4-я кн. 7-я гл. гранит науки
- Сколько секунд в минуте? – спрашивал он Вову в кухне.
-Не знаю, - набычившись, бубнил Вова.
-Как не знаешь?! – злился Герман,- Ты же повторял: шестьдесят!..– и он крупно нарисовал на листе цифру «60».
Но Вовка упрямо твердил «не знаю»! Так продолжалось, пока Герман не написал синим цифру «60» у Вовки ни лбу:
- Шестьдесят!..- орал и спрашивал. Но Вовка упирался, Герман тыкал пальцем в зеркало:
- Вон, идишь? Шестьдесят! Запомни!!!...
Вовка надувался: «не знаю», «не знаю»…и закипал обидой.
В десять лет он не понимал, что такое «вчера», «сегодня», «завтра»…Рита обьясняла, рисовала…Он не хотел, не понимал. Герман вздумал помочь с понятиями «полтора» и «половина»…
- Вот, видишь, - говорил, - яблоко, ОДНО. А это, - резал надвое, - ПОЛОВИНА. Понятно?
- Та..- шептал Вовка, опустив голову.
- Сколько яблок? - брал Герман в руку одно, а Вова говорил:
- Два.
- Где два?! – бесился Герман, - Яблоко, видишь?! Одно!!!
- Да.- тихо говорил Вовка.
- А это...? - Герман показывал половинку, - Чего молчишь?!..
- Сколько яблок у меня в руке?!..
- Три…- безнадежно выдыхал Вова.
Герман, дрожа от гнева, налил в стакан воды:
- Вот видишь, я налил воду. Сколько здесь воды?
- Один…
- А это? – он налил половину стакана.
- Не знаю…
- Как не знаешь?! Я же сказал: ПОЛОВИНА!!- и, вышедший из себя Герман, оттянув Вовке резинку штанов, вылил туда стакан воды, - ОДИН стакан! – Понял?
- Да!- плачущим голосом проговорил Вова.
- А это половина! – Герман вылил туда еще пол- стакана. Повтори!
- Половина, - проплакал Вова.
- А вместе будет ПОЛТОРЫ!!!…
Вовка ревел. Рита, прибежав из комнаты, сердилась:
- Как ты учишь ребенка?! - Все, хватит. Нечего его обижать!
- Ну и учи сама!..- бросил, уходя, раздосадованный Герман, - Он тупой, ничего не понимает!
- И буду. Иди отсюда! Взяв картофелины, Рита одну разрезала пополам:
- Видишь? ОДНА КАРТОШКА. А это ПОЛОВИНА. Понятно?
Вовка молчал. Рита взяла картофелину:
- Это сколько картошек?
Вовка думал-думал и сказал «не знаю».
- Как не знаешь?!- вызлилась Рита, - тебя учить, как Герман?!
- Нет..
- Вот это, - взяла полторы картошки, - сколько картошек?
- Пятнадцать..- вымолвил Вовка.
-Чего пятнадцать?! - вскричала Рита.
- Метров,- сказал Вовка.
Рита схватила рулетку и потащила Вовку измерять комнату от стены до стены…
- Вот ПЯТНАДЦАТЬ МЕТРОВ! – кричала она, - наша комната в длину. А картошки полторы! – видишь? Одна картошка, и половина, а вместе полторы! Понял?!..
…Нетрудно представить, как он учился в школе. Рита замучилась выяснять, почему ему ставят «два», и сделали очередную запись в дневнике: «Срочно придите в школу! – Ваш сын ПЛЕВАЛ В СОСЕДНИЙ КЛАСС»…
- Куда ты плевал?!.- смеялась Рита, - Расскажи!
- Там все плевали..
- Куда плевали, зачем?!
- В класс…один плевал..другой плевал..и я плевал...
Рита пришла к учительнице. Та обьяснила: детям понравилось забегать и плевать в соседний класс. А дети из того класса, соответственно, забегали и плевали в ИХ класс..Так и бегали, пока не наткнулись на учительницу…не успел увильнуть,конечно, Вова! А к нему и так полно претензий.
- Он дерется! - доложила учительница. – Невозможно пройти мимо, чтобы не стукнул! Агрессивен. Учится плохо, ни на один вопрос не отвечает. Даже имя свое НЕ ХОЧЕТ назвать!..
- Почему ты дерешься? - спрашивала Рита.
- Дразнят..
- Тебя дети дразнят?!
- Да..
- Тебе обидно, и ты дерешься?
- Да..
- А почему не говорил? Как дразнят: «ЧУКЧА», - как в той школе?
- Да..
- А говорят, ты просто так дерешься.
-Нет..
«Срочно придите в школу! Сильно избил ребят»,- писала учительница.
- Опять дерешься! – расстраивалась Рита, - Мы же договорились... И кого ты там избил?..
Молчание. Снова пошла в школу.
- Кого конкретно избил Володя?
- Всех…- отвечала учительница.
- Что значит «всех»? Он что, один избил весь класс?!
- Да. Мы собираемся поставить его на учет в Милицию.
- Чего-о?!
- Да, - поджала губы учительница, - переводите его куда- нибудь, хоть в Псих-интернат, иначе мы сами его куда-нибудь отправим!
Дома состоялся разговор, из которого Рита поняла: сын попал в немилость.В довершение, ее вызвали в Милицию. Толстая дама в форме сказала претенциозно:
- Мы собираемся отправить Вашего сына в Псих-интернат!
- Что Вы говорите!? - вспылила Рита, - А я не отдам!..
- Он сам к нам придет! – высокомерно заявила чиновница, или Вы приведете…
- НИ ЗА ЧТО В ЖИЗНИ!!!- твердо сказала Рита.
- По всем статьям он нам подходит…
- А это мы посмотрим! – Рита, круто развернулась и пошла прочь...
- Вы еще вернетесь к нам! – крикнула вслед инспекторша.
Дома Рита накинулась на Вову:
Меня из-за тебя вызывали в милицию. Тебе скоро одиннадцать, а ты плохо ведешь себя в школе! Хочешь, чтоб перевели куда-нибудь подальше!? – хочешь жить без меня? Что случилось в классе!..
Вова до сих пор трудно говорил, но Рита кое-как разобралась. Ребята обьявили поединок: «кто кого»? Подходили по-очереди, и Вова дрался с каждым…Воспринял драку, как соревнование…и - победил всех!..Но в последний момент в класс вошла учительца.
Рита стимулировала Володю к занятиям спортом. С первого класса он ходил в секцию бокса. Увлекся футболом… Пока ему не зафиндилили мячом в глаз…Придя домой с фингалом на пол-лица, Вова долго никуда не ходил: лечили сотрясение… Занимался и каратэ, - пока не украли кимоно! В нем жило стремление к спортивным занятиям.
Положение было серьёзным. Рита на опыте знала: уж если что задумают с позволения «педагоги», - они могут испортить судьбу мальчишке…Взяв амбулаторную карту Володи, которую держала при себе, она поехала в центральный Московский Детский Психдиспансер…Главврач приняла Риту, внимательно выслушала Вовкину историю, и…согласилась положить его на обследование.
Вова был в Диспансере три месяца. Надо сказать, он стал лучше: спокойней. Сам книжки читал, с картинками, которые Рита приносила. На свидания к нему приходили с Германом, которого Вова начал звать «папой». Вова очень радовался встречам, и заказывал: сыр, фрукты, компоты…Но однажды, Рите сказали, что сын…находится на операции по поводу аппендицита!..
Рита испугалась: не случилось бы перитонита...Но операция прошла успешно. При выписке лечащий врач сказала много утешительного.
- А Вовка, - доложила она, - не такой уж дебил!..Мы поставили ему «пограничное состояние». Ему нужно другое обучение. Вы не против, если мы направим его в Спец-школу для отстающих?
- А что там за дети?
- Такие же, как он, - призналась врач, - есть и похуже…Но там ему будет намного легче учиться! И Вам спокойней.
Рита впервые ушла, окрыленная надеждой. В спец-школе Вова стал не только лучше учиться, но был избран старостой класса. В массовой он учился в третьем, а тут пошел сразу в пятый класс! Одно неудобство: в пятницу Рита забирала его и долго везла на электричке в Щербинку…Полтора часа на дорогу! В понедельник опять на электричку…и на работу опаздывала.
Герман жил у родителей. По-очереди с Германом забирали сына…В свободные дни приводили его к бабушке с дедушкой. Здесь Вова чувствовал себя уютно: бабушка Евдокия кормила, читала ему книжки, и вместе они шли во двор: кормить птиц, насыпая крошки в специально вырезанные и подвешенные на ветки пластмассовые бутылки. Вова бегал по двору с ребятами… Домой почти всегда он возвращался в мокрых ботинках. Герман купил ему сушилки, но Вова так и не приучился вставлять их на ночь. Пришлось купить сапоги, а для ботинок галоши.
Прошло два года. Рита шутя научила его играть в шахматы. И... вдруг Володя обьявил ей мат! Рита глянула изучающе: «случайность»? Но когда повторно получила три «мата» подряд, поняла: Вова УМНЫЙ МАЛЬЧИК. Он не знает русского языка, и в раннем детстве сильно пострадал…Ему нужны особые условия для развития.
- Представляешь, - сказала она подруге, - Вовка уже меня в шахматы обыгрывает!
- Да ты что?!- вытаращила та глаза, - ему, кажется, дебильность» ставили…?
- Ну, да… – рассмеялась Рита,- Если меня обыгрывает дебил, то ЧТО тогда я?..
Свидетельство о публикации №215101000134