Страшный грех

                ВЛАДИМИР ВЛАДЫКИН   
               
                СТРАШНЫЙ ГРЕХ
                рассказ

       Они работали за одним и тем же большим раскройным столом, смётывая, поданные закройщицей только что раскроенные ткани на платье. Я смотрел на них в анфас и в профиль: прямые островатые носики выражали честолюбие  почти  в равной мере; глаза одного серого цвета; губы хорошо очерчены; гибкие линии фигур, почти одной комплекции, такие утончённые. Одна была Татьяна, моя одногодка, замужем года три, как окончила школу, так и выскочила за красавца, родила дочь. Татьяна казалась серьёзной, мужчинами, а тем более парнями, не интересовалась. Да и меня, холостого парня, она не волновала. Я знал твёрдо, даже если скажу, что люблю её, Татьяна мне не ответит, потому довольствовался одним тем, что она недоступна своим замужеством. Впрочем, и на самом деле казалась недоступной, отчего я думал, что муж у неё мне не чета. Хотя, если честно сказать, в тот год она меня совершенно не интересовала.
        Я засматривался на её милую симпатичную однобригадницу Галю Камневу, тоже очень серьёзную. Тогда в моём воображении уже сложился идеал моей девушки, правда, Галя не совсем ему соответствовала. Длинные естественного светло-русого оттенка волосы гладко зачесанные, на затылке стянутые резинкой и показывали всю свою ухоженную пушистость на шее и спине. Работа портнихи требовала большого терпеливого усердия, потому по сторонам глазеть было некогда, даже если перед ней окажется самый распрекрасный парень. Впрочем, когда я входил в пошивочный цех легкого платье, Галя на секунду, как и другие модистки, поднимала на меня глаза. Этого было вполне достаточно, чтобы понять, как девушка относилась ко мне. Но как раз этого я доподлинно не знал. Даже за работой женщины между собой никогда не молчат, и друг о друге, мужьях и детях товарок они знают всё. И в том числе они говорят о любви, делятся своими впечатлениями о книгах и кино. О нашем брате механике они уже тоже знали почти всё (но откуда и как?), что я, к примеру, не женат. И шутливо подсватывали мне Галю, а Татьяна сбоку в свой черёд этак оценивающе  строго смотрела на меня, словно говорила: «Вот только посмей к ней подойти!» А потом она улыбалась одними губами. «Оказывается, она была не такая уж и серьёзная», подумал я. Впрочем, разве серьёзные не улыбаются?
        Тогда действительно я был свободен, вокруг меня много девушек, а вот свою, предназначенную небом, почему-то до сих пор не встретил. Если бы появилась, как из того фильма, девушка моей мечты, я бы её, наверное, с ходу узнал. Ведь она  уже давно жила в моём сердце. Поэтому не спешил, всё ждал небесную ангелицу, которой на земле и быть не могло. Может, всем ангелы и ангелицы являются во сне, то есть когда спят. И бери ту, которая хоть чем-то тебе симпатична…
         Галю я ждал после смены. Пошли в кино. Она мне чуть погодя сказала, что ничего не обещает на длительный срок. Я считал себя общительным, тогда как девушка явно склонялась к молчанию, точно её душу точила какая-то страшная тайна.  Книги она читала редко, поскольку, в её представлении, хороших не было. Одни из школьной программы были прочитаны, другие не нравились. Хотя как можно было так категорично утверждать, когда не держала их в руках? Тут я что-то стал понимать. Однако углублённая, даже угрюмая, её молчаливость наводила на мысль, что её действительно что-то тайно мучило. Так оно и вышло. Наверное, через недели две (мы ещё даже не целовались, я боялся показаться хамом), Галя повела разговор о своём парне, приславшем из армии письмо, что хочет быть ему верной, и мы по-хорошему расстались…
         Что интересно, уже встречаясь со своей будущей женой Риной, та же история с письмом повторилась. Её парень после окончания техникума Николай Колесник, служил в армии. И была между ними близость, когда они отдыхали на море в районе Лазаревской. А после я встретил девушку пишущую стихи Таню Лазареву, с которой возник многолетний платонический роман, она даже посвятила мне стихи, которые затерялись в моих книгах. Тогда Рине я посоветовал возобновить отношения с бывшим ухажёром, которого она, кажется, любила. Она испрашивала у меня совета как ей поступить? Ведь по её словам, меня она любила сильней, но Николай – её первая любовь, которому отдала всю себя. Тут уж нечего было раздумывать – надо  вернуться хоть в письмах к нему, а потом отслужит и соединяться навеки. В моих словах она нашла манерное благородство, да ещё упрекнула, что я не борюсь за свою любовь, чем меня, правда, удивила. Но ведь я её вовсе не любил так, как нежил своё сознание своим недостижимым идеалом. Как он сложился во мне, не могу сказать, но из каких-то иллюзий создался этаким женским совершенством. Нет, этому не способствовали «тургеневские девушки». Всё, наверное, сложней, для того человек, который только и живёт в своих мечтах. Да, мечта и сотворила во мне и вмонтировала в душу «недостижимый идеал», который, кстати, всегда мешал мне жить, вступая в спор за обладание женщинами, даже не отвечающими моей сущности. Мне уже иногда думалось, что этот образ женщины вполне реально ревнует к жене. Не потому ли и начались между нами разногласия? Впрочем, они уже породнились тогда, когда Рина написала Колеснику, что скоро выходит замуж. Ведь заявление мы подали сразу после помолвки. Рину я не отговаривал от Николая, правда, лишь сказал, что в армии происходит переоценка отношений с бывшими девушками. И они кажутся, чуть ли не идеальными, в армии просыпается острое желание с кем-то переписываться, вот он и выразил сожаление, что посмел некогда сказать будто бы с ним она, Рина, натерпится лиха. И она отказала Николаю испытывать удовольствие от переписки.
         Но и я не оправдал её ожиданий, со мной ей было, увы, несладко, так как жившая во мне её соперница, отравляла существование нам обоим. Ведь несколько раз я порывался уйти от жены. И однажды уехал к своей бывшей армейской подруге Наде, с которой перед женитьбой почти два с половиной года вели «идеальную переписку», играя в «умницу и умника». В моих представлениях об идеальной девушке она как никто подходила, но я чувствовал, что между нами нет настоящей любви, нас сближало лишь увлечение поэзией и только, хотя с Риной не было и этого. Но почему же я избрал её в жёны? А всё произошло довольно просто: она казалась мне интеллигентной, благородной, воспитанной. Но такой её делало одно то, что она умела со вкусом одеваться, но была напрочь лишена душевных качеств, относясь ко всему избирательно, чему я не придавал тогда особого значения.
Я же, видать, ей приглянулся чисто внешними данными, но если бы в то время Рина знала, что я был серьёзно увлечён литературным творчеством, она бы к этому отнеслась скептически. Хотя это случилось только после свадьбы. Я дал ей прочитать что-то из своего, это чтение её так озадачило, что она тотчас увидела во мне не того, какого рисовало её воображение.
         После нескольких месяцев совместной жизни я, наконец, принял отчаянный шаг, уехав в другой город Б., к Наде, куда Рина приезжала. Ей удалось уговорить меня, делая упор на то, что мы начинаем отношения как бы с чистого листа.
Однако это нам сделать было не по плечу, так как разные полюса интересов невозможно направить в одно русло. И поэтому меня неодолимо влекло к другим женщинам. И прожив с ней кое-как лет восемь, жизнь свела меня с Таней Петровой. К этому времени у неё было четверо детей, с мужем развелась, как ходил слух, из-за того, что он обвинил её в измене, якобы последнего сына родила от любовника…
Татьяна изменилась: прежний образ серьёзной женщины, знавшей одного мужа, распался. Теперь она казалась решительной, отчаянной женщиной, легко вступавшей в связи с разными мужчинами. Она призналась, что любила меня с той поры, как я стал  встречаться с Галей Каменевой, и страшно завидовала ей. Кстати, Галя с мужем жила плохо, он пил, и она была вынуждена терпеть его пьянство. Мне же оставалось только пожалеть её…
         И вот так получилось Татьяна пригласила меня с поводом к себе домой, ей потребовалось поменять на кухне старую мойку на новую. Если бы я ушёл к ней насовсем, она бы охотно приняла меня. Но я не любил, оказывается, ни Галю, ни Таню. В те годы я ещё не избавился от своих иллюзий об идеальной женщине, которой, знал, никогда не встречу. Её просто не существовало. О ком тогда говорить, когда все женщины любят не тех, о каких грезят в юности?
Итак, связь с Татьяной длилась с интервалами почти год, причём я жил с Риной. Ходил в кино и однажды увидел в кинотеатре портрет Татьяны рядом со звёздами театра и кино. Вот как тогда поднимали высоко мать четверых детей.
Вскоре Татьяна вышла замуж за прикомандированного инженера и с детьми перебралась в другой город к мужу. В свои сорок лет он почему-то не был женат, как потом выяснилось, хотел ребёнка, но Татьяна не беременела. Ей пришла мысль, что муж Виктор просто не способен иметь детей. Хотя к врачам, как другие жёны, не сводила его. Она решилась на другую крайность. Нашла меня, объяснила ситуацию.
        У нас с Риной был один сын, я хотел второго ребёнка, но она не согласилась, так как с трудом родила первого. Вот я вижу сон, что у меня есть ребёнок, он лежит на тротуаре, но я не могу его поднять. Этот сон я вспомнил, когда Татьяна предложила поучаствовать в её авантюре. Я пересплю с ней, она объявит мужу о долгожданной беременности, так как ему очень хотелось иметь ребёнка. Я с лёгким сердцем, вовсе не осуждая Татьяну, пошёл у ней на поводу…
          Мы согрешили. Разве тогда я знал, что на этом свете человек ни от чего дурного, совершённого им, не уходит от наказания. Каким оно было или ещё будет? Об этом тогда я не задумывался. Хотя понимал, что совершаю не просто гадкий поступок в сговоре с женщиной, которая как ни странно, вовсе не хотела обманывать мужа, не способного зачать, а наоборот, надумала ублажить его беременностью и родившимся ребёнком привязать к себе. Она опасалась, что, не имея своей кровинушки, он не станет с ней жить только ради неё самой и её детей.
          После того вечера Татьяну я больше не видел. Это произошло в середине лета, а в декабре того же года я ушёл от Рины, а ещё через год уехал в город Б. С Надей отношения не сложились. Я встретил молодую девушку с именем первой жены, и всё как бы повторялось заново…
          Но это была уже другая жизнь, разделённая на прошлую и настоящую.
          Больше я не имел посторонних связей. И верю, что жена действительно даётся от Бога, и,наверное,даже, увы, не одна. А все прочие увлечения вопреки всему оборачиваются потерей здоровья, что и произошло со мной, что происходит с тысячами, миллионами людей погрязших в плотских грехах…

15.12. 2003 г.


Рецензии