один   избил   весь класс?!
- Да. Мы собираемся  поставить его на учет в  Милицию.
- Чего-о?!
- Да, - поджала  губы  учительница, - переводите  его   куда- нибудь, хоть  в Псих-интернат, иначе мы  сами  его  куда-нибудь  отправим!
 
   Дома   состоялся   разговор,  из  которого Рита  поняла: сын   попал  в  немилость.В довершение,  ее   вызвали  в  Милицию. Толстая  дама  в  форме  сказала  претенциозно:
- Мы  собираемся  отправить  Вашего  сына в Псих-интернат!
- Что  Вы  говорите!? -  вспылила  Рита, - А я  не  отдам!..
- Он  сам  к нам  придет! – высокомерно  заявила  чиновница,   или  Вы   приведете…
- НИ  ЗА  ЧТО  В  ЖИЗНИ!!!- твердо  сказала  Рита.
- По  всем  статьям  он  нам  подходит…
- А это мы  посмотрим! – Рита,  круто  развернулась и   пошла  прочь...
-  Вы  еще  вернетесь  к  нам! – крикнула  вслед  инспекторша.
   Дома   Рита  накинулась на Вову:
Меня  из-за тебя  вызывали в милицию. Тебе  скоро одиннадцать, а ты   плохо  ведешь  себя в  школе!  Хочешь, чтоб   перевели  куда-нибудь  подальше!? – хочешь  жить  без меня?  Что  случилось   в  классе!..
   Вова   до  сих пор  трудно  говорил,  но  Рита  кое-как  разобралась. Ребята   обьявили   поединок:  «кто  кого»? Подходили   по-очереди, и   Вова  дрался   с каждым…Воспринял  драку,   как соревнование…и - победил всех!..Но в  последний  момент в  класс  вошла  учительца.

   Рита   стимулировала  Володю  к  занятиям  спортом. С  первого  класса   он  ходил  в  секцию бокса. Увлекся  футболом… Пока   ему  не   зафиндилили    мячом   в  глаз…Придя  домой  с   фингалом  на  пол-лица, Вова  долго   никуда  не ходил:  лечили  сотрясение… Занимался и   каратэ, - пока   не  украли   кимоно! В нем  жило   стремление  к  спортивным  занятиям.      
   Положение   было   серьёзным. Рита   на    опыте  знала:  уж  если  что   задумают    с позволения  «педагоги», -  они могут  испортить  судьбу  мальчишке…Взяв   амбулаторную  карту  Володи,  которую   держала  при  себе,   она  поехала  в  центральный  Московский Детский  Психдиспансер…Главврач   приняла  Риту,  внимательно  выслушала  Вовкину   историю,  и…согласилась положить  его  на   обследование.
 
   Вова   был   в Диспансере  три месяца.  Надо сказать, он  стал  лучше: спокойней. Сам  книжки  читал,  с  картинками, которые  Рита  приносила. На свидания   к  нему   приходили   с  Германом, которого  Вова  начал  звать  «папой».  Вова  очень   радовался  встречам, и  заказывал: сыр,  фрукты,   компоты…Но однажды, Рите  сказали,  что   сын…находится  на операции   по  поводу аппендицита!..
Рита  испугалась: не  случилось  бы  перитонита...Но  операция  прошла  успешно. При   выписке  лечащий  врач  сказала   много утешительного.
-  А Вовка, -  доложила  она, -  не  такой  уж   дебил!..Мы   поставили  ему  «пограничное  состояние». Ему  нужно  другое  обучение. Вы не  против, если  мы  направим  его  в Спец-школу  для  отстающих?
- А что там за дети?
- Такие  же, как он, - призналась врач, -  есть  и похуже…Но там  ему  будет  намного  легче  учиться! И  Вам  спокойней.
  Рита  впервые  ушла, окрыленная  надеждой. В спец-школе  Вова   стал  не  только  лучше учиться, но  был  избран   старостой  класса. В  массовой  он  учился в  третьем, а  тут   пошел  сразу  в   пятый  класс! Одно  неудобство:  в  пятницу  Рита  забирала его  и долго   везла  на электричке в Щербинку…Полтора  часа   на   дорогу!  В  понедельник  опять  на  электричку…и  на  работу   опаздывала.   
    Герман  жил   у  родителей. По-очереди  с   Германом забирали  сына…В  свободные  дни  приводили  его к   бабушке  с  дедушкой. Здесь  Вова  чувствовал  себя   уютно:  бабушка Евдокия   кормила,  читала   ему  книжки,  и  вместе   они  шли   во двор:  кормить   птиц,  насыпая   крошки   в   специально  вырезанные  и  подвешенные   на ветки  пластмассовые  бутылки. Вова  бегал по  двору   с  ребятами… Домой  почти  всегда   он  возвращался   в  мокрых  ботинках. Герман  купил  ему  сушилки,  но  Вова   так  и  не  приучился   вставлять  их  на ночь. Пришлось  купить   сапоги,  а  для  ботинок  галоши.
 
   Прошло   два  года. Рита  шутя  научила его  играть в шахматы. И... вдруг  Володя  обьявил  ей   мат! Рита   глянула   изучающе:  «случайность»? Но  когда  повторно   получила   три  «мата»  подряд, поняла:  Вова   УМНЫЙ  МАЛЬЧИК. Он  не знает русского  языка, и  в  раннем  детстве  сильно  пострадал…Ему  нужны  особые  условия  для   развития. 
- Представляешь, -  сказала   она  подруге, - Вовка  уже   меня   в шахматы  обыгрывает!
- Да ты  что?!- вытаращила  та  глаза, -  ему,  кажется, дебильность» ставили…?
-  Ну, да… – рассмеялась   Рита,-  Если   меня обыгрывает  дебил,   то   ЧТО   тогда  я?.. 


Рецензии