Дитя подземного пламени. Алмаз

Там, где тьма и нестерпимый жар, где давление земных глубин безжалостно сминает расплавленный камень, рождаются  дивные кристаллы. Имя им – алмазы.

Однажды одному из них пришло время появиться на свет. Миг рождения своего помнил он смутно. Вокруг кипела вязкая масса, и в ней прятались его собратья. Юный алмаз чувствовал их присутствие. Долгое время он считал это место своим домом.  Медленно рос, набираясь силы и, большей частью, дремал. Не тревожил его сна  шум подземных глубин: ни треск ломаемых пластов, ни шипение раскаленных пород – все это стало частью привычной жизни. Где-то снова и снова рождались его братья, и все алмазы это ощущали.

Сколько минуло времени, он не знал – само понятие времени было неведомо нашему герою. Меж тем, над землею неспешно текли годы, незаметно складывались они в миллиарды лет. Извергались вулканы, насыщая воздух пеплом и ядовитыми смесями, обрушивались с небес незваные странники-метеориты, оставляя глубокие раны-отметины, раскалывались континенты, уходили под воду острова, а на смену им появлялись новые; осваивала прежде недоступную сушу, робкая еще жизнь, к солнцу поднимались первобытные леса, качались на ветру тугие стебли-стволы и падали в болота, что медленно, но неотвратимо наступали на лес … а тысячи лет спустя их сменяла пустыня.

В один из дней обычной жизни пришел конец. Страшный взрыв сотряс земную кору, и сквозь глубокую трещину-разлом хлынула насыщенная газами, кипящая магма, увлекая за собою алмазы. Чем выше поднимались они, тем быстрее остывала породившая их смесь, в твердый камень обращалась она – темный кимберлит.

Сколько длилось это, алмаз не знал. Но едва лишь окаменела прежде мягкая масса, он перестал чувствовать своих собратьев. Нет, он понимал, что они где-то рядом, но теперь связь меж братьями прервалась. И это было грустно.

Помимо алмазов росли в кимберлитовой плоти и другие минералы: зеленые оливины, темно-красные гранаты, соломенно-желтые цирконы. И хоть иного были они рода, нежели семья алмазов, прежде он ощущал и их соседство. Теперь же глубокая тишина окутала его. Сжатый твердой породой, попавший в ловушку, алмаз остро ощущал свое одиночество. Что будет дальше, он не представлял. Оставалось лишь вновь погрузиться в сон.

Минули долгие века. Юная река упорно трудилась, размывая плотный камень, унося прочь его обломки, смешивая их с песком и илом. И вот однажды затворничество самоцветов было прервано. В новый путь отправились они, подгоняемые речными водами. Нашему герою это смутно напоминало его первое путешествие к поверхности земли. Но вода реки не была горяча, как породившая их некогда магма, напротив, холодный поток ее точно баюкал камни, мягко покачивал их, и продолжали они свое движение. Некоторые зарывались в ил, другие бежали дальше. Скользил по дну и алмаз. Прохлада вод, дарящая спокойствие, нравилась ему, и это путешествие, сменившее вынужденное заточение, воспринимал он куда лучше, чем его собратья – неизвестность пугала их. Следил он за колыханьем водорослей, темными тенями, что скользили над ним – то были рыбы, но алмаз, конечно же, этого не знал. Чем дальше, тем меньше оставалось с ним его собратьев – вездесущий песок останавливал их. Но алмаз все еще держал свой путь – с мелкой галькой, все больше и больше становясь похожим на своих попутчиков – некогда ровные грани истерлись, делая его тело округлым, все больше и больше послушным воде … пока в один из вечеров не поглотил и его песок.



Немало собралось на реке старателей. Раз за разом промывали они песок, одной лишь жаждой полны – отыскать алмазы.  Но редко удавалось это – вновь и вновь уносила вода песчинки и ил, оставляя девственно чистым дно лотка. Раздраженно переговаривались мужчины, иные уходили, их сменяли другие … и все повторялось. Сегодня не везло никому.

Один из юношей, прибывший сюда недавно, тоже собирался уходить. Решив сделать еще одну попытку, он вновь набрал полный лоток песка и принялся аккуратно перемешивать взвесь … пока его пальцы не нащупали небольшой камешек. Не веря себе, он извлек его и замер в изумлении – на ладони его лежал алмаз. Пробудившийся от дремы камень не обратил внимания на радостный возглас человека. Ибо яркие лучи коснулись его, и алмаз увидел солнце.

19 – 27 сентября 2015 г.



Примечания

В рассказе использованы магматическая и мантийная теории происхождения алмазов – о формировании данных кристаллов под огромным давлением на большой глубине (около 200 км).
 
Алмаз – минерал, кубическая аллотропная форма углерода. Может быть бесцветным, желтым, коричневым, реже розовым, синим, зеленым, красным.

Гранат – обширная группа близких по строению минералов. Цвет – темно-красный, красно-фиолетовый, буро-красный, зеленый, желтоватый, темно-коричневый, черный.

Кимберлит – ультраосновная (бедная кремнеземом) магматическая горная порода черного цвета с синеватым и зеленоватым отливом. Главный коренной источник алмазов. 

Оливин – минерал, силикат магния и железа. Цвет – желтовато-зеленый, оливковый, темно-зеленый, коричневый, черный.


Рецензии
Добрый вечер, Мария. Хорошо Вы пишете, просто, но интересно. Увлекательно. Кимберлит, в Якутии. Сталактитовые пещеры в Новом Афоне. Красноярский заповедник "Столбы". Всё увидала вновь, следуя за Вами в Ваших красивых зарисовках. А уж Матушка - Природа в Петербурге, в других местах схвачена очень ярко и красочно. Благодарствую. Добра Вам и радостей. Тамара.

Тамара Брославская-Погорелова   22.12.2016 17:16     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Тамара! Благодарю Вас за рецензию и добрые слова. Рада, что Вам понравились мои миниатюры. Часть из них родились как воспоминания о совершенных ранее путешествиях. Часть посвящены минералам (с юности увлекаюсь минералогией, решила попробовать в литературной форме писать о различных камнях).
Еще раз спасибо.
И Вам - вдохновения и новых сюжетов!

С уважением, Мария Янтраева.

Мария Янтарева   23.12.2016 22:00   Заявить о нарушении