АБС. Обитаемый остров. гл. 4. 46-52

46. Гоголь бы не понял Раду. Две причины.

Почему вдруг именно так? Гоголь боялся пространства дома, а Рада была привязана к кафе и городу. Есть и вторая причина: Рада боялась темноты, а Гоголь--мастер по ночным кошмарам--боялся её гораздо меньше.

47. Зачем же Максиму нужно было рисковать? Четыре причины.

А зачем рисковал Максим? Во-первых, ему было интересно. Во-вторых, он не хотел возвращаться к Гаю и пожилой женщине, так как там у него были с ними неприятности. в-третьих, от незнания опасности. Наконец, он был не из робкого десятка. Т.е. все причины психологического характера, как и при любом риске, ведь риск означает именно такое действие, которое не обязательно, но свободно выбирается в виду сильной целеустремлённости.

48. Правда ли Рада дрожала от холода, а не от страха?

Судя по всему, нет. было и холодно, и страшно. Потому что Радам вскрикнула, а такое не бывает при холоде. В атмосфере же потемнения света, обезображивания каменного покрытия и появления подозрительных типов это однозначно страх.

49. Пространственно-временные катаклизмы или художественный приём?

действительно ли это пространственно-временные катаклизмы? Кажется, это только художественный приём. Впрочем, и то, и другое. Если бы это был перенос  в прошлое, им пришлось бы быть здесь более одного раза, но об этом ничего не сказано. Если в будущее, то потом должны бы были произойти соответствующие события, связывающие два момента, чего мы не наблюдаем. Плюс всё же обычно в таких случаях упоминается о временных перемещениях. Пространственно-временной катаклизм произошёл не в физической, а в духовной реальности--в реальности сознания Максима.

50. Тургенев и Стругацкие: точка пересечения.

"Он испытывал какое-то сожаление и ощущал потерю, словно потерял некую чистоту". Именно подобную фразу употреблял Дмитрий Быков в отношении Тургенева. Чтобы измениться, надо убить своё "муму". "Муму"--это не обязательно только хорошее. Это именно то. что ты считаешь наиболеее присущим тебе.

51. Воплощение борьбы с мухой и Библия.

В каждом человеке много образов "я", в том числе, если он утопил "муму", этот образ будет преследовать его всю жизнь, как назойливая муха. Быть может, муха,  с которой боролся Максим, была прообразом этого. Неизвестно, имели ли в виду Стругацкие именно это, но, видимо, муха означала какую-то нравственную перемену. Тем более в силу того, что Князь Тьмы называется ещё владыкой мух. Так же могла иронично использоваться тема борьбы Иакова с Ангелом, с испытанием. Такие предположения.

52. Чем можно объяснить посл. стр. 4-ой главы источника (45)?

В гордыне Фанка,  вего незрении своих грехов. Ни то, как сам нарушал правила движения, ни то, как сам попадал в сумасшедший дом (если такое, впрочем, было). Сам быв сумасшедшим, он сомневается, сумасшедший ли Максим. Он мог уже выписаться, ведь параллельно с действиями Максима происходили и действия Фанка. В самой конце первой главы упоминается Странник. Это особый тип людей. о котором речь дальше. Сам я пока не знаю, кто это такой.

Конец рецензирования первой части.


Рецензии